Общая характеристика национальной безопасности
После получения независимости перед Казахстаном неожиданно вырос целый комплекс крупных проблемных блоков в сфере безопасности, которые требовали незамедлительного решения. И поэтому, одним из приоритетных направлений в политике государства в этот период стало обеспечение безопасности.
Современная система национальной безопасности, адекватная складывающейся внутренней и внешней обстановке, была необходимым условием для утверждения Казахстана как независимого государства.
В Послании Президента народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» была озвучена одна из стратегических задач развития страны «…укрепить межнациональное согласие, повысить национальную безопасность, дальше развивать международные отношения» и тем самым Глава государства еще раз подчеркнул важность обеспечения национальной безопасности как главного условия развития независимого суверенного Казахстана.
Так, согласно Закону Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан» от 26 июня 1998 года были выработаны определения концепции национальной безопасности, где под национальной безопасностью понимается состояние защищенности национальных интересов страны от реальных и потенциальных угроз.
Кроме того, следует отметить, что законодательство Республики Казахстан в области национальной безопасности закрепляет следующие национальные интересы:
1. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина, то есть РК в соответствии с национальным законодательством и международными договорами обеспечивает безопасность каждого человека и гражданина на своей территории. А гражданам Казахстана, находящимся за пределами РК, государством гарантируется защита и покровительство.
При обеспечении национальной безопасности права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свободы человека, здоровья и нравственности населения. При этом граждане и организации в установленном законодательством порядке вправе получать разъяснения от субъектов обеспечения национальной безопасности по поводу ограничения их прав и свобод.
Так же гарантируется государственная поддержка граждан и организаций, оказывающих содействие в обеспечение национальной безопасности, в том числе их правовая защита в соответствии с нашим законодательством.
2. Сохранение общественного согласия и политической стабильности в стране обеспечивается решениями и действиями государственных органов, организаций, независимо от форм собственности, должностных лиц и граждан, направленными на:
- укрепление гарантий обеспечения личной безопасности граждан, их прав и свобод;
- формирование общенациональной психологии, основанной на казахстанском патриотизме и межнациональном согласии;
- укрепление единства народа Казахстана;
- поддержку естественного прироста населения и обеспечение принятию своевременных мер по противодействию кризисным демографическим процессам;
- усиление борьбы с преступностью, в том числе её организованными формами, коррупцией и терроризмом;
- сдерживание резкого роста безработицы и падения уровня жизни населения, угрожающих политической стабильности;
- предупреждение наркомании и алкоголизма, а также других социальных факторов, угрожающих здоровью и нравственности населению, генофонду народа Казахстана;
- воспрепятствование снижению интеллектуального потенциала страны.
Не допускается принятие решений и совершение действий заведомо способных:
- нарушить единство народа Казахстана и ухудшить состояние межнациональных отношений;
- нарушить общественное согласие и политическую стабильность в стране;
- повлечь незаконное вмешательство религии в дела государства и государства в дела религии;
- привести к росту преступности и правонарушений.
Так же признаётся подрывающими национальную безопасность и влекущие установленную законом ответственность призывы граждан, в том числе представителей политических партий и иных общественных объединений к:
- свержению или насильственному изменению конституционного строя, в том числе призывы к сепаратизму и иным действиям, посягающим на унитарное устройство РК, целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость её территории;
- захвату власти;
- насильственному прекращению полномочий или воспрепятствованию деятельности органов, сформированных, а должностных лиц РК, избранных (назначенных) в соответствии с конституцией и законодательством РК;
- использованию существующих конфессиональных различий и разных религиозных воззрений в политических целях.
3. Экономическое развитие на благо всего народа Казахстана обеспечивается решениями и действиями государственных органов, организаций, независимо от форм собственности, должностных лиц и граждан, направленными на:
1) обеспечение экономической независимости Казахстана;
2) недопущение экономической изоляции Казахстана от мировой экономической системы;
3) сохранение и укрепление ресурсно-энергетической основы экономики страны;
4) максимальное уменьшение степени уязвимости экономики государства, связанной с воздействием возможных отрицательных факторов, возникающих в геополитическом окружении Казахстана;
5) обеспечение взаимовыгодного сотрудничества с отечественными и международными институтами, приоритетность направления внутренних, внешних кредитных ресурсов и инвестиционных возможностей на восстановление и развитие отечественной экономики;
6) не превышение предельно допустимого уровня дефицита государственного бюджета и укрепление его доходной части;
7) недопущение не целевого использования бюджетных средств и государственных ресурсов;
8) недопущение увеличения внешнего долга против размеров, установленных законом о республиканском бюджете;
9) недопущения угрожающего дисбаланса в социально-экономическом развитии регионов Казахстана;
10) увеличение доли казахстанских товаропроизводителей в экономике страны при условии поощрения конкуренции и ограничения монополизма;
11) обеспечение экономического роста.
