Сравните идеологию социализма и коммунизма.

Социализм 1. Основная цель социализма в отличие от марксистской государственной монополизации, заключается именно в демонополизации всего общества людей, между людьми, которая приводит именно к равенству людей, сотрудничеству, свободе, братству, взаимопомощи.Т.е. основной целью социализма является упразднение эксплуатации людей людьми.Марксизм-ленинизм не имеет цели упразднения эксплуатации, он меняет эксплуатацию частными лицами, на эксплуатацию лицами от государства, превращая последних так же в эксплуататоров не только от государства, а уже в частных и именно за счёт государственной собственности на средства производства. На основе философских идей социализма была также создана политическая идеология, выдвигающая в качестве цели и идеала установление общества, в котором: · отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение; · утверждаются социальное равенство и справедливость · 2. Уничтожение или ограничение частной собственности; · Всеобщее равенство; В качестве путей достижения справедливости разными мыслителями предлагалось, например: · упразднение частной собственности при сохранении личной · замена капиталистических предприятий кооперативами · создание коммун, внутри которых всё будет общим (социалисты-утописты) · создание государственной системы социального обеспечения 3. В конце 50-х, 60-е, 70-е гг. большинству стран МСС удалось добиться известных положительных результатов в развитии народного хозяйства, обеспечив рост жизненного уровня населения. Однако в этот период отчетливо обозначились и негативные тенденции и прежде всего в экономической сфере. Укрепившаяся во всех без исключения странах МСС социалистическая модель сковывала инициативу хозяйственных субъектов, не позволяла адекватно реагировать на новые явления и тенденции в мировом экономическом процессе. Особенно наглядно это стало проявляться в связи с начавшейся в 50-е гг. научно-технической революцией. 4. В результате распада мировой системы социализма подведена черта под более чем 40-летним тоталитарным периодом в истории большинства стран Восточной Европы. Претерпела существенные изменения расстановка сил не только на Европейском континенте, но и в Азии. По всей видимости, уходит в небытие блоковая система отношений на мировой арене в цепом. Однако относительно длительный период сосуществования стран в рамках МСС, на наш взгляд, не может пройти бесследно. Очевидно, в перспективе неизбежно налаживание отношений между бывшими союзниками, а зачастую и близкими соседями, имеющими общие географические границы, но уже на основе нового баланса интересов, непременного учета национальной, цивилизационной специфики и взаимной выгоды. Коммунизм 1. На ранних ступенях развития первобытный коммунизм на основе общности имущества был единственной формой человеческого общества. Первобытнообщинный строй охватывал время от появления самых первых людей до возникновения классового общества, что по археологической периодизации совпадает в основном с каменным веком. Для первобытнообщинного строя характерно, что все члены общества находились в одинаковом отношении к средствам производства, и соответственно единым для всех был способ получения доли общественного продукта, с чем и было связано употребление для его обозначения термина «первобытный коммунизм». От следующих за ним этапов общественного развития первобытный коммунизм отличается отсутствием частной собственности, классов и государства.
  • 2. достаточно высокий уровень развития производительных сил и обобществления труда;
  • общественная собственность на средства производства;
  • всеобщность труда и отсутствие эксплуатации человека человеком;
  • коммунистическое общественное самоуправление;
  • отношения сотрудничества и взаимопомощи;
  • планомерность и пропорциональность развития в целях возможно более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей трудящихся;
  • единство, сплоченность общества, господство единого марксистско-ленинского мировоззрения и др.
3. Огромная теоретическая работа К.Маркса и Ф.Энгельса позволила совершить революционный скачок от утопического к научному коммунизму, заложить научные основы и методологические принципы понимания коммунизма и диалектики движения к нему. Именно основы и принципы, а не догмы. К Маркс и Ф.Энгельс были диалектиками и потому всегда подчеркивали, что теория и практика коммунизма постоянно развиваются, не стоят на месте. На место устаревающих положений приходят новые. И поэтому вовсе не все, что ими сказано и написано, есть истина в последней инстанции. Они правы в главном, в принципиальном, и в то же время ряд их положений устарел, обновлен и обогащен новой практикой общественной жизни, теоретическими разработками их последователей, прежде всего В.И.Лениным. 4.История коммунистического движения является историей побед и поражений в революционной борьбе за ликвидацию мировой системы эксплуатации. Успехи в этой борьбе приближали субъект исторического действия к пролетарской массе “совокупного рабочего”, поражения – отдаляли. Но степень современного обобществления общественного производства и острота внутренних противоречий капитализма вновь и вновь подтверждают, что человечество находится в процессе коммунистической трансформации общества, который уже вышел за рамки решения задач в границах отдельных государств в той мере, в какой кризисы капитализма вслед за системой производства приобрели всемирный международный характер. Этот процесс является главной реальностью современности. История коммунистического движения знала этапы поражений и предательства, главной сутью которых был откат от коммунистической коллективности к ее буржуазным формам, что неизбежно вело к партикуляризации “совокупного рабочего”. Очередной такой откат закончился. Начинается новый цикл развития коммунизма.

