Особенности политического процесса в современной россии

Характеризуя особенности политического процесса в со& временной России, необходимо помнить, что его специфика во многом порождена особенностью переходного этапа от то& талитаризма к демократии. Из курса истории вы знаете, что с конца 80&х гг. XX в. началось движение нашего общества по пути демократических преобразований. Вехами этого процесса стали провозглашение политики гласности, прове&

 

дение выборов в высший орган власти — Съезд народных де& путатов — на альтернативной основе, отмена 6&й статьи Кон& ституции 1977 г., утверждавшей монопольное политическое положение КПСС в политической системе страны. Переуст& ройство политической сферы на демократических началах, переход к новому типу политической системы оказались де& лом нелегким, длительным и неоднозначным. Перемены за& тронули базовые социальные, экономические и политичес& кие структуры, сам образ жизни миллионов людей в нашей стране, систему их ценностей. Однако произошедшие преоб& разования далеко не всегда оказывались к лучшему. Страна пережила тяжелейший спад в экономике (в 2000 г. валовой внутренний продукт России составлял всего 58% от ВВП РСФСР 1990 г.). Крушение устаревших общественных догм сопровождалось и разрушением социальных норм, регулиро& вавших различные стороны жизни людей. Серьезно постра& дал уровень жизни значительных слоев населения. В резуль& тате особенностью политических процессов в современной России является, по данным социологических исследований, крайне низкий уровень доверия граждан практически ко всем политическим институтам. Издержки радикальных экономических преобразований и демократизации (которые тем не менее нельзя считать более значительными, чем из& держки других революций) породили разочарование и недо& вольство нынешним положением, а у старших поколений нередко еще и ностальгию по советским временам. Вместе с тем в целом российское общество рубежа XX—XXI вв. оказалось обществом перспективного, а не ретроспективного идеала. Проводившиеся за последние годы опросы общест& венного мнения наглядно продемонстрировали, что более по& ловины россиян считают, что без демократических процедур нормальная жизнь в обществе невозможна.

Большинство аналитиков сходится во мнении, что на пу&

ти становления российской государственности за минувшие

15 лет были сделаны важные шаги. Ее контуры обрели бо& лее четкие очертания. Принята новая Конституция РФ (1993 г.), в которой высшей ценностью провозглашены пра& ва, свободы, честь и достоинство человека. В свете произо& шедших в стране за последние годы трансформаций пер& спектива сползания к какой&либо форме диктатуры выглядит довольно спорной. Вместе с тем очевидно, что и переход к демократии в России еще далек от завершения. Главная проблема, стоящая перед Россией, по&прежнему, как и в начале 90&х гг. XX в., состоит в том, чтобы найти пути и способы достижения органичного сочетания рыноч& ной экономики, политической демократии, правового госу& дарства и российских исторических и культурных тради& ций.

 

Особенностью политического процесса в современной Рос& сии является достаточно причудливое сочетание элементов авторитаризма, во многом доставшихся в наследство от прежней советской политической системы, и демократии. Выдвигаются задачи реформирования правоохранительной и судебной систем, обеспечения прав граждан, создания усло& вий для развертывания предпринимательства, что соответст& вует принципам демократии. Но все это сочетается с прояв& лением авторитарных тенденций, особенно в ряде регионов, а также на местном уровне. Существует мнение, согласно которому особенностью политических процессов в современ& ной России является их «гибридный характер» в большин& стве регионов страны. Отличительной характеристикой та& кого режима является его парадоксальная устойчивость, которая обеспечивается отсутствием явных внешних и вну& тренних факторов, способных сделать эволюцию режима в сторону авторитаризма или демократии последовательной. Таким образом, политический процесс и политический ре& жим в современной России имеют очевидные признаки де& мократии — регулярные выборы, наличие политических прав и свобод, функционирование так называемой систем& ной оппозиции. Но одновременно существующая система от& вечает интересам привилегированных групп — старой и но& вой бюрократии, крупного бизнеса, партийной элиты, генералитета. Политический процесс в этих условиях опи& рается на старые, привычные административные механизмы мобилизации и контроля, но при этом использует и новые, демократические институты. Многие эксперты обеспокоены возможностью серьезных дисбалансов и роста напряженнос& ти, стрессов политической системы страны, которой не хва& тает гибкости и адаптивности к условиям меняющегося ми& ра и которой со временем может недоставать массовой поддержки.