В целях защиты национальных интересов РК, в том числе сохранения и укрепления промышленного потенциала, государства с соблюдением гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам, осуществляет контроль над состоянием и использованием объектов экономики Казахстана, находящихся в управление или собственности иностранных организаций с иностранным участием.
Не допускается принятие каких бы то ни было решений и совершение действий, противоречащих интересам формирования и бесперебойного функционирования:
1) рыночного пространства РК, в пределах которого осуществляется свободное перемещение трудовых, финансовых и иных ресурсов;
2) единой и самостоятельной финансовой системы РК, в том числе обращения на всей территории страны национальной валюты – тенге;
3) самостоятельных коммуникационной и энергетической системы РК;
Запрещается и влечёт ответственность за принятие решений и действий:
1) препятствующих притоку инвестиций в экономику Казахстана;
2) провоцирующих резкое падение курса тенге, истощение золотовалютных активов государства, роста внешнего инвестиционного долга, могущего парализовать экономику страны и денежное обращение;
3) способствующих не контролируемому вывозу капитала за пределы страны.
4. Устойчивой функционирование иностранных инвесторов, укрепление и повышение эффективности их деятельности.
Обеспечение безопасности иностранных инвесторов является важнейшей обязанностью государственных органов и должностных лиц РК, одним из критериев оценки их служебной деятельности.
Требования по обеспечению национальной безопасности в обязательном порядке учитывается при:
1) стратегическом планировании направлений и этапов социально-экономического развития страны;
2) разработке, принятии и исполнении законодательных, управленческих и иных актов государственных органов и должностных органов и должностных лиц.
Из этого следует, что к интересам Республики Казахстан относятся:
- обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
- сохранение общественного согласия и политической стабильности в стране;
- экономическое развитие на благо всего народа Казахстана;
- воспитание казахстанского патриотизма и укрепление единства народа Казахстана;
- сохранение и приумножение материальных и духовных ценностей казахстанского общества;
- незыблемость конституционного строя Республики Казахстан, в том числе государственной независимости, унитарного устройства президентской формы правления, целостности, неприкосновенности государственной границы и неотчуждаемости территории страны;
- устойчивое функционирование государственных институтов, укрепление и повышение эффективности их деятельности;
- обеспечение оснащенности и боевой готовности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан;
- безусловное исполнение законов и поддержание порядка.
Общие положения об основных угрозах национальной безопасности
Система национальной безопасности на современном этапе, адекватная складывающейся внутренней и внешней обстановке, была необходимым условием для утверждения Казахстана как независимого государства, а также должна стать барьером для проникновения тех процессов явлений, которые могут нанести значительный ущерб государственному строю и политической ситуации как в нашей стране, так и во всем мире.
Вместе с тем, следует перечислить основные угрозы национальной безопасности:
1) ослабление законности и правопорядка, в том числе рост преступности, включая ее организованные формы, сращивание государственных органов с криминальными структурами, покровительство должностных лиц незаконному обороту капитала, коррупция, незаконное обращение оружия и наркотических средств, способствующих снижению степени защищенности прав и свобод человека и гражданина;
2) деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя, в том числе действия, посягающие на унитарное устройство, целостность, неприкосновенность, неотчуждаемость территории государства;
3) ослабление обороноспособности страны, угроза неприкосновенности государственной границы и применения силы в отношении Республики Казахстан, агрессии против нее;
4) разведывательная, террористическая, диверсионная и иная направленная на нанесение ущерба национальной безопасности Казахстана деятельность спецслужб и организаций и иностранных государств, а также отдельных лиц;
5) дезорганизация деятельности государственных органов, нарушение их бесперебойного функционирования, снижение степени управляемости в стране;
6) политический экстремизм в любой его форме, в том числе разжигание социальной, расовой, национальной, сословной и родовой вражды или розни;
7) обострение социально-политической ситуации, выражающееся в межнациональных и межконфессиональных конфликтах, массовых беспорядках, несанкционированных собраниях, митингах, шествиях и демонстрациях, незаконных пикетах и забастовках;
8) создание непредусмотренных законодательством Республики Казахстан военизированных формирований;
9) резкое ухудшение экологической ситуации, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, эпидемии и эпизоотии;
10) нанесение ущерба экономической безопасности государства, включая использование стратегических ресурсов вопреки интересам государства, препятствование росту инвестиционной активности, в том числе притоку иностранных инвестиций, неконтролируемый вывоз капитала за пределы страны;
11) ухудшение демографической ситуации, в том числе резкое снижение рождаемости, повышение смертности, возникновение неконтролируемых миграционных процессов;
12) ухудшение качества образования и интеллектуального потенциала страны;
13) несовершенство или отсутствие нормативных правовых актов по защите национальных интересов страны.
