Коррупция как угроза национальной безопасности Республики Казахстан

Коррупция как угроза национальной безопасности Республики Казахстан

Учебно-методическое пособие

Костанай, 2012

ББК 67.401.02 (5 Каз)

С 30

Составители:

Симинин Юрий Григорьевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса

Алдабергенова Айгуль Ибрахимовна, магистр юриспруденции, преподаватель кафедры гражданского права и процесса

Рецензенты:

Военная Т.А., кандидат юридических наук, начальник Управления учебно-методической работой Костанайского филиала ГОУ ВПО «ЧелГУ»

Нугманов Р.Р., кандидат юридических наук, декан юридического факультета КГУ им. А.Байтурсынова

Турлубеков Б.С., кандидат юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права и процесса

Симинин Ю.Г., Алдабергенова А.И.

С 30 Коррупция как угроза национальной безопасности Республики Казахстан. Учебно-методическое пособие. - Костанай: КГУ им. А. Байтурсынова, 2012. – 58 с.

В настоящем пособии отражены правовые основы национальной безопасности Республики Казахстан, а также дается понятие коррупции как социального явления.

Данное пособие может послужить сопутствующим материалом для детального изучения исторической сущности и причин проявления коррупции, а также путей и мер преодоления коррупции в Казахстане.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения КГУ им. А. Байтурсынова по специальности «Юриспруденция», «Таможенное дело».

Утверждено Учебно-методическим советом Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова, протокол от 23.02.2012 г. №4

ББК 67.401.02 (5 Каз)

С 30

© Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова, 2012

Содержание

Введение…………………………………………...………………………................4

1 Правовые основы национальной безопасности Республики Казахстан……………………………....…………......................................................6

1.1 Общая характеристика национальной безопасности…………..….........6

1.2 Общие положения об основных угрозах национальной безопасности…………………………………………………………………………9

Список рекомендуемой литературы.........................................................................11

Вопросы для обсуждения (самоконтроля)..............................................................12

2 Коррупция как социальное явление………….…………………….....................13

2.1 Историческая сущность и причины проявления коррупции в Казахстане……….……………………………….....................................................13

2.2 Понятие, виды и основные признаки коррупции……..……….............14

2.3 Пути и меры преодоления коррупции в Казахстане…………..............19

Список рекомендуемой литературы………………………………………………41

Вопросы для обсуждения (самоконтроля)..............................................................41

3 Сравнительно-правовой анализ Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» и Федерального Закона Российской Федерации «О противодействии коррупции»…………………………………...............................42

Список рекомендуемой литературы………………………………………………49

Вопросы для обсуждения (самоконтроля)..............................................................50

Заключение…………………………………………………………………….........51

Список использованных источников…………………………...............................56

Введение

Коррупция – явление отнюдь не новое в жизни общества, оно имеет многовековую историю и присуще практически всем государствам. Эффективная борьба с этим негативным явлением невозможна без достаточно полного и точного знания ее сущности, конкретных условий возникновения и последствий.

Коррупция разлагает и расшатывает государственные устои изнутри, сводит на нет все прогрессивные инициативы и начинания честных людей, готовых вкладывать душу и сердце служению во благо нашего народа, во благо процветания отечества. Народ, разочаровавшийся во власти, теряет уважение и к закону. Коррупция формирует в сознании людей определенное мировоззрение и ценностные ориентации и ведет к духовной деградации не только конкретной личности, но и целой нации и общества.

Не принятие радикальных эффективных мер в борьбе с коррупцией может привести к тому, что из криминальной, экономической и социальной проблемы она может перерасти в политическую и приобрести масштабы национального бедствия, подрывающие основы конституционного строя страны. Вот почему Президент РК Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» в качестве одного из семи основных приоритетов нашего государства назвал решительную и беспощадную борьбу с коррупцией. При этом он особо отметил, что только эффективное сдерживание коррупции является общепризнанным условием построения правового государства.

