Олитический кризис в России в 1993 г. Принятие Конституции РФ 1993 г.

 

Первый и наиболее серьезный политический кризис страна перенесла в 1992—1993 гг. Это был общий кризис власти, в основе которого лежал конфликт между президентом и исполнительной властью в лице правительства, с одной стороны, и Съездом народных депутатов и Верховным советом — органом представительной власти — с другой. Кризис был порожден многими причинами. Одной из ведущих причин была острая политическая борьба за выбор оптимальной формы государственного устройства страны. Политическая элита России раскололась на два лагеря. Одни — сторонники президента — стремились устроить Россию как сильную президентскую республику. Концентрация власти в руках президента, по их мнению, должна была обеспечить необратимость реформ, которые предполагалось осуществлять в России. Другие — сторонники Верховного совета — полагали, что Россия должна стать парламентской республикой. Сложность предстоящих реформ, по их мнению, требовала от общества осуществления эффективного контроля за их ходом, что предполагает концентрацию необходимых властных полномочий в структурах представительной власти.

Первым шагом на пути радикальных преобразований стало объявление гласности, которая должна была стать средством и формой демократизации общества. 21 конференция стала поворотным шагом в перестройке, т.к. был принят отказ на монополии партии. Поле него был утвержден съезд народных депутатов. Потом была борьба коммунистов и демократов, которая закончилась тем ,что 12 июня 1991 года Ельцин был избран президентом РСФСР.

Конституция России

Сформированное президентом конституционное совещание отстаивало вариант Конституции с сильной президентской властью при более скромных функциях представительных органов. В противовес этому Конституционная комиссия ,избранная Съездом народных депутатов , отстаивала свой ,парламентский вариант Конституции.

21 сентября Ельцин подписал указ №1400, где был указан роспуск Съезда народных депутатов и верховного Совета. 12 декабря 93г Состоялись выборы в Федеральное Собрание и референдум по принятию новой Конституции.

В соостветствии с Конституцией, Россия является президентской республикой. Президент избирается всенародным галосованием сроком на 4 года. Конституция наделяет президента большими полномочиями: главнокам. ВС, назначает федеральных министров, принимает решение по отставке правительства и т.д.

ротиворечивость политического и социально-экономического развития России в 1993–1999 гг. Чеченская кампания 1994–1996 гг.: причины и последствия. Оценка деятельности Б.Н. Ельцина в отечественной историографии.

Итоги проведения экономических реформ в 1992 -1993 гг. продемонстрировали их внутреннюю противоречивость. Так, с одной стороны, было введено свободное ценообразование и начался процесс массовой приватизации, приведший к формированию рыночных отношений в обществе. Началась структурная перестройка экономики. А с другой стороны, "шокотерапия" вызвала рост социального напряжения в обществе, развал целых отраслей промышленности , нанесла сокрушительный удар по бюджетным сферам (наука, культура, медицина, образование и др.). Общество подверглось резкой поляризации-разделению на богатых, сверхбогатых, с одной стороны, и обедневших, нищих - с другой. 4% россиян в 1993 г. имели доходы примерно в 300 раз превышающие доходы самых бедных граждан страны. Трагической ценой преобразований стало резкое увеличение смертности россиян (на 20% в 1993 г. по сравнению с 1992 г.) и снижение рождаемости (на 14% за тот же период).


В декабре 1994 года начался вооруженный конфликт в Чечне.

Причина: наведение конституционного порядка, отделение Чечни.

Это привело к многочисленным жертвам с обеих сторон и резко усилило политическую и экономическую напряженность в стране. В Чечне развернулись настоящие боевые действия, сопровождавшиеся многочисленными террористическими диверсионными акциями за ее пределами.

В августе 1996 года, президент Б.Н.Ельцин поручил секретарю Совета безопасности А.И.Лебедю начать переговоры об окончании войны. Итогом войны стало подписание Хасавюртовских соглашений и вывод российских войск. Чечня вновь стала фактически независимым, но юридически непризнанным ни одной страной мира (в том числе Россией) государством.

