Тематика контрольных работ и методические указания к ним
Кафедра истории и
Культурологии
ИСТОРИЯ
Практикум для студентов заочной формы обучения
Уфа 2013
УДК 94(47)
ББК 63.3
И 90
Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета информационных технологий и управления (протокол № 8 от 29 апреля 2013 г.)
Составитель: к.и.н., доц. Л.М. Семенова
Рецензент: д. филос. н., проф. Р.Ю. Рахматуллин
Ответственный за выпуск: д. и. н., проф. Р.М. Зиязетдинов
Содержание
Введение
Лекционные занятия.
1.1 Методика проведения лекционных занятий.
1.2 Примерная тематика лекций.
Семинарские занятия.
2.1 Методика проведения семинарских занятий.
2.2 Примерная тематика семинарских занятий.
Контрольная работа.
3.1 Выбор темы контрольной работы и ее оформление
3.2 Тематика контрольных работ и методические указания к ним
4. Проведение экзамена (зачета) по истории.
4.1 Правила проведения экзамена или зачета.
4.2 Фонд контрольных вопросов к экзамену или зачету.
5. Учебная литература библиотеки БГАУ.
Введение
История – фундамент гуманитарного образования, одна из важнейших форм самосознания людей. Знание прошлого своего народа и всего человечества – необходимое условие, характеризующее человека образованного, культурного, цивилизованного. История всегда привлекает к себе внимание не только специалистов, но и всех образованных людей, граждан своей страны. «Historia est magistra vitae» («История – наставница жизни»), говорили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в лаборатории мирового социального опыта пытаются найти ответы на жгучие вопросы современности. Массовое сознание тяготеет к мифологическим представлениям о прошлом и настоящем. Мы по-прежнему, как отмечал в свое время А.С. Пушкин, ленивы и нелюбопытны к собственному прошлому. «Кто прячет прошлое ревниво, тот и с грядущим не в ладу» (А.Твардовский). На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям. «История питает нравственные чувства и праведным судом своим располагает душу к справедливости…» (Н.М.Карамзин).
Данное учебное пособие содержит практические рекомендации по усвоению материала и выполнению учебных заданий студентами заочной формы обучения. В нем раскрываются методики проведения лекционных и семинарских занятий, выполнения контрольных работ, дается обзор основной необходимой исторической литературы.
Лекционные занятия
1.1 Методика проведения лекционных занятий.
1.2 Примерная тематика лекций.
1.1 Методика проведения лекционных занятий
Лекция (от лат. lectio «чтение») – одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематичное, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины. Лекция читается обычно для студентов всего курса.
Лекция как форма передачи знаний обучающимся возникла в практике средневековых университетов. В XII – XIII вв., когда в Европе еще не получило распространение книгопечатание, сочинения ученых переписывались от руки и поэтому существовали в немногих экземплярах. Получить такое сочинение для изучения каждый студент не мог, и университетские преподаватели в аудиториях в буквальном смысле читали свои или чьи-то научные произведения – философские, религиозные трактаты, сопровождая чтение подробными комментариями и разъяснениями.
На протяжении веков многое изменилось. Возникло и постепенно усовершенствовалось книгопечатание, книга как один из важнейших источников знания перестала быть редкостью и роскошью, стала доступной каждому. Кроме того, в последние десятилетия все большее значение приобретают компьютерные формы хранения и передачи информации, которые все активные применяются в обучении. Однако лекция всегда была и до сих пор остается неотъемлемой частью учебного процесса, важнейшей формой изложения учебного материала в высших учебных заведениях во всем мире. Причина такого консерватизма в том, что лекция как способ сообщения знаний имеет очень много достоинств. В каждой науке встречается большое количество различных точек зрения, мнений, подходов и способов разрешения научных проблем. Наряду с положениями, которые признаются всеми и не вызывают сомнения, всегда есть спорные вопросы и воззрения. Разобраться в этом клубке противоречивых взглядов студенту, вступающему в мир научных знаний, чрезвычайно сложно.