В Государственной программе борьбы с коррупцией на 2010-2012 годы также отмечается, что коррупция тормозит процесс социально-экономического развития, строительства рыночной экономики, привлечения инвестиций и негативно воздействует на политические и общественные институты демократического государства, представляет собой серьезную угрозу будущему развитию страны.

В настоящее время коррупция, находящаяся на пике социальных отклонений, стала активно привлекать внимание не только ученых юристов, но и специалистов смежных областей знаний – в области философии, политологии, социологии, экономики, психологии и др.

Анализ степени разработанности такого социального явления как коррупция позволил сделать следующие выводы:

– несмотря на количественный рост публикаций, до сих в отечественной литературе существует большой дефицит комплексных работ, посвященных борьбе с коррупцией;

– многие сформулированные положения в проведенных исследованиях являются дискуссионными, другие требуют дальнейшей разработки и теоретического обоснования, в связи с рядом изменений антикоррупционного законодательства.

В связи с вышеизложенным, целью данной работы является исследование коррупции как социального явления и правовых основ противодействия коррупции; на базе полученных результатов сформулировать выводы и рекомендации, направленные на совершенствование законодательства и повышение эффективности предупреждения коррупции в Казахстане.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

- дать общую характеристику национальной безопасности;

- определить историческую сущность, причины и условия, способствующие распространению коррупции;

- изложить пути и меры преодоления коррупции в Казахстане;

- осуществить сравнительно-правовой анализ Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» и Федерального Закона Российской Федерации «О противодействии коррупции».

Общие положения об основных угрозах национальной безопасности

Система национальной безопасности на современном этапе, адекватная складывающейся внутренней и внешней обстановке, была необходимым условием для утверждения Казахстана как независимого государства, а также должна стать барьером для проникновения тех процессов явлений, которые могут нанести значительный ущерб государственному строю и политической ситуации как в нашей стране, так и во всем мире.

Вместе с тем, следует перечислить основные угрозы национальной безопасности:

1) ослабление законности и правопорядка, в том числе рост преступности, включая ее организованные формы, сращивание государственных органов с криминальными структурами, покровительство должностных лиц незаконному обороту капитала, коррупция, незаконное обращение оружия и наркотических средств, способствующих снижению степени защищенности прав и свобод человека и гражданина;

2) деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя, в том числе действия, посягающие на унитарное устройство, целостность, неприкосновенность, неотчуждаемость территории государства;

3) ослабление обороноспособности страны, угроза неприкосновенности государственной границы и применения силы в отношении Республики Казахстан, агрессии против нее;

4) разведывательная, террористическая, диверсионная и иная направленная на нанесение ущерба национальной безопасности Казахстана деятельность спецслужб и организаций и иностранных государств, а также отдельных лиц;

5) дезорганизация деятельности государственных органов, нарушение их бесперебойного функционирования, снижение степени управляемости в стране;

6) политический экстремизм в любой его форме, в том числе разжигание социальной, расовой, национальной, сословной и родовой вражды или розни;

7) обострение социально-политической ситуации, выражающееся в межнациональных и межконфессиональных конфликтах, массовых беспорядках, несанкционированных собраниях, митингах, шествиях и демонстрациях, незаконных пикетах и забастовках;

8) создание непредусмотренных законодательством Республики Казахстан военизированных формирований;

9) резкое ухудшение экологической ситуации, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, эпидемии и эпизоотии;

10) нанесение ущерба экономической безопасности государства, включая использование стратегических ресурсов вопреки интересам государства, препятствование росту инвестиционной активности, в том числе притоку иностранных инвестиций, неконтролируемый вывоз капитала за пределы страны;

11) ухудшение демографической ситуации, в том числе резкое снижение рождаемости, повышение смертности, возникновение неконтролируемых миграционных процессов;

12) ухудшение качества образования и интеллектуального потенциала страны;

13) несовершенство или отсутствие нормативных правовых актов по защите национальных интересов страны.