2.В феврале 1994 г. Президент РФ выдвинул инициативу о достижении общественного согласия, первым шагом к которому явилось предложение о проведении амнистии. Депутаты Государственной Думы, расширив понимание идеи общественного согласия, приняли 23 февраля 1994 г. постановление о политической амнистии и прекра­щении уголовных дел в отношении участников событий 19-21 августа 1991 г. и 3-4 октября 1993 г.

Вместе с тем события, происходившие в стране после принятия новой Конституции, со всей очевидностью продемонстрировали, что созданная правовая основа российской государственности еще далеко не разрешила всех проблем, стоящих на пути ее развития. Лишь в начале 1995 г. возобновилась работа Конституционного Суда РФ, приостановленная в октябре 1993 г. В качестве средства разрешения противоречий между интересами федеральных властей и местных политических элит в различных регионах России возникла идея заключения двусторонних договоров между федеральными и местными органами власти. Первым такого рода документом стал договор с властями Татарстана, подписанный в феврале 1994 г. Вслед за этим были заключены индивидуально проработанные договоры со всеми остальными субъектами Федерации. Единственное исключение составила Чеченская республика Ичкерия. Несмотря на попытки юридического оформления отношений между центром и Чечней, политического решения вопроса о ее статусе федеральному руководству России найти не удалось. Руководство Чечни во главе с пришедшим к власти в результате государственного переворота в сентябре 1991 г. бывшим генералом Советской Армии Джохаром Дудаевым демонстративно не признавало действия российского законодательства на территории республики, заявляя о полном государственном суверенитете. Переговоры с Чечней, которые федеральная власть пытались вести на протяжении двух лет, не давали конструктивных результатов. И тогда в Москве возобладал силовой подход к решению чеченского кризиса. 10 декабря 1994 г. в Чечню были введены федеральные войска.

Целью военной операции федеральных сил официально объявлялось разоружение незаконных вооруженных формирований и восстановление конституционного строя и правопорядка на территории Чечни. Однако продолжавшаяся три года первая российско-чеченская война так и не принесла ожидаемых результатов. Более того, эскалация военных действий федеральных сил в Чечне, вылившаяся в полномасштабную войну, привела к огромным материальным и человеческим жертвам.

Боевые действия оценивались неоднозначно. Большинство подразделений Российской армии было явно неподготовлено к ведению войны в условиях сложнопересеченной и горной местности. В боевых действиях принимали участие плохо обученные новобранцы. Однако не в этом основная причина неудачного ведения боевых действий. Высшее военное руководство России часто преследовало не военные, а политические цели, которые менялись в зависимости от сиюминутной выгодности. Часто высшее руководство просто не решалось брать на себя ответственность. В армии процветала коррупция, взяточничество, предательство. Ответственные за снабжение войск офицеры и солдаты продавали оружие боевикам, распространяли секретную информацию. В российском обществе поднималась волна недовольства чеченской войной. В итоге 31 августа 1996 г. в местечке Хасавюрт были подписаны мирные соглашения (унизительные для российской стороны), признававшие за Чеченской республикой относительно независимое от России положение. После вывода федеральных войск в Чечне были проведены президентские и парламентские выборы. Президентом Чечни по итогам проведенных в конце января 1997 г. выборов стал бывший начальник штаба оппозиционных вооруженных формирований А.Масхадов. Между ним и Б.Н.Ельциным 12 мая 1997 г. в Кремле был подписан Договор о мире и основах отношений. Однако преступные действия чеченских бандитов (захват заложников, террористические акты на территории России) продолжились. В 1999 г., после нападения чеченских бандитов на Дагестан, военные действия в Чечне возобновились. Их целью было восстановление на территории республики российского конституционного строя, ликвидация бандформирований, пресечение терроризма. Российские войска, действовавшие на этот раз тактически грамотно, к исходу 2000 г. смогли в восстановить конституционный строй в Чечне, но полностью чеченская проблема будет решена, видимо, нескоро.

