Информационно-коммуникативной сферы
PR | Позитивная информация о базисном PR-субъекте | На первый план выступает образ базисного PR-субъекта и спикера (который в отдельных случаях может быть и PR-специалистом) | Выявление уникальности базисного PR-субъекта | |
Реклама | Жестко заданный стандартный набор сведений о продукте | Скрыт | Выявление потребительской ценности товара | |
Литература | Эмоциональные впечатления автора | Образ автора выражен максимально ярко, хотя не всегда прямо | Выявление типического через единичное в тексте | |
Наука | Может быть и теоретической, и эмпирической, подчеркивается вневременной характер закономерностей | Безличностная форма подачи текста | Систематизация, обобщение материала, выделение закономерностей | |
Журналистика | Всегда эмпирическая, связанная с событиями сегодняшнего дня | Присутствует во всех текстах, кроме хроникальных информационных | Выделение социальной значимости события или явления, его актуальность, новизна, наличие проблемной ситуации | |
Критерий | Характер исходной информации | Образ автора в тексте | Характер творческой деятельности |
Окончание табл. 3.1.
Максимальная степень беспристрастности изложения пресс-релизов, другие жанры – как в журналистике | Умеренно-эмоциональный, больше информирующий | Имиджевого характера | |
Субъективен, апеллирует к эмоциям, а не к рассудку | Немного словие и лозунговость рекламных роликов рассматриваются как их достоинство | Маркетингового характера | |
Минимальная объективирован ность изложения Текст субъективный по форме, объективный по смыслу | Эмоционально насыщенный, часто встречаются авторские выражения, неологизмы | Эстетического характера | |
Максимальная объективирован ность изложения | Сухой, точный | Объективированный текст | |
Менее эмоциональное, с тенденцией к объективизации повествования, чем в литературных текстах, и более эмоциональное, чем в научных | Более живой и эмоциональный по сравнению с научными текстами, и более строгий по сравнению с литературными произведениями | Идеолого-этический характер текста | |
Степень объективности | Язык, стиль | Характер «итоговых» текстов |
Возраст. Журналист достигает мастерства и профессионализма в пору зрелости. По данным российско-американского исследования, средний возраст российского журналиста 41 год, а американского — 38 лет. Но и здесь все относительно: например, репортерская специализация предпочитает молодых, аналитическая — опытных журналистов.
Психологическая структура личности журналиста очень многообразна: сюда входят характеристики типа личности, темперамента, характера, особенностей внимания, памяти, мышления, воображения и творческих способностей.
Тип личности журналиста. Публичная журналистская профессия предполагает экстравертный, то есть открытый, хорошо приспосабливающийся к обстоятельствам тип личности. Но известно, что замкнутый, сосредоточенный интровертный тип личности часто характеризуют творческую личность, какой и является журналист. Поэтому журналистами чаще становятся амбоверты, сочетающие в себе открытость и сосредоточенность.
Темперамент. Выделяют четыре типа темперамента (Гиппократ, Кант, Павлов):
– сангвиники (лат sanguis – род пад sanguinis - кровь, жизненная сила) характеризуются живостью, быстрой возбудимостью и легкой сменяемостью эмоций;
– холерики (греч chole – желчь) - характеризуются быстротой действий, сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах, мимике;
– меланхолики (греч melaina chole – черная желчь) характеризуются повышенной впечатлительностью, относительно незначительным внешним выражением чувств, меланхолик – это человек, склонный к депрессии, настроениям грусти, подавленности;
– флегматики (греч phlegma – слизь) характеризуются медлительностью, спокойствием, слабым проявлением чувств вовне.
Предпочтительнее на взгляд ученых в стрессовой, напряженной профессии журналиста сангвиники. Они обладают хорошей реакцией, легко откликаются на то, что происходит вокруг, быстрее справляются с неприятностями. Однако и здесь многое зависит от специализации. Так для ведущего телевизионную передачу предпочтителен холерик, для аналитика – флегматик, а для критика — меланхолик.
Среди социальных типов характера важную роль играют два – рыночный и продуктивный.
