Состав правоотношения, характеристика элементов состава.
Субъекты правоотношения, содержание правоотношения и объекты правоотношения образуют состав правоотношений.
В повседневной жизни возникают разнообразные правоотношения, субъекты которых отличаются друг от друга.
Ими могут быть отдельные люди — индивиды (физические лица) и организации (коллективные субъекты). К индивидам как субъектам правоотношений относятся: граждане суверенного государства, иностранцы, лица без гражданства. Иностранцы и лица без гражданства (апатриды) могут вступать в те же правоотношения на территории России, что и граждане Российской Федерации, за рядом исключений, установленных отечественным законодательством. Субъекты права — всегда люди. К организациям как субъектам правоотношений относятся государственные и негосударственные организации, Российское государство в целом. Негосударственные организации в настоящее время весьма многочисленны и неоднородны. Это арендные и частные предприятия, иностранные фирмы и компании, коммерческие банки и иные коммерческие структуры, предпринимательские союзы и ассоциации.
Вопросы, связанные с объектом правового регулирования, являются самыми сложными в теории правоотношения. Трудно здесь найти положение, которое бы единодушно признавалось, не вызывало споров.
Объект права — это общественные отношения, которые могут быть предметом правового регулирования и требуют такого регулирования. Объект правоотношения — конкретнее, ибо он представляет в системе общественных отношений элемент (единицу общего), по поводу которого взаимодействуют субъекты.
Если субъект правоотношения определить как то, по поводу чего возникает правоотношение (есть такая точка зрения), то невозможно выяснить, какой же элемент общественных отношений, какое благо интересует субъекта правовой связи .
Наиболее развернутое выражение и обоснование монистическая теория объекта правоотношения нашла в работах О. С. Иоффе — нашего соотечественника. Ход рассуждений О. С. Иоффе таков: объект правоотношения должен обладать способностью к реагированию на правовое воздействие, а поскольку только человеческое поведение способно к этому, то человеческое поведение и следует признать объектом прав и обязанностей.
Субъекты правоотношений связанны взаимными правами и обязанностями, которые составляют юридическое содержание правоотношений.
Субъективное право и юридическая обязанность являются содержанием правоотношения, так, как анализируя эти элементы правоотношений можно судить о его характере и цели.
Право субъекта в конкретном правоотношении обычно называют субъективным правом, носителя этого права — управомоченным лицом. Термин субъективное» применительно к праву означает, что оно принадлежит определенному, конкретному субъекту.
Субъективное право в конкретном правоотношении — это установленные юридическими нормами вид и мера поведения субъекта правоотношений.
74. Социальное государство: понятие, функции
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО - характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Основном законе ФРГ 1949 г. Конституция РФ(ст. 7) провозглашает: "РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства: а) охранять труд и здоровье людей; б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда; в) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; г) развивать систему социальных служб; д) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:
а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;
б) на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);
в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства - специфические функции. К последним, в частности, относятся:
- поддержка социально незащищенных категорий населения;
- охрана труда и здоровья людей;
- поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
- сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;
- поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);
- финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;
- борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;
- поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;
- участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;
- забота о сохранении мира в обществе.