Тема 1. Наука и ее роль в современном обществе

Предпосылки возникновения и этапы развития науки. Понятие науки и ее характерные черты. Объект и предмет науки. Современная наука. Основные концепции. Роль науки в современном обществе. Функции науки. Классификации наук. Законодательная основа управления наукой и ее организационная структура. Научно-технический потенциал и его составляющие. Ученые степени и ученые звания. Наука в структуре общественного сознания. Отличие науки от других форм общественного сознания. Наука и философия.

Практические занятия

Роль науки в современном обществе.

Тема 2. Методологические основы познания

Сущность познания и его характеристика. Гносеология – наука о познании. Основные виды познания. Чувственное познание и его формы. Рациональное познание и его формы. Научное познание. Формы научного знания. Научная картина мира. Уровни научного познания: эмпирический и теоретический.

Практические занятия

Научное познание. Формы научного знания. Научная картина мира. Уровни научного познания: эмпирический и теоретический.

Тема 3. Методы научного исследования

Понятие метода, методики и методологии научного исследования. Классификация методов исследования. Всеобщие, общенаучные и частнонаучныеметодыисследования. Теоретические и эмпирические методы исследования.

Практические занятия

Теоретические и эмпирические методы исследования. Специальные и частные методы исследования.

Тема 4. Понятие исследовательской и проектной деятельности студентов. Этапы исследовательского процесса

Понятия «исследовательская и проектная деятельность студентов»: сущность и основная характеристика. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов. Творчество и плагиат. Роль исследований в практической деятельности специалиста. Структура и содержание этапов проектно-исследовательского процесса. Идея и замысел исследования. Выбор темы исследования. Тема, проблема, актуальность исследования. Цели и задачи исследования. Объект и предмет исследования. Гипотеза. Виды гипотез.

Практические занятия

Характеристика понятий «исследовательская и проектная деятельность студентов».

Тема 5. Применение логических законов и правил. Логические основы аргументации

Логические законы: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Применение логических законов в процессе исследования. Общая характеристика аргументации. Виды аргументов. Доказательное рассуждение: структура и основные правила доказательств.

Практические занятия

Логические и предметные ошибки в научных исследованиях.

Тема 6. Поиск, накопление и обработка научной информации

Понятие информации и ее свойства. Виды информации. Основные источники научной информации (книги, периодические издания, кино-, аудио- и видеоматериалы, люди, электронные ресурсы). Документ. Виды научных документов. Поиск и сбор научной информации. Методы поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями и в Интернете. Способы получения и переработки информации. Изучение научной литературы. Умение читать книгу. Ведение рабочих записей.

Практические занятия

Виды переработки текста (план, конспект, тезисы, выписки, аннотация, реферат).

Тема 7. Написание и оформление исследовательских и проектных работ студентов

Основные виды и организационные формы научной работы студентов: доклад, реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа.

Критерии оценки. Отзыв и рецензия как виды оценки текста.

Практические занятия

Структура и техника оформления научного документа. Справочно– библиографическое оформление.

Тема 8. Защита исследовательских и проектных работ

Результаты работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация.

Подготовка авторского доклада. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Завершение выступления.

Практические занятия

Публичная защита исследовательских и проектных работ.

СТРУКТУРА И ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины

максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часов, из них:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38 часов, самостоятельная работа обучающегося 20 часов.

6.2. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:  
лабораторные занятия -
практические занятия
контрольные работы -
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:  
подготовка сообщений, составление тезисов, составление понятийного словаря, составление анкеты, работа над темой исследования или проекта (постановка проблемы, цели, подбор информационных источников, составление текста, подготовка к презентации)  
Промежуточная аттестация в форме защиты проекта

