Структура и факторы социо-политического процесса в современной России

На сегодняшний день многие аналитики, ученые, журналисты, а также простые обыватели считают, что социо-политический процесс – это стихийное явление, носящее иррациональный характер. Оно прежде всего зависит от воли и характера людей, чаще всего лидеров, которые направляют свою деятельность в политическое русло. Безусловно, доля истины в этих суждениях есть. В отличие от статических элементов , которые присутствуют в политической жизни, именно в социо-политическом процессе в полной мере проявляется фактор случайности. Это влечет за собой качественно - новую социо-политическую ситуацию. Хотелось бы подчеркнуть, что особенно это касается внешнего воздействия (к примеру, обострение глобальных проблем), которое в может изменить доминирующих субъектов.

Значимость случайных явлений и событий, которые более заметны на микроуровне, на сегодняшний день очень велики . Но в общем проявлении, характер социо-политического процесса выступает как логически разворачиваемая последовательность взаимодействий между факторами. Таким образом, социо-политический процесс – это поддающаяся структурированию и научному анализу целостность, а не хаотичный набор случайных явлений и событий. Хотелось бы уделить внимание структуре социо-политического процесса. Она может быть расмотрена как с помощью анализа взаимодействия между различными социо-политическими факторами, так и с помощью выявления динамики этого явления. Многие политологи считают, что весомое значение имеет такой фактор, как выяснение. Он оказывает большое влияние на весь социо-политический процесс[7]. Исходя из выше сказанного, можно также добавить: структура социо-политического процесса определяется как совокупность взаимодействий между факторами, а также их логической последовательности. Это не что иное, как социальный и политический процесс в стране. Каждый отдельно взятый процесс ( политический и социальный) имеет свою собственную структуру и, соответственно, свой собственный сюжет развития. Параметры процесса – это совокупность взаимодействий политического процесса, их последовательность, динамика, временные единицы измерения, а также факторы, которые влияют на социальный и политический процесс в целом [8].

Если говорить конкретно о политическом процессе, то основными акторами здесь выступают политические системы, а также политические институты. Это государство, политические партии и т.д. Если вести речь о социальном процессе, то тут основными акторами выступают организованные и неорганизованные группы людей, гражданское общество, а также индивиды.

Обратимся к понятию политический институт. Это определение весьма обширно, но политологи чаще всего употребляют этот термин в смысле воспроизводимой с течением времени совокупность норм и правил, а также организационный потенциал, представляющий собой порядок политических отношений в определенной сфере политической жизни. Что касается социального института, то это исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. Чаще сего такие институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил[9].

Государство - это основной институт, который носит весьма влиятельных характер и выступает в роли основного актора политического процесса. Если обобщать социальный и политический процесс, то тут важным актором прежде всего выступает гражданское общество. Оно чаще всего рассматривается через призму политического института. В США и в Европе, государство и гражданское общество как политические и социальные акторы начали свое формирование в период Нового времени, где основное влияние оказали модернизационные изменения, которые чаще всего происходили в обществе. Под прессом этих процессов происходит сформированность некой антитезы государства – гражданского общества.

Также акторами политического процесса выступают партии, группы интересов, социального-индивиды и группы людей, правда уже не столь масштабными. Но все же, индивиды и группы тоже участвуют в политическом процессе. Это участие происходит не только в институциональной форме, (к примеру, выборы), но и в неинституциональных формах (стихийные массовые выступления, митинги и пр.).

В плане степени политической активности, все люди безусловно, отличаются между собой. Одна категория людей вовсе не активны, но все же участвует в институциализованных процессах. Некоторая часть категории людей находится лишь в наблюдательской позиции, не принимая при этом активного участия в политической жизни страны, не участвуют в выборах, не интересуются политическими новостями. Но есть и такая категория населения, которая принимает самое активное участие в политической жизни своей страны[10]. Правда, это обычно меньшинство граждан.

Для достижения положительного результата групповых целей, большинство индивидов создают специальные группы, которые между собой отличаются различной степенью институциализации – от случайно созданной группы, которая , к примеру, образавалась на митинге, до высоко организованной. Такая группа носитель постоянного характера, действуя при этом по строгим правилам группы интересов. От степени институциализации политической деятельности зависит не только достижение конкретных целей, но и воспроизводимость, повторяемость, регулярность каких-либо политических отношений, их закрепление в правилах и нормах[11].

При анализе социо-политического процесса необходимо учитывать также и характер взаимодействия между его субъектами. Характер взаимодействия в большинстве случаев зависит от масштаба социо-политических процессов и его акторов. Уровень эволюционного развития системы и среды носит непосредственный характер взаимодействия между политической системой и ее средой. Но бывает и так, что характер взаимодействия между акторами, в частности, между гражданином и политической партией можно определить также и совершенно другими параметрами. Это и институциональные условия, особенности партийного развития, местами партии в политический системе, а также социально-психологическими особенностями развития личности[12].

Для более общирного раскрытия нашей темы, стоит выделить две группы факторов политического процесса. Это «внутренние» и «внешние» факторы. «Внешними» факторами являются прежде всего его среда (социально-экономические, социокультурные и другие условия), его воздействия, системные, но лишь «внешние» для конкретного политического процесса политические обстоятельства. Это и условия политической игры, и политические события в целом. К «внутренним» стоит отнести такие параметры как: характеристика акторов, их целей и намерений, распределение властных ресурсов, логика и сюжет всего политического процесса[13].

Одним из важных параметров политического процесса выступает разделение его на этапы. Все политические процессы разного вида могут сочетать в себе разные этапы. Но очень проблематично выделить какие-либо этапы, которые носят обобщающий характер для всех типов таких процессов, т.к. все же существует разнохарактерность и разномерность этих процессов. Носить отличия между собой будут также и этапы функционирования политической системы, электорального процесса, процесса создания и функционирования политической партии. Большинство взаимодействий политических акторов касаются лишь осуществления публичной власти. В связи с этим обстоятельством, велико значение процесса принятия и реализации всех выжных политических задач. Многие зарубежные политологи работают в области анализа данного процесса. До сих пор, между ними нет единого мнения относительно количества и содержания таких этапов. Обобщая различные подходы, можно сформировать следующие основные фазы этого процесса:

1. Постановка проблемы. Данная фаза включает в себя сбор нужной информации о существующих проблемах, общественных запросах и возможных путях решения, а также определение первостепенных и второстепенных проблем;

2. Формулировка альтернативных решений;

3. Сравнительный анализ, на котором базируется принятие эффективного решения;

4. Формулирование государственного решения и его легитимация ;

5. Реализация решений, которые уже приняты;

6. Контроль за данной реализацией, осуществление так называемой обратной связи.[14]

Но если обращаться к процессу функционирования всей политической и социальной системы нашего государства, то, набор таких этапов и фаз будет отличаться т.к. необходимо учитывать и взаимодействия этой системы с окружающей ее средой. В науке существуют попытки, основная цель которых была выделить основные этапы таких процессов. Эти попытки были лишь сконцентрированы на принятии и реализации управленческих решений. Г. Алмонд и Г. Пауэл считали, что существует « Классический набор» таких фаз. На основе своих исследований в данной области, они выделили основные этапы этого процесса:

1. Артикуляция индивидуальных и групповых интересов;

2. Агрегирование этих интересов ;

3. Выработка политического направления;

4. Реализация принятых решений;

5. Существенный контроль за исполнением этих решений[15].

Подчеркнем, что данная модель это всего лишь один из типов социо - политического процесса. Не стоит рассматривать его, как универсальную.

Наши рекомендации