Именно лекция позволяет преподавателю в течение непродолжительного промежутка времени сориентировать десятки студентов в рассматриваемой научной проблеме, раскрыть ее наиболее важные, существенные стороны, дать анализ различных взглядов и теоретических концепций по рассматриваемому вопросу, указать наиболее значительные научные работы, посвященные данной проблеме.
К достоинствам лекции нужно также отнести и непосредственное общение студентов с преподавателями, которые, как правило, сами являются учеными. Их живое слово, творческая мысль, эмоциональный контакт с аудиторией иногда играют решающую роль в усвоении студентами учебного материала, который перестает быть только набором сухих фактов, становится ярким и интересным, а поэтому способствует развитию желания знать изучаемый предмет лучше и глубже.
Слушание лекций предполагает активную мыслительную деятельность студента, главная задача которого – понять сущность рассматриваемой темы, уловить логику рассуждений лектора, оценить его аргументацию, составить собственное мнение об изучаемых явлениях и соотнести услышанное с тем, что уже изучено. При этом студент должен делать записи изложенного в лекции материала. Ведение таких записей, которые называются конспектами (от лат. conspectus «обзор»), также является творческим процессом, требует определенных умений и навыков:
· не старайтесь записать дословно все, что говорит преподаватель – это порой не возможно. Формулируйте мысли кратко и своими словами. Записывая только самое существенное;
· учитесь на слух отделять главное от второстепенного. Это не означает, что записывать нужно только основные положения и определения без примеров. Факты, которые приводит лектор также лучше отмечать, иногда для этого бывает достаточно несколько ключевых слов;
· записи должны представлять собой развернутый план лекции, где каждый вопрос и пункт нумеруется;
· оставляйте в тетради поля, которые можно использовать в дальнейшем для уточняющих записей, комментариев, дополнений и т.п.;
· старайтесь выработать собственную систему сокращения часто встречающихся слов и знаков;
· сразу после лекции старайтесь просмотреть записи, восстановить пропущенное и недописанное.
Помните, что лекция – это «путеводитель» в дальнейшей самостоятельной учебной и научной работе студента.
1.2 Примерная тематика лекций
Здесь нами приведены примерные темы обзорных лекций для студентов заочной формы обучения. По усмотрению лектора тематика обзорных лекций может быть изменена, уточнена, дополнена.
Тема 1. История России XIX – XVIII вв.
Тема 2. Российская империя 1800 – 1917 гг.
Тема 3. Советский период истории России 1917 – 1991 гг.
Тема 4. Новейшая история современной России 1991 – 2012 гг.
Семинарские занятия
2.1 Методика проведения семинарских занятий.
2.2 Примерная тематика семинарских занятий
2.1 Методика проведения семинарских занятий
Семинар (от лат. seminarium «рассадник»; переносн. «школа») – это особая форма учебно-теоретических занятий, служащая дополнением к лекционному курсу. Семинар обычно посвящен детальному изучению отдельной темы и проводится в каждой студенческой группе отдельно.
Отличительной особенностью семинара является активное участие самих студентов в объяснении вынесенных на рассмотрение проблем, вопросов. Преподаватель дает студентам возможность свободно высказаться по обсуждаемому вопросу и помогает правильно построить обсуждение. Обычно на семинарах обсуждаются заранее поставленные вопросы. Студенты заблаговременно знакомятся с планом семинарского занятия и литературой, рекомендуемой для изучения данной темы. Чтобы активно обсуждать проблему, высказывать свою точку зрения, обмениваться мнениями, спорить в поисках истины, готовиться к семинару должны все. При подготовке к семинару:
· проанализируйте тему семинара, внимательно прочитайте материал, данный преподавателем на лекции;
· изучите рекомендованную литературу, делая при этом конспекты или выписки, которые понадобятся при обсуждении на семинаре;
· постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументировано его обосновать.
В процессе работы на семинаре:
· предполагается активная творческая работа студента.
· выступающему студенту необходимо быть готовым к дополнительным вопросам преподавателя и группы.
· одобряется практика высказывания дополнений и уточнений по заслушанным выступлениям.