Вместе с тем российские реалии дают и повод для опти& мизма. Ряд демократических институтов прочно вошел в по& вседневную жизнь. У населения сформировалась устойчивая привычка к выборам на альтернативной основе и свободе слова. Проводимая реформа избирательной системы может усилить роль партий в политическом процессе. И хотя демо& кратия, демократический политический процесс в его разви& тых формах остаются для России делом будущего, перспек& тивы для их развития достаточно благоприятны и во многом связаны с расширением возможностей и предпосылок само& организации людей, институтов гражданского общества.

Модель демократического процесса не может быть навя& зана сверху. Она должна расти снизу и вобрать в себя те нормы, ценности и процессы, которые содержат потенциал взаимного доверия и социальной интеграции.

 

S4W Основные понятия:политический процесс.

яЙЩ Термин:а г р е г а ц и я .

Проверьте себя

1) Почему мы можем назвать политический процесс ди& намической характеристикой политической системы? 2) Ка& кие факторы оказывают воздействие на политический про& цесс? 3) В чем особенности политического процесса в рамках демократических политических систем и систем диктатор& ского типа? 4) Каковы роль и место политических партий и групп интересов в политическом процессе? 5) Дайте харак& теристику основных типов политических процессов. 6) В чем состоят особенности политического процесса в современ& ной России?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Один из ваших друзей заявляет, что рядовые гражда& не в нашей стране никак не включены в политический про& цесс и не принимают в нем никакого участия. Что вы мог& ли бы возразить? Обоснуйте собственную точку зрения.

2. Часто можно услышать утверждения, согласно кото& рым партии не играют никакой значимой роли в рамках по& литического процесса в нашей стране. Насколько обоснова& на подобная точка зрения? Аргументируйте свой ответ.

3. Подумайте над тем, какие именно политические про& цессы протекают в данный момент в вашем родном городе (регионе).

Поработайте с источником

Познакомьтесь с рассуждениями современных американских политоло&

гов о политическом процессе.

Выработка политического курса является ключевым мо& ментом политического процесса. Чтобы понять политику го& сударства, мы должны знать, как принимаются решения.

...Правительственны е учреждения играют центральную роль в выработке политического курса. Влияние экономических, социальных и индивидуальных акторов (от лат. actor — дей& ствующий) оказывается важным, когда оно отражается на решениях, принятых в рамках правительственных институ& тов. Не будучи трансформированы государственными чинов& никами в законы или политический курс в соответствии с установленными правилами принятия решений, не могут стать эффективными ни претензии групп интересов на на& логовые льготы, ни требования защитить находящиеся под угрозой исчезновения виды флоры либо фауны. Вместе с тем было бы неверным трактовать правительственные действия как нечто сугубо однонаправленное. Процесс взаимодейст& вия между правительством и гражданами имеет двусторон&

 

ний характер, включая в себя идущие вверх влияния и тре& бования общества и спускающиеся вниз решения правитель& ства. Хотя партии, группы интересов и другие акторы мо& гут быть весьма активными в артикуляции и агрегации интересов, правительственные чиновники, законодатели и соответствующий штат служащих по большей части непо& средственно инициируют и формулируют предложения отно& сительно политического курса.

Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. — М.: Аспект пресс, 2002. — С. 187—188.

РН Вопросы и задания к источнику. 1) Какие именно институты политической системы играют решающую роль в разработке поли& тического курса? 2) Какими институтами осуществляется влияние на принятие решений правительственными учреждениями?

Выводы к главе II

1. Мир политики сложен и многообразен. Осмыслить по& литическую жизнь в целом, упорядочить представление о взаимодействиях ее участников, рассмотреть взаимосвязи политики с экономикой, социальной сферой, культурой, уяснить способы поддержания стабильности в обществе по& зволяет понять политическая система. Оно охватывает со& вокупность политических институтов, норм, ценностей, идей и отношений, в которых реализуется политическая власть.

Демократическую политическую систему характеризуют свободные выборы, парламентаризм, принцип большинства, право меньшинства на оппозицию, гласность, правовое госу& дарство, развитое гражданское общество, гарантированность прав и свобод человека, приверженность общества демокра& тическим ценностям.

2. Важнейшее место в политической системе занимает го& сударство. Это политический институт, отличающийся от гражданского общества, имеющий определенный аппарат, обладающий верховной властью на определенной террито& рии, имеющий право издавать обязательные для всех граж& дан законы. Государство выполняет основной объем работ по управлению обществом. Центральную роль в государствен& ном управлении играют бюрократические структуры, кото& рые призваны участвовать в подготовке политических реше& ний и их проведении в жизнь.