6.3. Тематический план учебной дисциплины«Введение в проектно-исследовательскую деятельность»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов
Введение Содержание учебного материала
Цели и задачи учебной дисциплины. Значение дисциплины в профессиональной деятельности
Практические занятия -
Самостоятельная работа -
Тема 1. Наука и ее роль в современном обществе Содержание учебного материала
1. Понятие «наука» и ее характерные черты. Объект и предмет науки. Функции науки. Классификация науки.
Практические занятия  
Составление тезисов о роли науки в современном обществе
Самостоятельная работа    
Составление схемы «Формы общественного сознания». Подготовка сообщений о россиянах – лауреатах Нобелевской премии
Тема 2. Методологические основы познания Содержание учебного материала
1. Сущность познания и его характеристики. Гносеология – наука о познании.
2. Основные виды познания. Научная картина мира. Уровни научного познания: эмпирический и теоретический.
Практические занятия  
Организация дискуссии по теме «Особенности научного познания».
Самостоятельная работа  
Составление словаря понятий темы. Подготовка к дискуссии.
Тема 3. Методы научного исследования Содержание учебного материала
1. Понятие метода, методики, методологии научного исследования.  
2. Классификация методов исследования.  
Практические занятия  
Заполнение таблицы «Методы исследования». Выполнение задач на подбор методов исследования для решения конкретных проблем.
Самостоятельная работа  
Составление анкеты для изучения социальной проблемы.
Тема 4. Понятие исследовательской и проектной деятельности студентов. Этапы исследовательского процесса Содержание учебного материала
1. Характеристика понятий «исследовательская деятельность» и «проектная деятельность». Структура и содержание этапов исследовательского процесса.
2. Проект, типология проектов. Этапы работы над проектом.
Практические занятия  
1. Практическая работа: «мозговой штурм» (проблема, цель, тема проекта/исследования).
2. Составление плана проектно-исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа  
1. Обозначить область исследования в рамках избранной проблемы. 2. Определить предмет и объект исследования. 3. Задать цель и задачи исследования проблемы.
Тема 5. Применение логических законов и правил. Логические законы аргументации Содержание учебного материала  
1. Логические законы: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Применение логических законов в процессе исследования.  
2. Общая характеристика аргументации и доказательства.
Практические занятия  
Коллоквиум-психологический тренинг по теме «Логические основы теории аргументации»
Самостоятельная работа  
Подготовка к коллоквиуму-психологическому тренингу.
Тема 6. Поиск, накопление и обработка научной информации Содержание учебного материала
1. Понятие информации и ее свойства. Виды информации. Основные источники получения информации: библиотечные каталоги, энциклопедии, словари, специальные справочники, электронные ресурсы.
2. Способы получения и переработки информации: работа с книгой (аннотирование, составление плана информационного текста, составление тезисов, конспектирование, цитирование, рецензирование, реферирование).
Практические занятия  
Анализ предложенных аннотаций, рецензий, планов и написание собственных.
Самостоятельная работа  
Подборка информационных источников по проблеме исследования или проекта.
Тема 7. Написание и оформление исследовательских и проектных работ студентов Содержание учебного материала
1. Основные разделы работы: введение, основная часть, заключение. Требования к содержанию и оформлению результатов.
2. Язык и стиль текста проектной или исследовательской работы.
Практические занятия  
Работа над текстом проекта или исследования.
Самостоятельная работа  
Оформление текста исследования или проекта.
Тема 8. Защита исследовательских и проектных работ Содержание учебного материала
1. Требования к докладу. Основные части выступления. Культура выступления. Психологический аспект готовности к выступлению.
2. Логика построения выступления. Подбор наглядности. Культура ведения дискуссии: ответы на вопросы, заключительное слово.
Практические занятия  
Выступление и защита исследовательской работы или проекта.
Самостоятельная работа  
Подготовка к публичному выступлению и защите исследовательской работы или проекта (доклад и его мультимедийное сопровождение).
  Всего:

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Освоение программы учебной дисциплины «Введение в проектно-исследовательскую деятельность» требует наличия учебного кабинета проектной деятельности.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по учебной дисциплине, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Введение в проектно-исследовательскую деятельность» входят:

• многофункциональный комплекс преподавателя;

• наглядные пособия;

• информационно-коммуникативные средства;

• экранно-звуковые пособия (презентации к занятиям);

• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

• библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Введение в проектно-исследовательскую деятельность.

Наши рекомендации