· если вы не согласны с чьим-то мнением, смело критикуйте, но помните, что критика должна быть обоснованной и конструктивной, то есть нести в себе какое-то конкретное предложение в качестве альтернативы.
· должны приобретаться навыки научной аргументации, научного мышления.
2.2 Примерная тематика семинарских занятий
Тема 1. История России с древнейших времен до конца XVIII века.
1) Социально-экономическое и политическое развитие Руси в IX – XV вв.
а) Киевская Русь XIX – XII вв.
б) Монголо-татары и Русь.
в) Московская Русь в XV – начале XVI в.
2) Россия в XVI – XVII вв.
а) Внутренняя и внешняя политика Ивана IV Грозного.
б) Причины, этапы и последствия смутного времени.
3) Россия в XVIII веке: попытка модернизации и ее последствия.
а) Эпоха Петровских реформ.
б) Дворцовые перевороты XVIII в. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II.
Тема 2. Российская империя 1801 – 1917 гг.
1) Социально-экономическое и политическое развитие России в XIX в.
а) Попытки решения крестьянского вопроса в XIX в.
б) Буржуазные реформы 60-х – 70-х гг. XIX в. и их значение. Контрреформы 80-х – 90-х гг. XIX в.
2) Первая Российская революция 1905 – 1907 гг.
а) Причины, характер, этапы, итоги революции 1905 – 1907 гг.
б) Аграрный вопрос в революции 1905 – 1907 гг. Аграрные программы политических партий.
в) Аграрная реформа П.А.Столыпина и ее итоги.
3) Россия в 1917 г.
а) Победа Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. Свержение монархии и формирование системы двоевластия.
б) Октябрьская революция 1917 г. Решение II съезда Советов. Первые мероприятия советской власти.
в) Гражданская война и интервенция в России. Причины победы советской власти в Гражданской войне.
Тема 3. Развитие советского государства и общества в 1917 – 1991 гг.
1)СССР в 1920-е – 1930-е гг.
а) Новая экономическая политика: причины, сущность, цели и итоги.
б) Образование СССР в 1922 г. Проекты создания СССР.
в) Политика индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства: итоги и последствия.
г) Внешняя политика советского государства в 1920-х – 1930-х гг.
2) СССР в Великой Отечественной войне.
а) Нападение Германии и на СССР. Причины поражения Красной Армии в начальный период войны.
б) Основные сражения Великой Отечественной войны.
в) Источники победы советского народа. Итоги и уроки Великой Отечественной и Второй мировой войны.
3) Развитие СССР в 1945 – 1985 гг.
а) Геополитические последствия Второй мировой войны. Начало «холодной войны»
б) Попытки демократизации в постсталинский период. Аграрная политика Н. С. Хрущева.
в) СССР в 1965 – 1985 гг.: достижения и проблемы.
4) Перестройка в СССР 1985 – 1991 гг.
а) Перестройка в СССР, ее основные направления и причины неудач.
б) Национальный вопрос в СССР и причины его обострения в условиях перестройки. Распад СССР.
Тема 4. Новейшая история современной России 1991 – 2012 гг.
1) Россия в 1990-е гг.
а) Социально-экономические преобразования в России.
б) Политические преобразования в России в 1990-х гг. Конституция Российской Федерации.
2) Достижения и проблемы РФ в 2000 – 2012 гг.
а) Формирование «вертикали власти» 2000 – 2008 гг.: предварительные итоги.
б) Внутренняя и внешняя политика РФ 2000 – 2012 гг.
Контрольная работа
3.1 Выбор темы контрольной работы и ее оформление
На изучение дисциплины «История» при аудиторной работе с преподавателем для студентов заочной формы обучения отводится меньше часов, чем для студентов очной формы обучения. Поэтому студент-заочник большую часть материала должен проработать самостоятельно.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
·теоретические основы исторической науки, фундаментальные концепции и принципы, на которых они построены;
·движущие силы и закономерности мирового исторического процесса;
·главные события, явления и проблемы отечественной истории;
·основные этапы, тенденции и особенности развития мирового исторического процесса;
·хронологию, основные понятия, определения, термины и ведущие мировоззренческие идеи курса;
·основные труды крупнейших отечественных историков, современные концепции историографии.