3. Активную роль в политической жизни играют полити& ческие партии — добровольные политические организации, объединяющие лиц с общими интересами и идеалами, дея& тельность которых направлена на завоевание политической

 

власти либо на участие в ее осуществлении. Партии выра& жают интересы различных социальных групп, предлагают собственное видение целей политики и путей ее осуществле& ния, стремятся обеспечить себе поддержку избирателей, до& биться реализации своей политической программы на зако& нодательном и исполнительном уровнях. В партийных программах воплощены политические идеологии — системы понятий и идей, в которых определенные субъекты полити& ки отражают в своем сознании политическую жизнь, осозна& ют собственные политические позиции и видят ориентиры борьбы за свои интересы.

4. Политический лидер является, как правило, руково& дителем организации (обычно политической партии) или го& сударства, т. е. политическим руководителем. Политическое лидерство — это постоянное влияние на людей; влияние од& нонаправленное от лидера на объект; широкое, охватываю& щее все общество или большие группы людей; опирающее& ся на авторитет лидера.

Значительную роль в политике играет политическая эли& та — группа (или совокупность групп), выделяющаяся из ос& тального общества влиянием, привилегированным положе& нием и престижем, непосредственно и систематически участвующая в принятии решений, связанных с использова& нием государственной власти или воздействием на нее.

5. Проявлением вовлеченности граждан в политические отношения является политическое участие. Оно выступает показателем демократизации. Политическое участие — мно& гомерное явление, включающее широкий набор действий, связанных с влиянием в политике. Его формы и степень ак& тивности зависят от психологических, социальных, эконо& мических, культурно&исторических факторов. Политическое поведение — это совокупность поступков, сознательных дей& ствий, направленных на достижение какой&либо социально значимой цели, порождаемых традициями, ценностными ориентирами, а также бессознательных действий, вызван& ных эмоциональным состоянием индивида. Утверждение в сознании людей демократических ценностей во многом оп& ределяет их ориентацию на демократические, правовые фор& мы политического поведения.

6. В современном обществе никакая общественно&полити& ческая организация и ни один политический деятель не мо& гут быть успешными в публичной политике без доступа к СМИ.

Будучи инструментом управления поведением людей и контроля над действиями власти, институт СМИ является частью современного механизма функционирования власти в обществе, занимает значительное место в его политичес& кой системе.

 

7. Формой функционирования политической системы об& щества, развивающегося в пространстве и времени, являет& ся политический процесс. Это продолжительная во времени смена состояний политической системы или ее отдельных элементов, которая совершается под влиянием внутренних и внешних условий жизни общества. Среди процессов, проис& ходящих в демократическом обществе, особое значение име& ет избирательный процесс. Он обеспечивает легальность и легитимность существующих государственных органов, по& казывает уровень доверия к политике правительства.

Вопросы и задания к главе II

1. Какова роль политической системы в жизни общест& ва? Чем отличаются ее функции от функций других сфер деятельности людей?

2. Перечислите основные политические институты и оха&

рактеризуйте роль каждого из них.

3. Как соотносятся политические институты с подсисте&

мами политической системы?

4. Назовите субъектов политической жизни и охаракте&

ризуйте возможности влияния на политику каждого из них.

5. Каково влияние политических партий, политических лидеров и СМИ на политическое участие и политическое по& ведение граждан?

6. Какую роль играют идеологии в политике государств, политических партий и в политическом поведении лю& дей?

7. На любом примере покажите взаимодействия, воз& никающие в политическом процессе между его участни& ками.

Готовимся к экзамену

1. Из перечисленного исключительным признаком государ&

ства является:

1) право официально представлять все общество внутри страны и за рубежом;

2) наличие бюджета;

3) защита интересов граждан;

4) существование в качестве политической организации.

2. Одной из форм политической идеологии являются:

1) политические конфликты;

2) политические объединения;

3) политические программы;

4) политические демонстрации.

3. Законодательство в Российской Федерации является функцией:

 
1) Правительства;

2) Федерального Собрания;

3) Президента;

4) Конституционного суда.

4. Верны ли следующие суждения?

А. Следствием расширения функции государства в раз& личных сферах является усиление роли государственного аппарата.

Б. Одним из негативных следствий усиления государст&

венного аппарата является возможный рост его замкнутости.

1) Верно только А.

2) Верно только Б.

3) Верны и А, и Б.

4) Оба суждения неверны.

5. Дополните перечень признаков и ценностей демократии:

1) принцип народовластия;

2) принцип большинства;

3) ... и т. д.

6. Напишите с использованием понятия «тоталитаризм» три предложения, содержащие какую&либо информацию об этом режиме.

Глава III

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Вспомните:

Наши рекомендации