Политическая сфера:

- внесены поправки в Конституцию РФ (31 декабря 2008 г.) : увеличение полномочий президента РФ до 6 лет , а Госдумы – до 5 лет.

- реформа вооруженных сил РФ (2008-2009 гг.) : увеличение военных расходов, сокращение числа высших офицеров, изменения в системе военного образования,Концепция развития системы управления Вооружёнными силами.

- реформа МВД (7 февраля 2011 г.) : оптимизация управления органами внутренних дел РФ, переименование "милиции" в "полицию", сокращение к 2012г. численности сотрудников органов внутренних дел на 20%.

- борьба с коррупцией: Национальный план противодействия коррупции (март 2012), согласно которому ужесточается контроль над расходами госслужащих.

- создание столичного федерального округа (июль 2011 г.): расширение территорий Москвы в 2.4 раза.

Экономическая сфера:

- финансовый кризис (2008-2009 гг.) :поднят налог ЕСН с 26% до 34%,мораторий на любые налоговые новации, падение индекса Российской Торговой системы; закрытие банков и других финансовых институтов;предоставление российским банкам кредитов до 950 млрд. рублей сроком не менее чем на 5 лет; увеличение гарантии по банковским вкладам до 700 тыс. руб.

- увеличение тарифов на некоторые транспортные средства (2009 г.)

- спад промышленного производства, проблемы в банковской сфере (2009 г.)

Социальная сфера:

- указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» (май 2008г.) :порядок начала предпринимательской деятельности, сокращение количества документов, необходимых для её осуществления.

- стабилизация и рост численности населения, рост реальных доходов граждан.

- увеличение размера трудовой пенсии (с 2008 г.)

- решение жилищного вопроса, путем увеличения материнского капитала и выделения средств из гос.бюджета.

- создание инновационного центра в Сколкове.

- закон «Об исчислении времени» (2011 г.): отмена перехода на зимние время.

Война в Южной Осетии (2008)

В ночь с 7 на 8 августа 2008 г. грузинские войска начали интенсивный артиллерийский обстрел столицы Южной Осетии Цхинвал и прилегающих районов; через несколько часов последовал штурм города силами грузинской бронетехники и пехоты. В результате атаки более десяти российских военнослужащих миротворческих сил было убито, несколько десятков — ранено. Официальным поводом для атаки на Цхинвал, по заявлениям грузинской стороны, послужило нарушение режима прекращения огня со стороны Южной Осетии, которая, в свою очередь, утверждает, что первой огонь открыла Грузия. Утром 8 августа Президент Грузии Михаил Саакашвили в телеобращении заявил об «освобождении» силовыми структурами Грузии Южной Осетии; он обвинил Россию в бомбардировке территории Грузии, назвав это «классической международной агрессией»; в Грузии была объявлена всеобщая мобилизация (приведение вооруженных сил государства на военное положение). В тот же день президент Южной Осетии Эдуард Кокойты сообщил о многочисленных жертвах среди мирных жителей Южной Осетии и обвинил президента Грузии Михаила Саакашвили в геноциде осетинского народа.


12 августа Медведев объявил, что принял решение завершить операцию по «принуждению грузинских властей к миру». В тот же день на совместной пресс-конференции с Президентом Франции Николя Саркози вслед за Владимиром Путиным он назвал действия грузинской армии в зоне грузино-югоосетинского конфликта «геноцидом» и «этническими чистками» и оскорбительно высказался о руководстве Грузии.

Как выяснилось в октябре 2008 года, на основании анализа спутниковых снимков окрестностей Цхинвали, дополнительные разрушения гражданских объектов происходили в период с 10 по 19 августа 2008 года, то есть после занятия города российскими войсками: были сожжены сотни домов в этнически грузинских сёлах в Южной Осетии.

Наши рекомендации