уметь:
· выявлять и обосновывать значимость исторических знаний для анализа и объективной оценки фактов и явлений мировой истории;
· определять связь исторических знаний со спецификой и основными сферами деятельности;
· извлекать уроки из истории и делать самостоятельные выводы об историческом прошлом;
· применять историческую терминологию и лексику.
владеть:
· навыками работы с исторической научной литературой, подготовки докладов, контрольных работ, выполнения тестовых заданий; аргументации, ведения дискуссии.
Формами контроля усвоения дисциплины «История» являются экзамен или зачет, письменная контрольная работа.
Выполнение письменной контрольной работы позволяет получить новое знание и систематизировать его, приобрести навыки научного исследования, грамотного, четкого изложения и оформления письменного материала, умения выделять причинно-следственные связи, итоги, результаты, последствия и значение исторических событий.
Тема контрольной работы определяется студентом по последней цифре шифра зачетной книжки согласно приведенной ниже таблице.
Шифры, оканчивающиеся на | Варианты тем контрольных работ | ||||
или | или | ||||
или | или | ||||
или | или | ||||
или | или | ||||
или | или | ||||
или | или | ||||
или | или | ||||
или | I7 | или | |||
или | или | ||||
или | или |
Приступая к выполнению письменной работы, необходимо:
- определиться с вариантами тем контрольной работы;
- внимательно изучить предложенный тематический план;
- своевременно изучить новейшую литературу, предлагаемую кафедрой либо подобранную самостоятельно;
- подобрать периодическую литературу, которая поможет связать те или иные вопросы темы с современностью, прочитать ее и сделать необходимые выписки;
- обязательно использовать местный материал (периодическую печать, монографии и статьи по истории Башкортостана) и, если есть краеведческие музеи, ознакомиться с другими материалами по данной теме;
- при затруднении обязательно консультироваться у преподавателей на кафедре истории и культурологи (каб. 262/1).
Структура контрольной работы предполагает наличие введения, основной части, заключения, списка литературы.
Во введении кратко обосновывается актуальность темы, указывается ее место в структуре всего курса истории, формулируются цель и задачи работы, обосновывается выбор подобранной студентом литературы.
В главной, основной части работы, должен содержаться анализ основных вопросов плана, приведение точек зрения различных авторов по предлагаемой проблеме. Будет оцениваться последовательность изложения материала и отсутствие логически несовместимых утверждений; глубина исследования проблемы и полнота раскрытия темы; творческий подход и убедительность выводов. В отношении каждого вопроса должен быть выдержан единый порядок изложения и способ аргументации, что придаст работе четкость и стройность.
Заключение должно содержать краткие обобщения по теме.
В конце контрольной работы следует грамотно оформить список использованной литературы из 4-7 наименований. Обязательно нужно указать место и год издания книги. Не следует пользоваться устаревшей литературой, учебниками, в которых могут содержаться ошибочные взгляды, выводы, устаревшие цифровые данные и т. д. В списке необходимо указать лишь ту литературу, которая была прочитана и использована в работе.
В конце работы после списка использованной литературы следует поставить дату отправления контрольной работы на рецензию и подпись исполнителя.
Разумеется, главное в контрольной работе – ее содержание. Однако и от правильного оформления работы зависит ее оценка:
- работа должна быть написана грамотно, четким, разборчивым почерком;
- чужие тексты должны приводиться только в виде цитат, которые выделяются кавычками и имеют ссылку на первоисточник);
- на обложке контрольной работы указываются фамилия, инициалы, шифр, номер и тема контрольной работы;
- объем контрольной работы - 24-36 страниц рукописного текста (тетрадь 12-18 листов);
- страницы должны быть пронумерованы, оставлены поля для замечаний рецензента.
На первой странице текста указывается план контрольной работы и страницы против каждого пункта плана. В тексте работы должен быть выделен переход от изложения одного вопроса плана к другому. При цитировании, использовании цифровых данных, малоизвестных фактов, следует указывать их источник.
