Понятие, виды и основные признаки коррупции

Принимая во внимание большую социальную значимость коррупции, следует определить понятие коррупции, осознать, какова ее правовая сущность? Именно в зависимости от правильного установления природы коррупции во многом зависит и успех борьбы с ней.

К сожалению, в данном вопросе среди правоведов нет единого мнения. В свою очередь, отсутствие теоретически обоснованного определение данного социального явления отрицательно сказывается на профилактической и правоприменительной деятельности государственных органов в противодействии ей.

Было бы ошибочно понимать под коррупцией банальную взятку, которая является только одной из разновидностей этого правонарушения. Коррупция сегодня - это получение материальных и юридических преимуществ путем обхода законов в своих интересах, это и решение локальных частных проблем за счет «своих» людей.

Коррупция - это ни что иное, как использование государственных функций в частных интересах, которые, как правило, идут вразрез с интересами общества, интересами национальной безопасности государства. И главное - это существование таких неоспоримых негативных последствий коррупции, как: снижение качества государственных услуг, создание предпосылок для роста теневой экономики, укрепление позиций криминальных структур, международного терроризма и экстремизма.

Проблема коррупции в современных условиях превратилась в проблему мирового масштаба, поскольку она присуща всем странам, независимо от их политического устройства и уровня экономического развития, имеет место и в демократических государствах с рыночной экономикой. Коррупция всегда высока, когда страна находится в стадии модернизации. Казахстан переживает сейчас не просто модернизацию, а коренное изменение общественных, государственных и экономических устоев. Происходящие в настоящее время в казахстанском обществе процессы, характерные для становления молодого независимого государства, актуализируют необходимость усиления противодействия коррупционной преступности. Мировая практика показывает, что коррупция является неизбежным атрибутом стран переходного периода. В Казахстане это, прежде всего, связано с рядом объективных причин, таких как экономические, институциональные и социально-культурные причины.

Возникновение и существование коррупции становится возможным с момента обособления функций управления в общественной и хозяйственной деятельности, поскольку именно в этом случае у должностного лица (управленца) появляется возможность распоряжаться ресурсами и принимать решения не в интересах общества, государства, а исходя из своих личных корыстных побуждений.

Таким образом, коррупция выступает как сложное социально-политическое явление, которое зародилось в глубокой древности и существует в настоящее время - при изменении форм проявления коррупции ее объемы не сократятся.

Коррупция - социальное явление, характеризующееся подкупом государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей. Коррупция определяется иногда как «социальное явление, заключающееся в корыстном использовании должностным лицом органов государственной власти и управления своего служебного положения для личного обогащения».

Коррупция в современном обществе представляет собой социальный институт, элемент системы управления, тесно взаимосвязанным с другими социальными институтами - политическими, экономическими, культурными. Об институционализации коррупции свидетельствуют:

- выполнение ею ряда социальных функций;

- упрощение административных связей, ускорение и упрощение принятия управленческих решений, консолидация и реструктуризация отношений между социальными классами и группами, содействие экономическому развитию путем сокращения бюрократических барьеров, оптимизация

экономики в условиях дефицита ресурсов и др.;

- наличие вполне определенных субъектов коррупционных взаимоотношений, распределение социальных ролей;

- наличие определенных правил игры, норм, известных субъектам

коррупционных действий;

- сложившиеся сленг и символика коррупционных действий;

- установившаяся и известная заинтересованным лицам такса услуг.

Толковый словарь русского языка характеризует коррупцию как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.

Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» определяет коррупцию как не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

Источники международного права дают более широкое определение коррупции и, соответственно, расширенный круг субъектов правонарушений, связанных с коррупцией.

Одной из наиболее лаконичных, но информативно содержательных дефиниций является формулировка, предложенная Девятым конгрессом ООН, определяющая коррупцию как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях».

Коррупция имеет множество разновидностей. В их числе – «открытая» в виде взносов в пользу избирательных компаний. Политики обязаны оплачивать крупных доноров ответными услугами. Более разрушительные последствия имеет «систематическая» разновидность. Денежная поддержка в пользу избирательных компаний и лоббирование сопровождаются ускоренной приватизацией инфраструктуры (до принятия соответствующих основ регулирования и при привлечении малого числа потенциальных покупателей), что может помешать развитию и без прямых «откатов» государственным чиновникам. Различают и «мелкомасштабную» коррупцию, суть которой достаточно очевидна.

По классификации ООН выделяют и «мягкую коррупцию». В Казахстане – это такие явления, как непотизм (кумовство, раздача постов и льгот родственникам) и кронизм (устойчивые дружеские отношения между высшими должностными лицами государства). Различают и «бытовую коррупцию», в которую вовлечена половина населения, что объясняется «восточным» менталитетом.

