Наука и образование в современном обществе

4.1. В начале 1990‑х гг. много говорилось о кризисе науки и культуры, духовности в целом.

• Следствием финансовых трудностей на этапе реформ, падения престижа ученого в нашей стране стал массовый отток научных специалистов, преподавателей и людей искусства за рубеж – «утечка умов». Это имеет тяжелые последствия для различных направлений как фундаментальной, так и отраслевой науки, российской высшей школы.

4.2. Задачи возрождения российской науки. Несмотря на все трудности, повышается наукоемкость не только производства, но и всей жизни общества. Удалось в основном сохранить отечественные наукограды (Новосибирск, Дубна, Протвино, Королев и т. д.), а также вузовские кафедры, где продолжаются фундаментальные исследования в области наукоемких технологий.

• В условиях новой мировой обстановки изменяются сами направления исследований. Ядром нового постиндустриального способа производства являются три базовых направления – микроэлектроника, информатика и биотехнология. Приоритетными становятся сфера изучения человека, его жизнедеятельности и здоровья, экология, глобальные проблемы современности.

В то же время полноценное восстановление потенциала российской науки требует несопоставимо больших вложений, которые пока невозможны в условиях современного состояния российской экономики.

4.3. Изменения в области образования. В области образования в числе новых тенденций следует назвать развитие, наряду с системой государственного, частного и муниципального образования. Начиная с 1999 г. увеличиваются бюджетные расходы на образование, ведется разработка проекта его реформирования и модернизации. В соответствии с Проектом Национальной доктрины образования в Российской Федерации (1999) приоритетными направлениями избраны применение новых технологий обучения, гуманитаризация и информатизация системы среднего и высшего образования. Реализуется эксперимент по переходу на выпускной единый государственный экзамен (ЕГЭ), который должен завершиться к 2005 г. В области высшей школы развивается система дистантного образования с помощью средств мультимедиа.

Художественная культура

Характерной чертой современного этапа развития художественной жизни России является культурный плюрализм, сочетание классической культуры в духе реализма с элементами массовой (по преимуществу западной) культуры, постмодернизма, андеграунда.

5.1. Благодаря информационным технологиям (телевидение, видео, Интернет) расширились возможности массового знакомства с достижениями высокой классической культуры, в том числе мировой. В современной отечественной культуре содержатся лучшие образцы поэзии и прозы, живописи и архитектуры, ценность которых сохраняется в любой исторической эпохе.

5.2. Вместе с тем для современного этапа развития культуры характерен поиск новых форм отображения действительности в театре, кинематографе, живописи, архитектуре. Одну из новых тенденций в театральном искусстве развивает наследие известного драматурга А. В. Эфроса в постановках таких мастеров, как П. Фоменко, A. Васильев, Л. Додин. Другая тенденция проявляется и связана с поиском жанровой природы произведения. Ее авторы (Ю. Любимов, Р. Виктюк, а также крупнейшие режиссеры мирового театры, работавшие на российской сцене – Э. Некрошюс, Р. Стуруа, П. Штейн), высказывают собственное отношение к классике и традиции.

В литературе особую популярность приобрели произведения постмодернистов – поэтов В. Друка, Г. Иртеньева, прозаиков B. Сорокина («Голубое сало»), В. Пелевина («Чапаев и Пустота», «Generation «Р»»). Новые формы ищут Т. Толстая («Кысь»), В. Ерофеев («Русская красавица») и др.

5.3. Культура народов России. В субъектах РФ взят курс на расширение прав граждан на получение образования на родном языке, удовлетворение их национально‑культурных потребностей. Расширяется подготовка преподавателей национальных языков. В республиках, автономных округах развивается народное творчество, фольклор. По закону «О национально‑культурной автономии» возникли национальные общества, которые представляют этносы во взаимоотношениях с властью, в деле защиты культурных интересов.

5.4. Наиболее распространенной формой стала массовая культура, общедоступная, предназначенная для широких масс и учитывающая упрощенные вкусы и запросы. Усвоение массовой культуры происходит в форме различного рода развлекательных мероприятий (кино, телевидение, спортивные зрелища и т. д.), имеющих высокий уровень зрелищности.