Следует помнить, что студенты, не имеющие к началу экзаменационной сессии зачтенных контрольных работ, к экзамену или зачету не допускаются.
Если работа получила оценку «зачтена», но рецензент сделал замечания по отдельным вопросам, студент должен их учесть в процессе подготовки к экзамену, зачету.
Если работа зачтена условно, то студент должен внести необходимые коррективы и вновь представить конспект преподавателю за 2-3 дня до начала экзамена, зачета.
Если контрольная работа не зачтена, студент должен написать новую контрольную работу с учетом замечаний и, приложив к ней первый вариант с рецензией, отдать преподавателю для повторной проверки. Повторные работы, присланные на проверку без первого варианта, рецензированию не подлежат и возвращаются исполнителю.
Вариант 1
Тема 1 История как наука
1.1 План работы
1) Предмет истории, основные подходы в изучении истории.
2) Система принципов и методов исторического познания.
3) Характеристика исторических источников.
4) Функции исторической науки. Значение исторической науки.
1.2 Методические указания к работе
1) Дайте определение термина «история». Как и когда возникла историческая наука? Каковы ее цели и задачи? Что такое цивилизационный и формационный подходы в изучении истории? Что такое «конъюнктура» в исторической науке?
2) Структурными элементами истории как науки являются ее исходные положения и нормы – принципы. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены, требуют применения в совокупности. Выпишите и поясните такие принципы как научность, объективность, принцип историзма, всестороннего изучения проблемы, социально-гуманистический. Метод – это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления – исторические факты, способ извлечения из фактов новых знаний. Охарактеризуйте некоторые исторические методы: хронологический, проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, синхронистический, ретроспективный, статистический и другие.
3) Большинство авторов выделяют следующие типы исторических источников: письменные, устные, вещественные, этнографические, лингвистические, аудиовизуальные. Конкретизируйте и охарактеризуйте каждый из них.
4) Выделите функции исторической науки: научно-познавательную, просветительскую, воспитательную, прогностическую, социальной памяти и другие. Покажите значение исторической науки в жизни общества. Можете привести наиболее известные высказывания мыслителей о необходимости исторического познания.
1.3 Рекомендуемая литература
1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб.пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. - 2010.
2. Кириллов В.В. История России: учеб.пособие. М.: Высшее образование. - 2008.
3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учеб. для ВУЗов. М. - 2011.
4. Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История Отечества: учеб. для ВУЗов. М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2004.
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Тема 4 Русь и Золотая Орда
4.1 План работы
1) Монгольское нашествие на Русь.
2) Формы экономической и политической зависимости русских княжеств от Золотой Орды.
3) Последствия ордынского ига на Руси.
4.2 Методические указания
1) Почему термин «монголо-татары» можно считать достаточно условным? Выделите монгольские завоевания Средней Азии, Северного Кавказа, Волжской Булгарии, вторжение в Европу. Покажите основные походы на Русь 1237 – 1240 гг. Как сопротивлялась Русь монгольскому завоеванию?
2) Поясните термин «монголо-татарское иго», как и когда сложилось это понятие? В чем выражалась экономическая, политическая, военная зависимость русских земель от Орды? Поясните отношение Орды к русской православной церкви. Каково значение Куликовской битвы? Когда начинается и завершается процесс политического объединения русских земель? Когда и как была ликвидирована зависимость от Золотой Орды?
3) Перечислите последствия ордынского ига на Руси. Пагубные последствия, неисчислимые беды ордынского владычества не вызывают сомнения. Об этом писали историки С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. С этим в принципе согласны современные исследователи. Однако, многие исследователи считают, что сложившаяся ситуация русско-ордынских отношений ускорила процесс централизации русских земель, определила характер российской государственности. Еще Н.М. Карамзин писал, что после монголо-татарского нашествия «Тень варварства…закрыла для нас Европу». Но он же отмечал: «Москва обязана своим величием ханам». Что имел в виду Н.М. Карамзин? Охарактеризуйте точку зрения советского исследователя Л.Н.Гумилева, который считал, что отношения монголов и русских не были исключительно враждебными. Можете ли вы выделить положительные последствия ордынского ига на Руси? Почему?