Рыночный тип социального характера журналиста характерен для современного общества. Журналист-рыночник осознает себя одновременно продавцом и товаром. У него нет индивидуальности, обладает эклектичным, манипулятивным мышлением, эгоистичен, агрессивен. Готов на все, вплоть до дезинформации.
Продуктивный тип противостоит рыночному. Это независимый, честный, творчески мыслящий журналист.
С.М. Виноградов выделяет несколько социально-психологических типов журналистов разных эпох:
§ собиратель и распространитель «чистой информации»;
§ интерпретатор знаний, добытых другими;
§ ремесленник, вынужденный продавать свой труд, чтобы жить;
§ политический писатель, борец за справедливость, пропагандист, агитатор, организатор;
§ подручный партии;
§ репортер в погоне за сенсациями, готовый на персональный журналистский «подвиг»;
§ разгребатель грязи;
§ мистификатор, манипулятор сознанием, магнат прессы.
Способности. Основными для журналиста считаются литературные способности. Совершенное владение словом для журналиста обязательно.
В системе способностей выделяются базовые характеристики (интеллект, эмоциональность, воля), социальные (способность к труду, творчеству, личностному развитию) и профессиональные (познавательные, проективные и коммуникативные).
Основой способностей служит интеллект, обуславливающий усвоение журналистом знаний и опыта, их сохранение, использование в практике.
Уровень образования имеет большое значение для продуктивной профессиональной деятельности. В России 96 % журналистов — специалисты с высшим образованием. В целом сейчас в журналистике 56 % людей, имеющих диплом об окончании факультетов журналистики, остальные — закончили филологические отделения пединститутов, имеют театральное, другое гуманитарное или естественно-техническое образование.
Поскольку журналист по долгу службы много общается, большое значение имеет и усвоение им психологической культуры.
Психологическая культура журналиста – это:
Ø психологическое познание самого себя как личности и профессионала;
Ø знание психологии людей и их поведения, проникновение в сознание и подсознание других в процессе межличностного общения и овладение психологическими методами воздействия на массовое сознание и поведение аудитории;
Ø создание психологически адекватной журналистской картины мира в отношении и взаимодействии с аудиторией. Модель мира и картина мира принципиально важны для журналиста. Он ретранслирует их читателям. Поэтому далеко не безразлично, что является для корреспондента главной ценностью. Роль доминанты подчас решает близкое окружение журналиста (групповой уровень). Ответственность перед коллегами, корпоративная этика, приверженность интересам партии или клана - мощный стимул профессиональной активности;
Ø постоянное изучение социально-психологических законов, лежащих в основе жизни социума, общественных явлений, массовой коммуникации и индивидуального творчества.
С помощью такого критерия, как отношение к противоречию можно рассмотреть несколько стилей журналистского мышления:
– мифологическое (игнорирующее противоречия);
– формально логическое (стремящееся к уничтожению или примирению противоречий);
– диалектическое (ориентированное на выявление противоречий как движущей силы любых явлений).
Эмоции. Эмоциональная устойчивость и постоянный самоконтроль принципиально значимы для тех, кто постоянно имеет дело с событиями быстро меняющейся реальности. Поэтому среди журналистов подавляющее большинство – эмоционально устойчивые люди, оптимистично настроенные по отношению к окружающей действительности.
Для журналиста принципиально значимы этические чувства. Нравственная сторона деятельности оказывает влияние на формирование личности пишущего, его творческий потенциал. Строгой моральной регламентации требуют такие специфические творческие моменты, как журналистский домысел, смена профессии, сохранение в тайне источников информации.
Различать прекрасное и безобразное помогают эстетические чувства, вкус.
Еще раз подчеркнем, что не может быть какой-то одной модели способностей для всех профессиональных специализаций. Для репортеров приоритетны качества, обеспечивающие оперативность сбора информации. Для аналитиков – логика, глубина и нестандартность мышления, для публицистов – образное восприятие, умение убеждать, для теле- и радиоведущих – коммуникабельность, личное обаяние, артистизм.