Источники:

Ланцов С. А. Идеология и политика социал-демократии. Спб, 1994

Макаренков Е. В., Сушков В. И. Политология. Альбом схем. М., 1998 г

6. С какими проблемами столкнулась Россия при переходе к правовому государству? Какова причина данных проблем.

Проблему теории правового государства предлагается рассматривать в русле поиска наиболее оптимального вектора развития России в постсоветский период. Россия в начале XXI века, как и в прежние времена, оказалась на перепутье, когда общественно политическую мысль довольно остро волнует проблема выбора между двумя направлениями развития. Великий спор, начатый еще славянофилами и западниками в далекие,времена, продолжается до сих пор. Хотя сегодня себя никто славянофилами или западниками не называет, но, несмотря на это, явно выделяются сторонники традиционализма и модернизации российского общества.

Сторонники традиционализма выдвинули цивилизационный код России, который расшифровывается им как духовно нравственное наследие русского народа, и он должен определять основу общественно политического строя и современной России. Ко всему этому традиционалисты добавляют, что если Россия отойдёт от духовно - нравственного наследия русского народа, примет ценности западной демократии, прав и свобод человека, то она разрушится, потеряет свою целостность и единство. При этом во главе современного традиционализма находится Русская Православная Церковь. К ней тесно примыкают некоторые общественно политические движения, отдельные ученые и представители действующей власти.

Сторонники модернизации общественно политического строя России также считают, что духовно-нравственное начало должно лежать в основе организации и деятельности любого государства. Но духовно-нравственное начало и духовно-нравственное наследие русского народа, по их мнению, -это не одно и то же. Духовно-нравственное наследие русского народа, как известно, сводится к православию, соборности, державности, а духовно -нравственное начало в русле модернизации современного российского общественно политического строя - к общечеловеческим ценностям, то есть к правовому гражданскому обществу, уважительному отношению к естественным правам и свободам человека, верховенству права в обществе, законности и правопорядку.

Я думаю, что мы- россияне можем причислить себя к действительно цивилизованным странам, если создадим реальный переход к правовым формам организации общественной жизни. Но такому переходу сегодня в России, как и ее истории, «мешает» пресловутая идея верховенства политики над правом. Несмотря на то, что верховенство права над политикой прямо вытекает из Конституции Российской Федерации, на практике политика явно главенствует, не уступает порядку, основанному на праве и законности. Политика настолько верховодит над остальными ценностями, что все -возможные взаимоотношения (организационные, финансовые, властные и т.д.) в России все еще строят по схеме: «кто начальник, тот и прав».

Источники:

Самыгин С. И. Политология для технических вузов: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д.: "Феникс", 2002
Соловьёв А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2001

Наши рекомендации