4.3 Рекомендуемая литература
1. Баскаков Н.А. Русские фамилии тюркского происхождения. - М.: Современник. - 1979.
2. Греков И. Б. Мир истории: Русские земли в 13-15 веках / И. Б. Греков, Ф. Ф. Шахмагонов. - 2-е изд. - М.: Мол. Гвардия. – 1988.
3. История России с древнейших времен до 1861 года. Учеб. для вузов [Под ред. Н.И. Павленко] М.: Высшая школа. - 2000.
4. Горский А.А. Москва и Орда. М. - 2000.
5. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. М. - 1998.
6. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М. - 2007.
7. Долгов В. Сквозь темное стекло (Александр Невский перед «судом истории»)// Родина. №3.- 2003. – С. 86 – 89.
Вариант 5
Тема 5 Образование Русского централизованного государства
5.1 План работы
1) Причины возвышения Москвы. Политика московских князей.
2) Предпосылки объединения русских земель в единое государство. Деятельность Ивана III.
5.2 Методические указания
1) Кто являлся первым московским князем? Когда и по какой причине началось возвышение Московского княжества? С кем Москва соперничала в этот период? Например, московский князь Иван Калита не стеснялся в средствах по укреплению московского княжества и зачастую поступал как беспринципный и корыстный политик. Дайте оценку деятельности князя Ивана Калиты, князя Дмитрия Донского и других. Почему в свои непрекращающиеся усобицы русские князья неоднократно втягивали монголо-татар?
2) Что такое централизация? Среди предпосылок объединения русских земель в единое государство выделите социально-экономические, политические, духовные. Когда начинается и завершается процесс политического объединения русских земель? Какие земли были присоединены к Московскому княжеству в годы правления Ивана III? Перечислите основные направления деятельности князя Ивана III. В чем сущность системы «кормлений» на Руси, какую роль она сыграла? Когда и кем законодательно эта система была отменена?
5.3 Рекомендуемая литература
1. Асонов Н.В. Становление и реализация ведущих политических доктрин Московской Руси// Социально-гуманитарные знания. 2009.- №2. – С. 259 – 268.
2. Карамзин Н.М. История государства Российского. Книга 2: Т. 1 – 6 / [Н.М. Карамзин], СПб. - 2006.
3. Кириллов В.В. История России: учеб. пособие. М.: Высшее образование. - 2008.
4. Скрынников Р.Г. Русь IX-XVII вв. – СПб. - 2007.
Вариант 6
Вариант 7
Вариант 8
Тема 8 Петровские преобразования и их роль в истории России
8.1 План работы
1) Предпосылки петровских реформ.
2) Реформы Петра I в военной, экономической, социальной и государственно-административной сферах общества.
3) Преобразования в области культуры и быта.
4) Оценки петровских реформ в отечественной историографии.
8.2 Методические указания
1) Какую роль сыграли преобразования предшественников Петра I: царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, В.В Голицына и других. Как вы понимаете слова классиков: «Собирались в дорогу, но ждали кого-то…» (С.М. Соловьев), «Царь Алексей Михайлович создал в русском обществе XVII в. преобразовательное настроение», «Он [Алексей Михайлович] был не прочь срывать цветки иноземной культуры, но не хотел марать рук в черной работе ее посева на русской почве»(В.О.Ключевский). В чем заключалась необходимость петровских преобразований?
2) Северная война 1700 – 1721 гг. ускорила назревшие преобразования в стране. Перечислите военные реформы Петра. За чей счет они проводились? Что такое рекрутчина? Каковы основные реформы в экономической, социальной и государственно-административной сферах общества и их последствия в целом для страны? Докажите складывание абсолютной монархии в России.
3) Преобразования в области культуры и быта в это время отличает широкое вмешательства государства в духовно-культурную сферу. Докажите это. Почему историки считают, что культурные преобразования в эпоху Петра I в целом приблизили Россию к Европе, но и способствовали отрыву культуры господствующих слоев от народной культуры?
