График освоения дисциплины
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название разделов и тем | Кол-во лекцион. часов | Практич. занятия |
Раздел 1. Введение | ||
Тема 1.1История как наука. Учение об общественно-экономических формациях | ||
Тема 1.1Хронология основных событий истории РоссииXX века. Практикум (групповая работа) | ||
Раздел 2. Развитие СССР и его место в мире в 80-е годы | ||
Тема 2.1.Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг. | ||
Практическое занятие № 1 | ||
Тема 2.2Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х годов | ||
Практическое занятие № 2 | ||
Практическое занятие № 3 | ||
Раздел 3 Россия и мир в конце XX – в начале XXI века | ||
Тема 3.1 Постсоветское пространство в 90-е годы XX века | ||
Практическое занятие № 4 | ||
Тема 3.2Укрепление влияния России на постсоветском пространстве | ||
Практическое занятие № 5 | ||
Тема 3.3Россия и мировые интеграционные процессы | ||
Тема 3.4 Развитие культуры в России | ||
Практическое занятие № 6 | ||
Контрольная работа № 1 | ||
Тема 3.5 Перспективы развития Российской Федерации в современном мире | ||
Практическое занятие № 7 | ||
Зачет | ||
ИТОГО |
ГРАФИК ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Общее количество занятий курса: 23 пары
Преподаватель: Суриков Юрий Николаевич, кандидат пед. наук, доцент кафедры педагогики ИПиП САФУ имени М.В.Ломоносова, руководитель Научно-методического и консультативного центра ГБУК АО «Архангельский краеведческий музей», тел.: 8-921-073-54-51, [email protected]
НОМЕР ЗАНЯТИЯ | ТЕМА | ФОРМА ЗАНЯТИЯ | СОДЕРЖАНИЕ | Кол-во баллов | ||
Посещение | Выполнение обязательных заданий | Выполнение заданий по выбору | ||||
Методологические основы исторической науки | Лекция | Объект и предмет изучения исторической науки; учение об общественно-экономических формациях. | - | См. ниже | ||
Социально-экономическое положение Российской империи в нач. XX и РФ в нач XXI в.: сравнительный анализ | Лекция | Сравнительная таблица (форма правления, АТУ, политический режим, территория и население) | - | |||
Хронология основных событий истории РоссииXX века. | Практикум | Групповая работа (хронологическая таблица событий и персоналий десятилетий XX века) | ||||
Россия и мир в нач. и середине 20 века. | Лекция | Первая мировая война. Февральская буржуазно-демократическая революция, свержение монархии. Октябрьская революция, приход к власти большевиков. Установление тоталитарного режима в СССР, культ личности Сталина. Вторая мировая война. Построение социалистического общества в СССР в шестидесятые, семидесятые годы. | - | |||
Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг. | Лекция | Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 80-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики. Внешняя политика СССР, отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира». Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура. | - | |||
Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х годов. | Лекция | Отражение событий в Восточной Европе на политической ситуации в СССР. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница СССР. | - | |||
Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х годов. | Практическое занятие | Деятельность политических партий противостоящих государственной власти в Восточной Европе в 80-е годы. | ||||
Деятельность различных политических сил в СССР во второй половине 80-х годов. | Практическое занятие | Подготовка доклада | ||||
Локальные, национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е годы. | Лекция | Участие международных организаций в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве. Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России. | - | |||
Локальные конфликты в Российской Федерации и СНГ в 90-е годы. | Практическое занятие | ПРОСМОТР ВИДЕОЛЕКЦИИ | ||||
Роль Россия на постсоветском пространстве | Лекция | Договора с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр. Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание вооруженного конфликта в этом регионе. | - | |||
Политические национальные лидеры Северного Кавказа, их программные документы. Выработка учащимися различных моделей решения конфликта. | Практическое занятие | Подготовка доклада с м.м.сопровождением | ||||
Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России. | Лекция | Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе. | - | |||
Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». | Лекция | Тенденция сохранения национальных, религиозных, традиций в России. Идеи толерантности и молодежные экстремистские движения. | - | |||
Экстремистские молодежные организации в Европе и в России. | Практическое занятие | ДЕЛОВАЯ ИГРА | - | |||
Россия и мир в конце XX – в начале XXI века. Постсоветское пространство в 90-е годы XX века | Лекция | - | ||||
Укрепление влияния России на постсоветском пространстве | Практическое занятие | ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМА | - | |||
Россия и мировые интеграционные процессы | Лекция | - | ||||
Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе. | Лекция | Территориальная целостность России. Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике. | - | |||
Развитие культуры в России | Лекция | Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития культуры в РФ. | - | |||
Важнейшие научные открытия и культурные достижения современной России. | Практическое занятие | Подготовка доклада с м.м.сопровождением | ||||
Перспективы развития Российской Федерации в современном мире | Диспут | - | ||||
ЗАЧЕТ | ||||||
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:
- Занятие № 3 - Хронология основных событий истории РоссииXX века.