Таким образом, видно, что существует длинный перечень угроз национальной безопасности Казахстана на современном этапе. Рассматривая понятие «национальная безопасность», важно отметить ее принципы.

В связи с этим, принципами обеспечения национальной безопасности РК являются:

1) соблюдение законности при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности;

2) оперативное взаимное информирование и согласованность действий сил обеспечения национальной безопасности;

3) единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов национальной безопасности;

4) приоритетность политических, экономических и информационных мер;

5) взаимная ответственность личности, общества и государства;

6) контроль за реализацией всей совокупности действий по защите национальной безопасности.

Следует также отметить, что последствия коррупции, которые негативно сказываются на состоянии и развитии страны, приводят к подмене государственных целей личными и групповыми, росту недоверия населения государству и его институтам, подрыву общественной морали, и, в конечном счете, тормозят инновационное развитие, внедрение новых технологий и наносят вред имиджу конкурентоспособности страны. Поэтому в Республике Казахстан борьба с коррупцией и ее последствиями определена одним из приоритетных направлений государственной политики. Для этих целей приняты и осуществляются организационно-правовые меры по обузданию коррупции и противодействию ей усилиями всего общества.

Сейчас мы наблюдаем новую тенденцию проявления коррупции - стремление овладеть национальным достоянием, где она занимает особое место. Наиболее масштабные проявления коррупции связаны именно с экономикой, финансами, собственностью.

Таким образом, противодействие коррупции как с угрозой национальной безопасности связано с необходимостью разработки комплекса мер: программирования борьбы с коррупцией; совершенствования антикоррупционной политики; обеспечения национальной безопасности и т.д.

В настоящее время в нашей стране имеются необходимые правовые, социальные, экономические и организационные предпосылки для борьбы с коррупцией, направленные на снижение ее уровня, а также на сужение масштаба распространения. Но борьба с коррупцией не будет эффективной, не зная ее сущности, причин и условий ее проявления, поэтому для более глубокого и детального изучения этих понятий и явлений мы переходим к следующей главе.

Список рекомендуемой литературы

1 Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие – Новый экономический подъем – Новые возможности Казахстана» // Казахстанская правда от 30.01.2010 г.-№ 21(26082)

2 Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» от 02 июля 1998 года с изм. и допол. // www.zakon.kz

3 Государственная программа борьбы с коррупцией на 2010-2012 г.г., утвержденная Указом Президента РК от 23.12.2009 г. // www.zakon.kz

4 Закон РК «О национальной безопасности» от 26.06.1998 г. // www.zakon.kz

5 Основы противодействия коррупции. Учебное пособие // Под ред. И.И. Рогова, К.А. Мами, С.Ф. Бычковой. – Алматы: ОФППИ «Интерлигал» в Казахстане, 2004.- 472 с.

6 Указ Президента Республики Казахстан от 02 апреля 2002 года № 839 «Об образовании Комиссии при Президенте Республики Казахстан по вопросам борьбы с коррупцией и соблюдения служебной этики государственными служащими» // www.zakon.kz

7 Выступление Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на Антикоррупционном форуме НДП "Нур Отан" от 06.11.2008 г.

8 Нам Г.М. Указ Президента Республики Казахстан «О Кодексе чести государственных служащих Республики Казахстан (Правила служебной этики государственных служащих)»: Комментарий. – Алматы: Издательство «Юрист», 2009.- 247с.

Вопросы для обсуждения (самоконтроля)

1. Дайте понятие национальной безопасности.

2. Какие национальные интересы закреплены в Законе РК «О национальной безопасности»?

3. Перечислите основные угрозы национальной безопасности.

4. Назовите принципы национальной безопасности.

5. В чем проявляются новые тенденции проявления коррупции?

Список рекомендуемой литературы

1 Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» от 02 июля 1998 года с изм. и допол. // www.zakon.kz

2 Государственная программа борьбы с коррупцией на 2010-2012 г.г., утвержденная Указом Президента РК 23.12.2009 г. // www.zakon.kz

3 Основы противодействия коррупции. Учебное пособие // Под ред. И.И. Рогова, К.А. Мами, С.Ф. Бычковой. – Алматы: ОФППИ «Интерлигал» в Казахстане, 2004.- 472 с.