4) Как оценивали петровские преобразования известные отечественные историки? Почему некоторые историки называют Петра I революционером на троне, а его реформы – революцией сверху? Докажите, что реформы Петра I не только способствовали значительному ускорению развития России, но и принимали консервативный характер, так как укрепляли феодальные устои. Покажите «свет», то есть положительные результаты, и «тени» - отрицательные результаты - петровских реформ. Каковы последствия для России «модернизации по-петровски»?
8.3 Рекомендуемая литература
1. Андерсон М. С. Петр Великий: биография отдельного лица. Ростов н/Д: Феникс. М.: Зевс. - 1997.
2. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Ленинград. – 1989.
3. Буганов В.И. Петр Великий и его время. М. – 1989.
4. Ключевский В.О. Курс русской истории. М. - 1991.
5. Масси Р. К.Петр Великий: В 3 т. Смоленск: Русич. - 1996.
6. Медушевский А.Н. Административные реформы в России XVII-XIX вв. М. - 1990.
7. Молчанов Н.Н. Петр I. М. - 2007.
8. Павленко Н.И. Петр Первый. М. - 2008.
9. Лабутина Т.Л. Допетровская Русь глазами британцев// Вопросы истории. 2009. №5. С. 24 – 37.
10. Лабутина Т.Л. Петровская Россия глазами британского дипломата Ч. Уитворда// Новая и новейшая история. 2012. № 4. С. 137-151.
11. Волкова И.В. Военное строительство Петра I и перемены в системе социальных отношений в России// Вопросы истории. 2006. №3. С. 35-50.
12. Серов Д. Палач взялся за топор. Сенаторы и губернаторы перед судом Петра I// Родина. 2006. №8. С. 27-32.
Вариант 9
Вариант 10
Вариант 11
Вариант 12
Вариант 13
Вариант 14
Вариант 15
Тема 15 Революция 1905-1907 гг.
15.1 План работы
1) Причины и повод революции.
2) Основные события революции.
3) Итоги и значение революции.
15.2 Методические указания
1)Выделите социально-экономические и политические причины революции. Какие вопросы требовали безотлагательного решения? Как вы понимаете слова С.Ю.Витте «Россия переросла форму существующего строя. Она стремиться к строю правовому на основе гражданской свободы». Отметьте, что экономический кризис 1900-1903-гг. и поражение России в русско-японской войне еще более усугубили ситуацию. Можно ли говорить, что события 9 января 1905 г. стали поводом, катализатором революции?
2)Расскажите об основных событиях 1905 г. Что обещал Николай II в своем Манифесте 17 октября 1905 г.? Почему Декабрьское вооруженное восстание в Москве называют апогеем революции? Почему в 1906 г. начинается постепенный спад революции, связано ли это с осуществлением властью некоторых преобразований, каких? Расскажите о работе Государственной Думы (1906-19017). Почему первые два состава Госдумы были распущены царем?
3) Николай II своим указом 3 июня 1907 г. распустил II Госдуму и ввел новый избирательный закон. В чем смысл нового избирательного закона. Почему сторонники революционного лагеря называют его введение государственным переворотом, установившийся строй «третьеиюньской монархией»? Каковы итоги и значение революции 1905-1907 гг.? Почему революция 1905-1907 гг. носила буржуазно-демократический характер?
15.3 Рекомендуемая литература
1. Верт Н. История советского государства 1900-1991. М.: Прогресс-Академия. - 1994.
2. Россия в ХХ веке: Реформы и революции: В 2 т. М.: Наука. – 2002.
3. Соловьев К.А. Законотворческий процесс и представительный строй в 1906-1911 годах// Российская история. 2012. № 2. С. 37-51.
4. Демин В.А. П.А. Столыпин и законодательные палаты// Российская история. 2012. № 2. С. 52-62.
5. Омельянчук И.В. Правые партии и П.А. Столыпин// Российская история. 2012. № 2. С. 62-76.
6. Бахтурина А.Ю. П.А. Столыпин и управление окраинами Российской империи//Российская история. 2012. № 2. С. 108-120.
