Различные подходы к определению социо-политического процесса

Перед тем, как приступить непосредственно к различным подходам к понятию социо-политического процесса, необходимо охарактеризовать само понятия «процесс». Понятие термина «процесс», если переводить с латинского языка означает «продвижение». Более часто им характеризуется некое движение, какой-либо ход, различный порядок движения, имеющий свое направление, а также последовательная смена состояний, стадий, эволюций и совокупность всех последовательных действий для достижения различного рода целей и конечный результат. Если отталкиваться от данной характеристики, то социо- политический процесс, в более развернутом плане, обозначается, как «совокупность деятельности социальных общностей, общественных организаций, групп, отдельных лиц, которые преследуют некие политические цели». А самому понятию «политический процесс» можно дать следующее определение: « форма функционирования политической системы общества, эволюционирующей в пространстве и времени; как один из общественных процессов определенного масштаба, имеющий конкретный результат». Социо-политический процесс можно представить как единение двух взаимосвязанных сторон: а) действия и движения по артикуляции, формированию, представлению и защите интересов политических сил с помощью принятия законов, конституирования различных институтов и политической системы; б) совокупность разнообразных видов деятельности, с помощью которых обозначаются функции и достигаются цели политической системы. [1]

Социо-политический процесс предстает собой многообразную деятельность, включенный в определенную структуру политических институтов и движений, а также направленный на достижение ими своих целей с помощью реализации своих функций и применения всех существующих методов и процедур. Т.Парсонс и Р.Мертон считают, что если вести речь в рамках структурно- функционального подхода, то под политическим процессом понимается результат совокупного функционирования как всей социо-политической системы, так и отдельных ее элементов. Все функциональные процессы такого рода переводят политическую систему из одного состояния в другое. Дисфункция такой системы и невозможность ее устранить запускают социо-политический процесс, который приводит как к устранению дисфункции и перестройке системы, так и к ее разрушению[2]. Р.Дарендорф и Л.Козер считают, что если вести разговор о конфликтном подходе, то данный процесс может выступать прежде всего как процесс борьбы, соперничества и соглашения по отношению к материальным ресурсам, а также социальных статусов в обществе. Все перечисленные процессы можно раскрыть с помощью субъектов, которые выступают в роли участников всего социо-политического явления. Хотелось бы подчеркнуть, что при описании социо-политического явления необходимо обозначать субъектов, которые учавствуют в данном процессе, их статус, цели, ресурсы и стратегию поведения. Если вести речь в данной трактовке, то социо- политический процесс можно раскрыть через содержание следующих методов: консолидация политических сил, монополизация и концентрация власти, завоевание влияния и формирование социальной базы поддержки, мобилизация социальных ресурсов и т.п. Ч.Мерриам, Г.Лассуэл, Дж.Кетлин считают, что в рамках поведенческой модели, социо-политический процесс предстает собой поведение и деятельность людей, направляющие свою деятельность на овладение и использование власти в общественных целях. [3] По мнению В. Пугачева и А. Соловьева, понятие социо-политического процесса можно представить как «совокупность действий институциализированных и неинституциализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, и в конечном счете ведущих к развитию или упадку всей системы нашего общества»[4]. Авторы выделяют основные и периферийные социо-политические процессы. Базовым критерием в данном контексте различения выступает степень вовлеченности населения страны в процессы принятия значимых политических решений. Все основные периферийные процессы раскрывают динамику формирования различных политических ассоциаций, развитие местного самоуправления, другие связи и общественные отношения, которые не оказывают принципиального влияния на доминирующие формы и способы отправления власти[5]. Если подвести небольшой итог сказанному, то можно сказать , что сущность социо-политического процесса предстает в перечне событий, которые оказывают большое влияние на состояние и перспективы социополитической системы общества. Г. Тавадов определяет следующие стадии политического процесса: 1. Конституирование и образование социополитической системы; 2. Воспроизведение компонентов и признаков данной системы; 3.Принятие и исполнение политико-управленческих решений; 4.Контроль за функционированием и развитием политической системы общества. [6]





Наши рекомендации