Соотношение права и государства.
Традиционно в науке по вопросу о соотношении государства и права различались два подхода. Первый – этатистский, исходивший из приоритета государства над правом. Согласно этому подходу право рассматривалось как продукт государственной деятельности, как его (государства) следствие. Такой подход имел широкое распространение в отечественной юридической литературе. Считалось, к примеру, что право находится в подчиненном к государству отношении. Фактическим условием для данного подхода служила политическая практика, склонная видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством.
Другой взгляд на соотношение государства и права утвердился в русле естественно-правовых воззрений. Сторонники так называемой школы естественного права, выводившие понятие государства из общественного договора, исходили из ограничения государством права, что, по их мнению, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиции данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Право возникает до образования государства. Оно старше государства, никакое государство и никакая власть не есть первоначальный источник права.
С точки зрения утверждающихся в юридической теории и массовом общественном сознании современных подходов к праву такой подход имеет несомненные преимущества. Он является философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права.
Есть и третья точка зрения на рассматриваемую проблему, позволяющая в определенной мере интегрировать взгляды сторонников отмеченных позиций и в то же время избежать крайностей в оценке связи государства и права.
Согласно этому подходу связь между государством и правом не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право или из права рождается государство). Она (связь) видится более сложной и носит характер двусторонней зависимости: государство и право друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.
Рассматриваемый подход позволяет тем самым выявить глубинные связи между государством и правом, избежать односторонности, понять, что дает право государству, и в то же время выяснить истинную роль государства в обеспечении права. Анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей общественной практики.
Признание двустороннего характера связи между государством и правом позволяет исключить интерпретацию данного вопроса в духе узконормативного подхода к пониманию права («право исходит от государства» и т.п.). В то же время при данном подходе роль государства по отношению к праву не нивелируется, как это вытекает из некоторых концепций так называемого широкого правопонимания. Государственный нигилизм в такой же мере опасен, как нигилизм правовой. Связь государства и права представляется иной: государство не порождает право, не производит его, а является, с одной стороны, зависимой, подчиненной ему силой, а с другой – мощным средством, поддерживающим и усиливающим мощь права, его потенциал в общественной системе. Государство использует право в качестве средства управления общественными процессами, но лишь в той мере, в какой само право ему это позволяет.
69. Соотношение права и морали
Мораль тоже нормативный регулятор. Мораль это область нравственных ценностей, которые признаются индивидами, их коллективными объединениями, обществами. И право и мораль ведут своё происхождение от мононорм.
Общее:
Регулируют общественные отношения в пределах определённой территории.
Определяются одинаковыми экономическими и духовно-культурными факторами.
Обеспечиваются внутренним убеждением и силой общественного мнения.
Различие:
Право санкционируется государством, мораль - общественным сознанием.
Право, помимо прочего, охраняется возможностью государственного принуждения, а мораль - только внутренним убеждением и силой общественного мнения.
Право существует в письменном виде, мораль - в неписаном виде.
Право регулирует общественные отношения, закрепляя права и обязанности их участников, а мораль - с точки зрения должного и ценного на уровне внутреннего личностного механизма.
Взаимодействие:
Мораль в виде принципов и норм влияет на нормотворчество.
Правоприменительная деятельность должна основывать на морали.
Право воздействует на формирование принципов и норм морали и обеспечивает их воздействие (подкрепление правовых решений моралью).