7. Туманова А.С. «Отечество наше должно превратиться в государство правовое»: кабинет П.А. Столыпина и разработка закона о свободе союзов//Российская история. 2012. № 2. С. 126-138.
8. Брэдли Дж. Добровольные ассоциации, гражданское общество и самодержавие в позднеимперской России// Российская история. 2011. № 2. С. 3-26.
Вариант 16
Вариант 17
Вариант 18
Вариант 19
Тема 19 Образование СССР
19.1 План работы
1) Предпосылки образования СССР.
2) Проекты создания СССР.
3) Союзный договор 30 декабря 1922 года. Вхождение республик в состав СССР в 1922-1940 гг.
19.2 Методические указания
1)Какова была программа партии большевиков по национальному вопросу до Октября 1917 г. Какие шаги по решению национального вопроса большевики предприняли после прихода к власти? Какие территории бывшей Российской империи получили независимость? Покажите военные, политические, экономические предпосылки образования СССР.
2)Охарактеризуйте ленинский и сталинский проекты создания СССР. Обязательно укажите, что сталинский проект предусматривал вхождение республик в РСФСР на правах автономных. Почему это проект получил неоднозначную оценку в партийно-государственных органах и лично В.И. Ленина? Каково содержание ленинского плана образования СССР, получившего поддержку и явившегося основой создания союзного государства? Можно ли назвать модель государственного устройства СССР федеративной или унитарной? Почему?
3)Расскажите о содержании Союзного договора 30 декабря 1922 г., о системе и компетенциях союзных органов власти по Конституции СССР 1924 г. Выделите принципы советской национальной политики. Какие достижения и ошибки можно выделить? Покажите хронологию включения республик в состав СССР в 1920-е гг. Отдельно выделите события 1939-1940 гг.
19.3 Рекомендуемая литература
1. Верт Н. История советского государства 1900-1991. М.: Прогресс-Академия - 1994.
2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб.пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. - 2007.
3. Кириллов В.В. История России: учеб.пособие. М.: Высшее образование. - 2008.
4. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учеб. для ВУЗов. М. - 2011.
5. Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История Отечества: учеб. для ВУЗов. М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2004.
6. Карр Э.История Советской России: В 14 т. М. : Прогресс - 1990.
7. Шейнис В.Л. Образование СССР и его первая Конституция// Российская история. 2010. № 1. С. 64-80.
Вариант 20
Вариант 21
Вариант 22
Тема 22 СССР в 1930-е гг.
22.1 План работы
1) Форсированная индустриализация страны.
2) Характеристика советского общества. Формирование культа личности.
3) Итоги форсированного развития СССР к концу 1930-х гг.
22.2 Методические указания
1) Дайте определение термина «индустриализация». Проводилась ли индустриализация в царской России? Какие цели, задачи, сроки ставило руководство страны для советской индустриализации. Осуществление индустриализации проходило за счет внутренних источников накопления. Приведите эти источники и поясните. Осуществлял ли СССР внешнеэкономическое сотрудничество в рамках индустриализации? Расскажите об этом. Выделите хронологические рамки довоенных пятилеток, что давало стране планирование на основе пятилетних планов? Сколько предприятий было введено в строй в 1929-1940 гг.? Перечислите основные стройки в СССР, какие новые отрасли промышленности появились в СССР? Расскажите о стахановском движении, в чем была его необходимость и какова его пропагандистская роль? Определите итоги и значение индустриализации в СССР.
2) Идеологической сверхзадачей в СССР стало строительство социализма во «враждебном окружении». Почему И.В. Сталин в 1928 г. выдвигает лозунг об обострении классовой борьбы в стране по мере продвижения к социализму? Какие действия власти в дальнейшем оправдывал этот лозунг? Что представляло собой советское общество в 1930 гг., каковы были его идеалы, цели, стремления? Почему многие историки считают, что в СССР сложилось тоталитарное государство, каковы его признаки? Выделите изменения в социальной структуре общества, роль партийных и государственных органов в стране. Каковы причины формирования культа личности И.В. Сталина?
3)Глав