Таким образом, видно, что существует длинный перечень угроз национальной безопасности Казахстана на современном этапе. Рассматривая понятие «национальная безопасность», важно отметить ее принципы.
В связи с этим, принципами обеспечения национальной безопасности РК являются:
1) соблюдение законности при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности;
2) оперативное взаимное информирование и согласованность действий сил обеспечения национальной безопасности;
3) единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов национальной безопасности;
4) приоритетность политических, экономических и информационных мер;
5) взаимная ответственность личности, общества и государства;
6) контроль за реализацией всей совокупности действий по защите национальной безопасности.
Следует также отметить, что последствия коррупции, которые негативно сказываются на состоянии и развитии страны, приводят к подмене государственных целей личными и групповыми, росту недоверия населения государству и его институтам, подрыву общественной морали, и, в конечном счете, тормозят инновационное развитие, внедрение новых технологий и наносят вред имиджу конкурентоспособности страны. Поэтому в Республике Казахстан борьба с коррупцией и ее последствиями определена одним из приоритетных направлений государственной политики. Для этих целей приняты и осуществляются организационно-правовые меры по обузданию коррупции и противодействию ей усилиями всего общества.
Сейчас мы наблюдаем новую тенденцию проявления коррупции - стремление овладеть национальным достоянием, где она занимает особое место. Наиболее масштабные проявления коррупции связаны именно с экономикой, финансами, собственностью.
Таким образом, противодействие коррупции как с угрозой национальной безопасности связано с необходимостью разработки комплекса мер: программирования борьбы с коррупцией; совершенствования антикоррупционной политики; обеспечения национальной безопасности и т.д.
В настоящее время в нашей стране имеются необходимые правовые, социальные, экономические и организационные предпосылки для борьбы с коррупцией, направленные на снижение ее уровня, а также на сужение масштаба распространения. Но борьба с коррупцией не будет эффективной, не зная ее сущности, причин и условий ее проявления, поэтому для более глубокого и детального изучения этих понятий и явлений мы переходим к следующей главе.
Список рекомендуемой литературы
1 Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие – Новый экономический подъем – Новые возможности Казахстана» // Казахстанская правда от 30.01.2010 г.-№ 21(26082)
2 Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» от 02 июля 1998 года с изм. и допол. // www.zakon.kz
3 Государственная программа борьбы с коррупцией на 2010-2012 г.г., утвержденная Указом Президента РК от 23.12.2009 г. // www.zakon.kz
4 Закон РК «О национальной безопасности» от 26.06.1998 г. // www.zakon.kz
5 Основы противодействия коррупции. Учебное пособие // Под ред. И.И. Рогова, К.А. Мами, С.Ф. Бычковой. – Алматы: ОФППИ «Интерлигал» в Казахстане, 2004.- 472 с.
6 Указ Президента Республики Казахстан от 02 апреля 2002 года № 839 «Об образовании Комиссии при Президенте Республики Казахстан по вопросам борьбы с коррупцией и соблюдения служебной этики государственными служащими» // www.zakon.kz
7 Выступление Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на Антикоррупционном форуме НДП "Нур Отан" от 06.11.2008 г.
8 Нам Г.М. Указ Президента Республики Казахстан «О Кодексе чести государственных служащих Республики Казахстан (Правила служебной этики государственных служащих)»: Комментарий. – Алматы: Издательство «Юрист», 2009.- 247с.
Вопросы для обсуждения (самоконтроля)
1. Дайте понятие национальной безопасности.
2. Какие национальные интересы закреплены в Законе РК «О национальной безопасности»?
3. Перечислите основные угрозы национальной безопасности.
4. Назовите принципы национальной безопасности.
5. В чем проявляются новые тенденции проявления коррупции?