4 Исмагулов Д. К. Причины и условия коррупционных правонарушений в государственных органах // Материалы научной конференции молодых ученых Казахстана «Проблемы и перспективы развития Казахстана как правового и демократического государства: взгляды и суждения молодежи». - Алматы : Ун-т им. Д. А. Кунаева, 2007.- 43 с.

5 Мухамеджанов Б.А., Рогов И.И., Бычкова С.Ф. Комментарий и постатейные материалы к Закону РК «О борьбе с коррупцией». – Алматы: ТОО «Баспа», 2001.-253 с.

6 Закон Республики Казахстан от 06 января 2011 года № 377-IV «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.07.2011 г.) // www.zakon.kz

7 Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов: - Санкт-Петербург, Проспект, 2010 г.- 96 с.

Вопросы для обсуждения (самоконтроля)

1. Дайте понятие коррупции.

2. Что собой представляет коррупция как социальное явление?

3. Какие контрольные меры предпринимаются государством по борьбе с коррупцией?

4. В чем заключается историческая сущность проявления коррупции?

5. Выделите предпосылки и причины проявления коррупции в Казахстане.

6. Назовите основные пути и меры преодоления коррупции в Казахстане?

7. Какие меры необходимо принять для совершенствования борьбы с коррупцией в Республике Казахстан?

Сравнительно-правовой анализ Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» и Федерального Закона Российской Федерации «О противодействии коррупции»

Вопросы, связанные с исследованием проблемы коррупции требуют постоянного изучения. Начало становления государственности, нового политического строя, рыночной экономики, всеобщее преображение, происходившие при старой номенклатуре, - время, когда моральные ценности устарели, идеология развалилась. Все это послужило катализатором разрастания коррупции во всех сферах жизнедеятельности государства и общества.

В этой главе особое внимание уделено рассмотрению Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» и Федерального Закона Российской Федерации «О противодействии коррупции» и дается их сравнительно-правовой анализ. Несмотря на то, что эти государства имели общее советское прошлое, соответственно, и общие проблемы, связанные с проявлением коррупции, после обретения независимости антикоррупционная политика стала заметно различаться. Казахстан принял антикоррупционное законодательство в 1998 г., а спустя 10 лет, в 2008 г., после долгих дискуссий был принят закон и в России. Сравнительный анализ законов покажет, насколько они отличны друг от друга. Бесспорно, в России после принятия Федерального Закона «О противодействии коррупции» и разработки национального плана в 2008 г. начался новый этап борьбы с коррупцией. Прошел тот период, когда все исследования сводились лишь к анализам законопроектов и зарубежного опыта. Актуальность приобрела новое лицо, и в настоящее время мы уже можем работать с конкретными документами, выявлять сильные и слабые стороны, возможности и угрозы той или иной стратегии.

Кроме того, об актуальности вопроса свидетельствуют международные рейтинги. Как для России, так и для Казахстана они неутешительны. Так, например, по данным Транспаренси Интернешнл за 2008 г., по индексу восприятия коррупции Казахстан занимает 145-е место, а Россия 147-е из 180 стран мира.

Это свидетельствует о том, что уровень коррупции в этих странах очень высокий.

Приступим к детальному рассмотрению поставленного на повестку дня вопроса. Следует обратить внимание на такие понятия, как борьба и противодействие. На международных конференциях по проблеме коррупции вместо слова «борьба» в настоящее время чаще используется слово «противодействие». Многие эксперты считают, что «противодействие» - это наиболее правильная характеристика методов искоренения коррупции, мотивируя это понятие тем, что борьба вызывает ответную борьбу. Однако это лишь одна сторона медали. Некоторые исследователи полагают, что термин «противодействие» ориентирует на сугубо оборонительный характер воздействия на коррупцию. Борьба же ориентирует население не на пассивную и оборонительную, а на активную роль государства и общества в преодолении коррупционных проявлений.

Но целью исследования не является разбор и анализ наименования документа. Будь-то борьба либо противодействие - наша задача заключается в анализе содержания самих законов, их соотношения друг с другом, выявлении общих черт и особенностей. Таким образом, мы попытаемся провести перекрестный анализ двух документов.

С момента подписания закона в Казахстане, 2 июля 1998 г., борьба с коррупцией была поставлена в ранг долгосрочной и стратегической задачи. В целях ее реализации приняты: государственные программы на 1999-2000, 2001-2005, 2006-2010 гг. Кроме того, законодательство пополнилось новыми нормативно-правовыми актами, изменениями и дополнениями. С каждым годом число нормативно-правовых актов, связанных с антикоррупционной политикой, увеличивается.

В России же 25 декабря 2008 г. стартовало отдельное антикоррупционное законодательство, в котором были закреплены основные понятия, нормы и принципы борьбы с коррупцией. Разговоров о подобном нормативном акте было множество, и велись они как минимум на протяжении последних 10-15 лет.

В том же 2008 г. был подписан Национальный план противодействия коррупции. Таким образом, борьба с коррупцией также была поставлена в ранг первоочередных стратегических задач государства. Но, несмотря на принятие этих двух документов, основные положения по противодействию коррупции заложены в Концепции административной реформы.

Заметим, что каждая страна вправе решать для себя, насколько необходимо для нее принятие антикоррупционного законодательства. Ведь международные документы не предъявляют жесткого требования к необходимости принятия каждым государством отдельного закона о борьбе с коррупцией. Конвенции оставляют право принятия такого решения на усмотрение ратифицировавшей их страны. Не во всех государствах есть такие законы. Во многом это объясняется тем, что в ряде стран с развитыми демократическими институтами и устоявшимися правовыми системами основные антикоррупционные инструменты уже прописаны в национальном законодательстве. Однако ни Россия, ни Казахстан в настоящее время не могут отнести себя к их числу, так как факты коррупционных правонарушений и преступлений увеличиваются с каждым годом.

Начнем рассмотрение законов с их структуры. Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» состоит из 4 глав, которые включают 17 статей. Федеральный Закон Российской Федерации «О противодействии коррупции» состоит из 14 статей.

Обращаем внимание на то, что те нормы, которые не закреплены в каком-либо из этих законов, могут быть прописаны в других нормативно-правовых актах, например в Уголовных кодексах.

Из таблицы наглядно видно, что антикоррупционные законы, несмотря на наличие схожих норм, в основе своей различаются. Это можно отнести к особенностям развития исследуемых стран, а также, что немаловажно, к типу государственного устройства.

Рассмотрим положения законов более тщательно и начнем с основополагающего фактора, т.е. с определения понятия коррупции. Так, в каждом из законов дается определение коррупции, в попытках вывести которое была написана не одна диссертация и была проведена не одна дискуссия.

В России под коррупцией подразумевается: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в пункте «а» от имени или в интересах юридического лица.

В Казахстане коррупция рассматривается как не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

Таким образом, в российском законе коррупция трактуется гораздо шире, предусматривает факт дачи и получения взятки, тогда как в казахстанском законе этот факт не конкретизируется, но предусматривается Уголовным кодексом Республики Казахстан. Из определений также следует различный состав субъектов коррупционных правонарушений. Так, в Законе РФ расширен круг субъектов коррупции - это все физические и юридические лица, тогда как в казахстанском законе - это лица, выполняющие государственные функции, а также лица, приравненные к ним. В остальном оба понятия носят схожий характер, предусматривают незаконное использование должностных полномочий, подкуп, принятие имущественных благ.