Подготовить групповое сообщение раскрывающее историю десятилетия 20 века (социально-экономическое положение, исторические события и личности, внутренняя и внешняя политика, развитие культуры в данный период) – 30 баллов
- Занятие № 7 - Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х годов.
Подготовка доклада с м.м.сопровождением по ИНДИВИДУАЛЬНОЙ теме (тему необходимо взять у преподавателя) – 30 баллов
- Занятие № 8 -Деятельность различных политических сил в СССР во второй половине 80-х годов.
Подготовка доклада по теме практического занятия (раскрывающего идеологию, историю создания и развития общественного движения или политической партии, политического лидера России данного периода) – 30 баллов
- Занятие № 10 – Локальные конфликты в Российской Федерации и СНГ в 90-е годы.
Подготовка проблемного план-конспекта по видеолекции. Аналитический вывод – 15 баллов
- Занятие № 12 – Политические национальные лидеры Северного Кавказа, их программные документы. Выработка учащимися различных моделей решения конфликта.
Подготовка доклада с м.м.сопровождением по теме практического занятия (раскрывающего идеологию, биографию политического лидера Северного Кавказа) – 35 баллов
- Занятие № 21Важнейшие научные открытия и культурные достижения современной России.
Подготовка доклада с м.м.сопровождением по теме практического занятия – 35 баллов
ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ
(в случае если не указан точная дата сдачи выполненного задания – задания должны быть сданы не позднее чем за одну неделю до зачета)
(выполняются по желанию студента, сдаются либо в распечатанном виде, либо в рукописном, либо высылаются в электронной форме на эл.почту преподавателя)
- Подготовить глоссарий по теме «История России XX века» (не менее 50 терминов) – 15 баллов
- Подготовить подборку наглядного и текстового материала, раскрывающего характер творчества писателей, поэтов, музыкантов, художников, архитекторов СССР 70-х гг. – 25 баллов
- Подготовить сообщения по биографиям политических деятелей СССР во второй половине 80-х годов. Собрать подборку фотодокументов, иллюстрирующих события «балканского кризиса» 1998 – 2000 гг. и представить результат на Занятии № 8 – 30 баллов
- Проанализировать программные документы ООН, ЮНЕСКО в отношении постсоветского пространства: культурный, социально-экономический и политический аспекты. По результатам работы представить аналитическую таблицу – 25 баллов:
Наименование программного документа | Отношение к постсоветскому пространству | |||
Культурный аспект | Социально-экономический аспект | Политический аспект | ||
ЮНЕСКО | ||||
ООН |
- Используя различные источники проанализировать материалы по конфликту в Чеченской республике (90-е годы), выстроить основные события в хронологической последовательности и написать проблемное эссе на тему: «Чеченская проблема: война идей или …» - 30 баллов
- Подобрать наглядный и текстовый материал, отражающий традиции национальных культур народов России. Представить итоговую м.м. презентацию – 20 баллов
- Подготовить видеолекции по курсу (съемка, монтаж, титры) – 60 баллов
- Написать творческое эссе на тему: «XX век в истории моей семьи» - 40 баллов
- Выполнить реферативную работу (5–7 стр.), раскрывающую пути и средства формирования духовных ценностей общества – 20 баллов.
БАЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ШКАЛА:
- Общее кол-во баллов за посещаемость занятий курса – 44 б.
- Общее кол-во баллов за выполнение обязательных заданий – 175 б.
- Общее кол-во баллов за выполнение заданий по выбору – 265 б.
ИТОГО: