Казанские ведомости, 19.2.1993 г
В феврале 1943 г. близ Витебска произошло событие, значение которого не осмыслено до конца по сей день. 825-й батальон созданного немцами легиона «Идель-Урал» численностью около 500 человек перешел на сторону одного из отрядов Первой витебской партизанской бригады.
Сам по себе переход не был бы сенсацией, если бы участники восстания, легионеры в большинстве своем не были репрессированы НКВД уже в конце войны. А те, кто уцелел после немецких и советских трибуналов, до сих пор считаются предателями. Все, кроме Мусы Джалиля и 10 казненных вместе с ним легионеров-подпольщиков, которым «посчастливилось» посмертно получить звание джалильцев.
Почему так произошло и почему официально после войны реабилитированы лишь 11 легионеров (всего их было около 20 тысяч)? Были ли вообще легионеры, действовавшие в глубоком тылу немцев, джалильцами?
Именем Джалиля
В официально-классовой истории, которую внедряли в наши умы семь десятилетий, часто встречаются примеры двойного стандарта. Второстепенные детали события сознательно выпячиваются, а суть его либо остается в тени, либо искажается до неузнаваемости. Так было с описанием штурма Зимнего в Питере. Бывало, что все решал «его величество случай». Стоило фронтовому журналисту написать статью о солдате, заслонившем грудью амбразуру в начале 1943 г., - в истории появился «подвиг Матросова». И никому в голову не пришло выяснять: почему именно Матросова, если до этого два года подобные броски совершали десятки других солдат. И им даже посмертно давали просто ордена.
Могу назвать пример и из истории нашей республики. Крупнейший памятник в Татарстане - памятник Муланнуру Вахитову. Все знают, что он был революционером и расстрелян как член первого казанского Совета. Но почти никто не помнит фамилий руководителя того Совета и других его членов, расстрелянных вместе с Вахитовым.
Я далек от мысли, что в последнем случае сыграл роль лишь национальный подход (хотя Вахитов действительно был единственным татарином в Совете). Далек потому, что чувство национальной гордости совершенно отсутствует в случае с легионом «Идель-Урал». Вот уж где, казалось бы, можно было развернуть пропагандистскую шумиху. Ан, нет. Памятник в Казани есть только одному из легионеров - М.Джалилю, рядом помещены барельефы 10 его соратников, казненных в тот же день. Лишь немногим из них советская пропаганда оказала милость и оставила в истории. До сих пор любое упоминание о легионерах в печати дается только в связи с Джалилем, под защитой его славы. И статьи, и книги посвящены лишь джалильцам (говорюсь: сужу только по прессе и литературе на русском языке).
Одна из последних официальных версий роли Джалиля в судьбе легиона «Идель-Урал» подана Р.Бикмухаметовым в 1989 г. (см. книгу «Муса Джалиль. Личность. Творчество. Жизнь». Москва). Суть ее в следующем. Основываясь на воспоминаниях самих легионеров, автор подчеркивает: «Деятельность подпольной организации сводилась к тому, чтобы готовить батальоны к выступлению против гитлеровцев на фронте. Джалиль был как бы душой организации, самым любимым и уважаемым человеком... Его называли орлом. Если Абдулла Алиш был его правым крылом, то Гайнан Курмаш был левым».
Именно «за распространение советской идеологии, разложение батальона» 11 подпольщиков во главе с Джалилем и были казнены немцами. За подпольную работу, а не только за стихи, поэту М.Джалилю присвоено звание Героя Советского Союза. В величии подвига сомневаться не приходится, но возникает вопрос: почему только ему? Значит ли это, что все остальные легионеры были лишь исполнителями воли политрука Залилова, что их деятельность ограничена лишь рамками его подвига?
Простое сопоставление фактов в хронологическом порядке позволяет сделать вывод, что это далеко не так. Подпольная работа в Татаро-башкирском легионе началась до того, как Джалиль получил возможность к ней подключиться. А 825-й батальон, что первым перешел на сторону партизан, был сформирован без участия поэта-героя. «Разложение» легиона - заслуга других наших земляков, реабилитированных в советской истории лишь под именем «джалильцев». Их имена остаются за кадром, между тем их роль в событиях полувековой давности не менее существенная.
Безвестные бойцы невидимого фронта
У того, кто внимательно читал книги о подпольной деятельности Джалиля и джилильцев, наверняка возникали сомнения, связанные с некоторой несостыковкой хронологии событий. Почти в каждом исследовании напрямую увязывается работа Джалиля-Гумерова в культвзводах легиона с переходом 825 батальона на сторону белорусских партизан. Об этом говорил и Г.Кашшаф в книге «По завещанию Мусы Джалиля» (Казань, 1984), и И.Забиров в брошюре «Джалиль и джалильцы» (Казань, 1983), и Р.Мустафин в книге «По следам оборванной песни» (Москва,1981), и Р.Бикмухаметов в указанном выше труде. Все авторы, прослеживая путь политрука Залилова после его пленения под Новгородомвиюне 1942 г., упоминают факт, что по-настоящему принимать участие в подпольной работе он смог лишь с марта 1943-го, когда его переводят, наконец, в специальный лагерь в Вустрау под Берлином.
И. Забиров описывает переход 825 батальона легионеров к партизанам, указывая дату: 14 февраля 1943 г. получен приказ выступать в Белоруссию, 23 февраля - произошло восстание.