Обратим внимание на следующие моменты. В определении Закона РФ сказано «использование физическим лицом должностного положения», что можно трактовать, как любым физическим лицом, занимающим определенную должность. К сожалению, другого конкретизирующего определения в законе не дано. Тогда как санкции, предусмотренные ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации, распространяются только на должностные лица, которыми «признаются лица постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации». Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, снимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Таким образом, можно говорить о том, что физические лица, занимающие должности, не предусмотренные данными пунктами УК РФ, имеют право на незаконное использование своего должностного положения. В то время как и в самом Законе «О противодействии коррупции» все остальные нормы, в частности меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности ориентированы только на государственных и муниципальных служащих.

В Законе РК конкретно перечислены субъекты коррупционных правонарушений. Ими являются все должностные лица; депутаты Парламента и маслихатов; судьи; все государственные служащие; лица, избранные в органы местного самоуправления; граждане, зарегистрированные в качестве кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента и маслихатов, а также в члены выборных органов местного самоуправления; служащие, постоянно или временно работающие в органах местного самоуправления, оплата труда которых производится из средств государственного бюджета; лица, исполняющие управленческие функции в государственных организациях и организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее 35 %; физические и юридические лица, осуществляющие подкуп должностных и иных лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций.

Закон РФ, в отличие от Закона РК, вводит в оборот такие понятия, как противодействие коррупции, конфликт интересов, личная заинтересованность государственного и муниципального служащего. Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

В свою очередь, Закон РК вводит понятия, которые не отражены в Законе РФ. К ним относятся коррупционные правонарушения, государственные функции, контрольные и надзорные функции, должностные лица, а также лица, занимающие ответственную государственную должность. К примеру, под коррупционными правонарушениями законодатель понимает предусмотренные Законом РК «О борьбе с коррупцией», а также иными законами деяния, сопряженные с коррупцией или создающие условия для коррупции, которые влекут установленную законодательством дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Вводя данные понятия, государства посредством законов определяют приоритетную сферу ведения в антикоррупционной политике.

В законах фиксируются основные принципы противодействия коррупции, среди которых следует отметить такие, как: комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. Последний принцип, по мнению автора, наиболее важен и интересен, так как, по сути, ранее борьба с коррупцией сводилась к борьбе с ее фактическими проявлениями (последствиями), а не с причинами.

Организационные основы противодействия коррупции в России дают структурный алгоритм подчиненности и выполняемых функций Главы государства и центральных государственных органов. То есть здесь на законодательном уровне закреплена область ведения по различным направлениям противодействия коррупции. Закон регламентирует также и систему контроля и надзора в сфере противодействия коррупции.

Прописаны основные меры по профилактике коррупции. К примеру, формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Однако, по мнению автора, эта норма носит чисто декларативный характер. Категория «нетерпимости», на наш взгляд, принадлежит к области психологических знаний и мотивации. Непонятно, что подразумевал законодатель под этой мерой. Каков механизм формирования нетерпимости, через что он будет проявляться? Меры - это конкретные действия, а формирование нетерпимости - это размытое, расплывчатое определение меры.

Серьезным фактором в предупреждении и профилактике коррупции в России, определенным ноу-хау, может стать введение в практику антикоррупционной экспертизы нормативных актов и их проектов с целью выявления и устранения коррупциогенных положений. Закрепление данной нормы действительно необходимо, особенно в настоящее время, когда начинает формироваться антикоррупционное законодательство Российской Федерации. В идеале она должна позволить делать качественный отбор и пропускать только те законы, в которых отсутствует даже намек на коррупционность. В пилотном режиме институт антикоррупционной экспертизы уже прошел апробацию в Государственной думе и подтвердил свою эффективность.

В том же документе закреплено, что необходимо сокращать численность государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов. Заметим, что поскольку нормы права трактуются буквально и имеют прямое действие, то этот пункт следует понимать как-то, что в государственных органах Российской Федерации работают недостаточно квалифицированные кадры. Каким образом это будет определяться, кроме уже существующих требований поступления на государственную службу? Пока в данной области никаких изменений введено не было. И сам смысл фразы «сокращение за счет привлечения» представляется, по меньшей мере, странным для формирования антикоррупционной политики государства.