Российское массовое эстрадное искусство (так называемая «попса», возникшая еще в советский период) приобрело огромный размах. Шоу – массовое зрелище – вошло в традиционные формы существования искусства, соединив шоу и эстраду, шоу и телевидение, шоу и спорт и т. д.

• Тенденцией последних лет в массовой культуре стало приобретение ею национального характера. Серийные детективы западных авторов почти вытеснены такого же уровня произведениями А. Марининой, В. Корецкого, Д. Донцовой и др. Появился российский «женский роман». Отечественные сериалы, все чаще появляющиеся на российских телеэкранах, по рейтинговым оценкам опережают зарубежные аналоги.

• В рамках массовой культуры развивается молодежная субкультура. В ней сочетаются принципы гуманизма, любви к природе, романтизм с проповедями упадка, а порой культом жестокости и насилия. Среди основных молодежных направлений современной музыкальной культуры – техно, транс, рэп. К современным направлениям молодежной субкультуры относятся также толкиенисты, роллеры, байкеры, хакеры и т. д.

Выводы

1. Современный социокультурный процесс в России происходит на фоне экономических и политических изменений в стране. Он глубоко затронул сферу духовной жизни людей. В условиях отсутствия официальной идеологии идет поиск национальной идеи, способной объединить расколотое общество. Не завершилось еще формирование принятых нравственных образцов. Предлагаемые обществом, его культурой этические нормы – противоречивы.

2. В социокультурных, экономических, политических условиях современной России происходит формирование нового мироощущения, нового типа личности, ориентированной на достижение собственными усилиями успеха, в том числе материального. Новая система ценностей включает в себя высокую оценку свободы личности и самостоятельности, индивидуализм.

3. Все большую роль в жизни россиян играют традиционные религии народов России, способствующие закреплению твердых нравственных норм.

4. Наука и образование в нашей стране пережили в первой половине 90‑х гг. значительный спад. В последние годы наметилась тенденция к их возрождению, но до полного восстановления на современном уровне еще далеко.

5. Основные направления российской художественной культуры развиваются в рамках мирового искусства. Однако проблемы переходной эпохи создают немалые трудности на пути реализации творческих планов людей, занятых в различных ее сферах.

6. Характерным явлением времени стало возрождение традиций и культуры многочисленных народов России.

7. Огромное воздействие на общество, и в первую очередь молодежь, оказывает массовая культура, мощный потенциал которой мог бы быть использован в том числе для распространения и закрепления положительных нравственных норм и ценностей.

Вопросы и задания

1. Подумайте и сконструируйте «картину мира» российского человека конца XX в.? Чем, на ваш взгляд, она отличается от картины мира советского человека?

2. Обратитесь к истории родного края. Какие памятники русской усадебной культуры сохранились здесь? Подготовьте рассказ об истории их владельцев?

3. Какие направления современного музыкального искусства вам известны? В чем их особенности?

4. Почему XX век ассоциируется с кризисом культуры? Какие элементы этого кризиса нашли свое отражение в художественной жизни современной России?

5. Составьте кроссворд на тему «Отечественные театр и кино на рубеже XX–XXI вв.».

Литература

Крамник В. В. Имидж реформ: Психология и культура перемен в России. СПб., 1995.

Новая волна: Русская культура и субкультура на рубеже 80–90‑х годов. М., 1994.

Постмодернизм и культура. М., 1991.

Ровнер А. Третья культура. СПб., 1996.

Кара‑Мурза А. А., Панарин А. С., Пантин И. К. Духовно‑идеологическая ситуация в современной России: перспективы России // Полис. 1995. № 4.

Лавада Ю. Homo Post‑Soveticus // Общественные науки и современность. 2000. № 6.

Примечания

Редакция – вариант текста, появившийся в результате его переработки.

Борис и Глеб, принявшие мученическую смерть, впоследствии были канонизированы православной церковью как первые русские святые – «страстотерпцы».

См.: Вахромеев В. А. Советы и продовольственный вопрос в 1917 г. (март – октябрь) // Исторические записки. 1988. № 116. С. 19, 33.

Европа и Россия. Опыт экономических реформ. М., 1996. С. 124

Наши рекомендации