В очерках об одном из джалильцев - Ахмете Симаеве - многие исследователи признают: это был профессиональный журналист, подготовленный разведшколой для деятельности в тылу врага, заброшенный через линию фронта еще в феврале 1942 г. Есть предположение, что и в комитет «Идель-Урал» А.Симаев внедрен для ведения подрывной работы уже в конце 1942 г. Именно под его руководством осуществлялся набор военнопленных татар и башкир в тот самый батальон, что восстал против немцев. Именно Симаев руководил изданием и распространением патриотических листовок по лагерям. Он же, по свидетельству Салиха Ганеева, нашел Джалиля в лагере для военнопленных и разъяснил возможность подпольной работы в легионе. Именно под его ответственность военнопленного Гумерова-Залилова перевели в комитет «Идель-Урал». Известно и то, что Симаев поручил Джалилю сформировать группу для связи с Красной Армией. Именно за эту связь (по рации или через посыльных) немцы впоследствии приговорили А. Симаева к смертной казни в одном списке с Джалилем. Известно и то, что Симаев сам писал стихи и переводил на русский язык стихи Джалиля.
Все это говорится как бы между строк. Но это те самые упрямые факты, которые существенно меняют суть дела. Не с появлением Джалиля началась подпольная работа в легионе «Идель-Урал». И уж тем более велась она не под его руководством.
Приходишь к такому выводу и подробнее изучив деятельность еще одного так называемого «джалильца» - Абдуллы Алиша. И. Забиров в своем очерке об этом детском писателе, литературном сотруднике Татарского радиокомитета, хотя и пытается оговориться, что до появления Джалиля подпольной организации в легионе не было, все же признает: «Абдулла Алиш проводил большую пропагандистскую работу среди военнопленных но подготовке к борьбе против врага еще до встречи с Джалилем».
Оставим на совести джалилеведов и утверждение, что именно Муса убедил Алиша надеть форму легионера, чтобы начать активную борьбу в подполье. Суть не в этом.
Главное, что официальная пропаганда все эти годы всячески подтасовывала факты таким образом, чтобы ограничить деятельность легионеров подпольным кружком под руководством Джалиля. То ли под давлением цензуры, то ли не решаясь поднять вопрос о политической реабилитации легионеров как таковых, исследователи постоянно оставляли за кадром масштабы антифашистского движения в национальных легионах. Напомню, что только батальоны легиона «Идель-Урал» находились в нескольких городах Польши, Германии, Франции и Голландии. А подпольные группы легионеров действовали еще и в Чехословакии. И число участников этой деятельности намного превосходило официально признанную группу джалильцев.Их работа и героизм были признаны сталинской(аточнее, уже хрущевской) официальной пропагандой лишь в конце 50-х - начале 60-х годов, когда стало известно, что 11 подпольщиков были казнены.
Остальные легионеры либо были расстреляны частями НКВД, либо как предатели приговорены к различным срокам каторги и лагерей пострашнее тех, в которых их содержали фашисты.
С клеймом предателя
Тот факт, что ни один батальон легиона «Идель-Урал» не принимал участия в карательных и боевых действиях на стороне врага - факт, давно доказанный исследователями биографии М.Джалиля. Доказано, что оставшиеся после восстания батальоны легиона были расформированы самими гитлеровцами как политически неблагонадежные. Многим легионерам удалось попасть в отряды французских партизан, но большинство было возвращено в концлагеря в Германии и Польше.
Тем из легионеров, которые выжили после немецких и советских лагерей, до сих пор не удается доказать свою невиновность. Даже факты их участия в Сопротивлении остаются секретами КГБ. В каждом из районных военкоматов республики можно найти письма с грифом «совершенно секретно», которые содержат информацию о службе того или иного человека в легионе «Идель-Урал». Такие письма и сейчас являются основанием для лишения участников войны, бывших военнопленных, тех мизерных льгот, которые еще существуют в нашем государстве. Более того, принадлежность к легиону официально до сих пор считается предательством. Это вам подтвердит любой военком. Легионеры, имевшие дерзость не только не погибнуть в немецких застенках, но и не склонить голову перед врагом, умирают с тяжким клеймом предателей Родины. И эта печать позора лежит на всех родственниках. Особенно если семья живет в селе.
Именно ради немногих оставшихся в живых легионеров, ради памяти о тех, кто не дожил до реабилитации, ради их детей, наконец, ради высшей справедливости давно пора заявить во всеуслышание: полвека назад совершили подвиг не только 11 джалильцев. Народная намять должна чтить имена не только тех, кто казнен вместе с поэтом-героем. Были в легионе сотни и тысячи наших земляков, которые даже во вражеской форме оставались верными Отчизне. Забвение, как и сталинские репрессии, наносит смертельный удар по чести этих людей, а в конечном счете - по национальному самосознанию всего народа Татарстана (в легионе были не только татары). Так, может быть, хотя бы полвека спустя после массового подвига, совершенного легионерами в лесах под Витебском, восторжествует справедливость? Для этого нужна политическая реабилитация всех тех легионеров, которые не запятнали своего имени сотрудничеством с врагом, кто участвовал в подпольной работе, антифашистском Сопротивлении или просто был военнопленным. Нужен специальный указ президента Республики Татарстан о реабилитации легиона «Идель-Урал», более внимательное изучение истории этого формирования, тщательная запись воспоминаний легионеров, которые еще живут в разных районах нашей республики и за ее пределами.
Примечание:
20 июля 1994 г. принят Закон Республики Татарстан «О дополнительных льготах и социальных гарантиях граждан Республики Татарстан, награждённых медалью «За победу над Германией в 1941-1945 годах»...», в соответствии с которым бывшие военнопленные, в том числе и легионеры, приравнены к участникам войны на территории Татарстана.