Казахстан действующим законом о борьбе с коррупцией и другими нормативно-правовыми актами устанавливает недопустимость совместной службы близких родственников, согласно этому государственные служащие не могут занимать должности, находящиеся в непосредственной подчиненности должностям, занимаемым их близкими родственниками (родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, полнородными и неполнородными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками) или супругом (супругой). Это реальная мера, закрепленная в требованиях к поступлению на государственную службу.

В России впервые устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за коррупционные правонарушения, совершенные работниками юридических лиц и самими юридическими лицами, вплоть до конфискации их имущества и ликвидации последних. Среди прочего данные административные нормы направлены на выполнение международных обязательств Российской Федерации об установлении ответственности юридических лиц за коррупцию.

В целом Закон РФ «О противодействии коррупции» содержит такие положения, которые должны действовать в правовом государстве и нормальном гражданском обществе. Однако стоит заметить, что данный Закон содержит по большей части нормы-принципы, которые действуют не непосредственно, а через нормы прямого действия (а их надо еще закрепить в соответствующих нормативных актах и отработать на практике) и через толкование других норм прямого действия с учетом этих самых норм-принципов.

Для российских государственных служащих Законом «О противодействии коррупции» установлена новая норма — предоставление сведений о доходах и имуществе, что для казахстанской действительности уже является обычным делом и закреплено в соответствующих нормативно-правовых актах. Но практика предоставления таких сведений в двух государствах имеет свою специфику.

Во-первых, в казахстанском законе конкретизируются и более подробно изложены меры финансового контроля над доходами и имуществом претендентов на государственную службу и государственных служащих.

Если в России предоставляются сведения о: 1) доходах; 2) имуществе; 3) обязательствах имущественного характера,4 то в Казахстане предоставляют: 1) декларацию о доходах; 2) декларацию об имуществе, являющемся объектом налогообложения, в том числе, находящемся за пределами территории Республики Казахстан; сведения о: 3) вкладах в банковских учреждениях и о ценных бумагах, в том числе за пределами территории Республики Казахстан; 4) своем прямом или об опосредованном участии в качестве акционера или учредителя юридических лиц; 5) трастах и о государствах, в которых они зарегистрированы, если лицо или его супруг (супруга) является бенефициаром этих трастов; 6) названиях и реквизитах других организаций, у которых с лицом имеются договорные отношения, соглашения и обязательства (в том числе и устные) по содержанию или временному хранению материальных и финансовых средств, принадлежащих лицу или супругу (супруге) в размере, превышающем тысячекратный размер месячного расчетного показателя.

Во-вторых, в России государственными и муниципальными служащими, а также претендентами на государственную и муниципальную службу должны предоставляться сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера их супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Казахстанское законодательство в данном случае не устанавливает сдачу государственными служащими и претендентами на государственную службу декларации о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих несовершеннолетних детей.

Согласимся, что все эти меры действительно направлены на борьбу с коррупцией и являются необходимыми для транспарентности государственной службы. Однако не менее важный вопрос заключается в том, какова судьба предоставленных деклараций, что именно происходит с ними после сдачи в налоговый орган. Существуют ли специальные департаменты или отделы, которые занимаются обработкой данных? Каким образом проходит данная процедура, если она имеет место? И где хранятся столь важные сведения? Или это не что иное, как всего лишь хранилище, архив, база данных, которые после сдачи деклараций выполняют второстепенную функцию.

В целом мы попытались рассмотреть основные положения антикоррупционных законов Казахстана и России, выявить их схожие и отличительные черты, положительные и отрицательные моменты. Сейчас можно говорить только о том, что самым важным аспектом является время. Время, которое лежит между принятием двух законов, практически составляющее 10-летний период. За данный отрезок времени Казахстан ориентировал антикоррупционную политику на программный подход к решению проблемы, были разра

Наши рекомендации