Наибольшее распространение получила «административная коррупция» – вымогательство госчиновников у предпринимателей, «захват государства» или, иначе говоря, теневое влияние бизнеса на власть, и «захват бизнеса», т. е. рейдерство – контроль власти над бизнесом. «Рейдерские атаки» – это последовательные, взаимосвязанные действия определенных группировок, в целях получения доступа к управлению или распоряжению собственностью предприятия путем инициирования бизнес-конфликта, как правило, с подключением силовых структур. Это сопровождается снижением инвестиционного потенциала, сдерживанием развития малого и среднего предпринимательства, торможением конкуренции и в целом наносит ущерб экономике страны.

В связи с этим, коррупция бывает:

- политическая;

- экономическая;

- элитарная;

- низовая.

Развитие политической коррупции может привести к неконтролируемой политической ситуации в стране и представляет угрозу демократическим институтам и балансу различных ветвей власти.

Экономическая коррупция снижает эффективность рыночных институтов, регулирующих деятельность государства.

Элитарная коррупция характеризуется: высоким социальным положением субъектов ее совершения; изощренно интеллектуальными способами их действий; огромным материальным, физическим и моральным ущербом (сопряжена с принятием решений, имеющих «высокую цену», - формулы законов, государственные заказы, изменение форм собственности и т.п.). Низовая коррупция распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.). Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя, - это также коррупция, которую обычно называют «вертикальной». Она, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией. Это особенно опасно, поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм.

Между тем ни низовая, ни верхушечная коррупция не могут быть подавлены без усилий общественных организаций.

Сотрудник организации (коммерческой или общественной) также может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами; он также обязан следовать уставным задачам своей организации; у него также есть возможность незаконного обогащения с помощью действий, нарушающих интересы организации, в пользу второй стороны, получающей от этого свои выгоды.

Бюрократия в международных организациях находится под менее пристальным контролем по сравнению с национальными, контролируемыми общественными организациями своих стран. Все это влечет за собой коррупцию, которая, к тому же, в силу специфики работы международных организаций, находится в зоне значительно меньшего риска для участников коррупционных сделок.

Исследователями выделяются три модели развития коррупции. Данные модели описывают превращение коррупции в системное явление, т.е. в неотъемлемую часть политического устройства и всей общественной жизни.

Азиатская модель: коррупция - привычное и общественно-приемлемое культурное и экономическое явление, связанное с функционированием государства.

Африканская модель: власть продается группе основных экономических кланов, договорившихся между собой, и политическими средствами обеспечивает надежность их существования.

Латиноамериканская модель: попустительство коррупции дает возможность теневым и криминализированным секторам экономики достигнуть могущества, соизмеримого с государственным. Постоянная политическая нестабильность увеличивает шансы установления диктатуры на волне борьбы с коррупцией.

Механизмы коррупции:

а) двустороннюю сделку, при которой лицо, находящееся на государственной или иной службе, нелегально «продает» свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности и связанных с ним возможностях, физическим и юридическим лицам, группам (в том числе организованным преступным формированиям), а «покупатель» получает возможность использовать государственную либо иную структуру в своих целях: для обогащения, законодательного оформления привилегий, ухода от предусмотренной законом ответственности, социального контроля и т.п.;

б) вымогательство служащим взятки, дополнительного вознаграждения;

в) инициативный, активный подкуп служащих, нередко с одновременным сильным психическим воздействием на них.

Неэффективность институтов власти. Тоталитарные режимы строят громоздкий государственный аппарат.

Речь идет, прежде всего, об исполнительной власти. Бюрократические структуры стойки и хорошо выживают при самых тяжелых потрясениях, причем, чем энергичней преобразования, тем больше энергии и изобретательности тратится аппаратом на собственное сохранение. В итоге окружающая жизнь стремительно меняется, а бюрократические институты и, следовательно, система управления отстают от этих изменений.

В ранний период становления независимого Казахстана было отчетливо видно, как реагировала система управления на усложняющиеся и множащиеся проблемы – «плодила» свои системные пороки, увеличивая

Государственный аппарат, вводя дополнительные иерархические уровни управления, создавая огромное число безответственных координационных структур.

Практически то же самое мы имеем и сейчас, то есть ежегодно происходят так называемые "сокращения" количества государственных служащих в определенных процентах. Однако на деле всё сокращения сводятся только к увеличению количества новых подразделений. Итог прост - чем сложнее и неповоротливее система управления, чем больше несоответствие между ней и проблемами, которые оно должно решать, тем легче в ней угнездиться коррупции.

Неэффективность государства проявляется и в том, что после разрушения номенклатурной системы не появилась новая, современная, закрепленная в нормативных актах система отбора и продвижения государственных служащих прежде всего по их профессиональным и морально-деловым качествами. В результате новая волна чиновников содержит немало "проходимцев", идущих на государственную службу с заранее обдуманными намерениями использовать свое служебное положение в целях, весьма далеких от благородных. Нередко наблюдается прямое делегирование "агентов влияния" из коммерческих либо еще хуже криминальных структур в административные органы.

Наши рекомендации