Б. 9 – 1. Лукреций и Цицерон о государстве и праве
Значительный вклад в развитие мирового политико-юридического знания сделали древнеримские мыслители I в. до н.э. Тит Лукреций Кар и Марк Туллий Цицерон. Первый из них в своем произведении «О природе вещей» разработал концепцию возникновения государства и права в ходе прогрессивного изменения жизни людей с древнейших времен. При этом он использовал ряд теоретических положений из трудов Демокрита и Эпикура.
Тит Лукреций Кар полагал, что в самой глубокой древности человеческая жизнь была в высшей степени примитивной и грубой. В частности, первобытные люди «общего блага ... не блюли, и в сношеньях взаимных были обычаи им и законы совсем неизвестны. Всякий, добыча кому попадалась, ее произвольно брал себе сам, о себе лишь одном постоянно заботясь». По мнению Тита Лукреция Кара, «судостроенье, полей обработка, дороги и стены, платье, оружье, права, а также и все остальные жизни удобства и все, что способно доставить усладу: живопись, песни, стихи, ваянье искусное статуй - все это людям нужда указала, и разум пытливый этому их научил в движеньи вперед постепенном». Так произошло потому, что «день ото дня улучшать и пищу, и жизнь научали при посредстве огня и всяческих нововведений те» из людей, «кто даровитее был и умом среди всех выдавался».
На этом пути сначала «соседи сводить стали дружбу, желая взаимно ближним не делать вреда и самим не терпеть от насилья, требуя к детям притом снисхожденья и к женскому полу. Смутно давали понять движеньями тела и криком, что сострадательным быть подобает ко всем слабосильным. Правда, достигнуть нельзя было всюду согласья, но все же добрая часть людей договоры блюла нерушимо». Затем возникла царская власть, и «начали строить цари города, воздвигать укрепленья, ... и поделили поля и скотину они, одаряя всех по наружности их и по их дарованьям и силам ... Позже богатство пришло ... , что без труда и красивых, и сильных лишило почета, ибо за тем, кто богаче, обычною следуют свитой те, кто и силой своей, и красой богачей превосходит».
Далее «настали смуты и полнейший во всем беспорядок: каждый ко власти тогда и к господству над всеми стремился». Но в это время нашлись лица, которые изобрели «избранье властей» и «учредили права, дабы люди держались законов. Род же людской до того истомился насилием вечным и до того изнемог от раздоров, что сам добровольно игу законов себя подчинил и стеснительным нормам. Каждый ведь сам за себя порывался во гневе жесточе мстить, чем ... дозволяет закон справедливый. И потому опротивела жизнь при насилии вечном».
Раскрывая закономерности возникшей таким образом политико-правовой системы, Тит Лукреций Кар отмечал, что в ней «страх наказаний ... омрачает все жизни соблазны: в сети свои произвол и насилие каждого ловят, обыкновенно к тому, от кого изошли, возвращаясь; жить для того нелегко спокойной и мирною жизнью, чьи нарушают дела договоры всеобщего мира. Пусть и богов, и людей ему обмануть удается, все же утаить навсегда преступления нет надежды, ибо невольно, во сне говоря или в бреду при болезни, многие сами себя выдавали, бывало, нередко и открывали свои сокровенные долго злодейства».
Марк Туллий Цицерон (106 - 43 до. н.э.). Он впервые дал юридическое определение государства, охарактеризовал сущность и природу правового государства. Государство (республика) – вещь общественная – дело (достояние) народа. Народ – не любое соединение людей, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов.
Государство выступает в 3-х формах. Их Ц. называл простыми. Критерием является количество властвующих (один, меньшинство, большинство):
· царская власть;
· аристократия (власть оптиматов);
· демократия (всё находится в руках народа).
Эти формы не совершенны, но терпимы, и могут быть вполне прочными, если сохраняются те основы и связи, которые изначально объединили людей (согласие, договор).
Идеальна форма государства – смешанная (как у Полибия). Это такая форма, которая сочетает достоинства 3-х форм. Он употребляет такое выражение, как «равновесие» этих властей. Права должны быть разделены, чтобы было достаточно власти у всех.
Ц. сформулировал требования, которым должен соответствовать деятель:
¨ мудрый;
¨ воздержанный;
¨ красноречивый;
¨ справедливый;
¨ должен видеть и предугадывать пути и повороты дел государства, чтобы воспрепятствовать негативным; всячески содействовать прочности и долговечности государства;
¨ должен владеть основами права.
Справедливость – вечное, неотъемлемое свойство человеческой природы Ю источником справедливости является космос (природа). Она заключается:
никому не вреди, если только не будешь спровоцирован на это;
все пользуются общей собственностью как общей, а частной – как своей;
Законы должны отражать естественное право, воплощающее справедливость, заложенную природой, а не человеческой волей.
Писаное право делит на частное, общее и право народов.