Глава xiii политический процесс
Неотъемлемой стороной политической реальности является политический процесс. В нем отражается совокупность потоеоно стей, целевых установок и взаимоотношений различных социаль" неполитических сил, удовлетворяются или отвергаются их поли тические интересы. Объединяя все многообразие политических явлений, событий и действий, политический процесс характеризуется внутренне присущим ему переплетением консервативных, реформаторских и революционных начал, сознательных и стихийных действий людей, сотрудничеством, соперничеством, противоборством и противостоянием субъектов политики. Он оказывает существенное влияние на социальную действительность.
В политическом процессе реализуется политика как отношения социальных институтов, организаций, образований и групп, отдельных индивидов по поводу политической власти. Посредством политических действий, индивидуальной и групповой активности людей достигаются изменения в политической жизни общества, преобразования его политической системы. Изучение и анализ политического процесса позволяют глубже понять и осмыслить движущие силы, направленность и формы политических преобразований, механизм и характер изменений в политической сфере общественной жизни.
Сущность, содержание и структура политического процесса
Понятие «процесс» (от лат. «ргосезшБ») означает продвижение, изменение. Его современное научное понимание как социального феномена сводится к двум основным толкованиям, с одной стороны, это последовательная смена явлений и состоянии в развитии чего-либо, а с другой - последовательность действии субъектов социальных отношений по достижению какого-либо результата. Процессы разворачиваются и существуют во всех сферах общественной жизни, на различных уровнях социальных систем. Политический процесс - это последовательная смена политических явлении, состояний и событий, совокупность целенаправленных действий субъектов политики по достижению определенных политических целей . Сущность политического процесса составляют разнообразные взаимосвязи и взаимодействия социальных институтов, организаций, образований и групп, отдельных индивидов в сфере политики, их сознательные действия по завоеванию, распределению, перераспределению, удержанию и использованию политической власти. Политический процесс как феномен обеспечивает формирование, функционирование, развитие и изменение структур и институтов политического властвования и господства, политической системы, определенного социально-политического устройства.
Содержание политического процесса по объему аккумулируемой им политической реальности близко к содержанию политической жизни общества и практически совпадает с ним. Политический процесс включает все реально происходящие явления, события и трансформации в сфере политики, как санкционированные, так и несанкционированные политической системой действия субъектов общественных отношений. Отличие политического процесса от политического режима, представляющего собой способ организации и функционирования политической системы, технологию осуществления политической власти, заключается в том, что политический режим характеризует политическую систему с точки зрения должного, а политический процесс - с
Другие определения политического процесса см.: ВоробьевКА. Политология: Учеб. пособие для вузов. М: Академический проект, 2003. С. 173; Желтое В. В. Политология: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2004. С. 350; Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993 С. 234; Политическая теория и политическая практика: Словарь-справочник / Под. ред. А. А. Миголатьева М, 1994. С. 225; Политология: Учебник / А.Ю. Мельвшь и др. М.: МГИМО (Университет) МИД России: Изд-во «Проспект», 2005. С. 288.
точки зрения всего происходящего ли„*
ческой системы во времени и пространсТ^10^ П°т
бой развивающуюся политическую оеаГн Представ™ет со-
вается не по желанию и предписаниям те*^ У*" ^^
общественных отношений Это пЯлЛг„ „ 1Х ^ьектов
кия, консенсуса, борьбы^^^! ^^ с» ких сил и отдельных граждан' « ^ГГЕ^У том, что бы они хотели получить от государства и ™12 режима. В политическом процессе ДейГтТ^^Г^Г личные функции и роли живые люди со своими надеждамГош-даниями, предрассудками, уровнем культуры и образования Политический процесс связан с прошлым, направлен в будущее и совершается в настоящее время.
Рассматриваемый как последовательная смена явлений, состояний и событий политический процесс предполагает взаимопереходы таких феноменов политической жизни, как революция и контрреволюция, застой и реформа, стабильность и кризис. В соответствии с этими феноменами политический процесс может функционировать и развиваться в революционной, реакционной, деградационной, модернизационной, стабилизационной и дестабилизационной формах. В реальной жизни в зависимости от сложившихся условий те или иные формы функционирования и развития политического процесса могут доминировать, быть главными или взаимно уравновешивать друг друга, образуя состояние политической неопределенности. Ярким "°ДтвеР^™~ ем этого является политическая история России в XX в ос^ но общественно-политическая ситуация в стране в 1У 1917, 1918 - 1922 гг., в конце 80-х - 90-х гг. ппслеловательных
Политический процесс как сово^1*^
дейетвий участников политической ^т^вШ.„ии, вы-
но-деятельностную сторону потттИимрг)есах достижения опре-
полшемые субъектами политики в ^^итический процесс, как
деленной политической цели ПоэтоМ^пованньШ (сознательно ор-
правило, является субъективно иницииро орГанизуюзованным), т.е. происходит по инициативщей роли субъектов политики, осуществляется последовательно, в разных формах. Так, процесс завоевания, удержания и использования политической власти осуществляется поэтапно. Первоочередность и приоритетность каждой из задач (завоевание, удержание, использование) для различных субъектов политики определяются в зависимости от их места и роли в системе властных отношений. Для одних главной задачей является завоевание политической власти, а для других (в это же самое время) - ее удержание, укрепление и использование. Сами же действия субъектов политики по завоеванию, удержанию, укреплению и использованию политической власти могут быть как мирными, конституционными, так и насильственными, нелегальными. Содержание деятельности при этом также неодинаково. Однако независимо от задач субъектов политики, вариантов и форм их действий они всегда следуют определенному алгоритму поведения, выполняют цепочку последовательных операций для достижения конкретных политических целей. Это обеспечивает организованность и упорядоченность их деятельности, ее адекватность содержанию и тенденциям развития политической жизни. Творческий подход к политике как к искусству позволяет избегать многих, в том числе «технических», ошибок, придает политическому процессу нужную направленность и желаемый характер функционирования и развития.
Политический процесс обладает определенной структурой. Соотношение и субординация элементов структуры политического процесса определяют его функционирование и развитие, ту или иную последовательность политических явлений, состояний, событий и действий, их особенности и динамику протекания . В современной отечественной научной и учебной литературе в структуре политического процесса принято выделять: субъекты политического процесса, политические отношения между ними, их политическое поведение.
1 См.: Воробьев К. А, Политология: Учеб. пособие для вузов. С. 171 -174; Желтое В. В. Политология: Учеб. пособие. С. 353 - 354; Политологи*! Учебник /А.Ю. Мелъвиль и др. С. 297 - 299.
Субъекты политического процесса - -ут ™^ ально действуй у*^',^^ ^иТ^Г ются носителями политических отношений, движущей си^о" литических изменений. Субъекты политического процесТв Г висимости от места и роли в политике, степени и характера воз" действия на политическую жизнь подразделяются на соци^ьНь^ и институциональные. К социальным субъектам относятся раз личные социальные группы и образования (класс, нация профес сиональная группа, политическая элита, группы интересов и т п) отдельные индивиды. А к институциональным - институционализированные группы людей (государство и его органы, политические партии, общественные организации и другие формализованные объединения).
Субъекты политического процесса стремятся реализовать в сфере политики разноуровневые, часто несовпадающие интересы. От степени осознания этих интересов зависят мотивация и направленность политического поведения субъектов, его формы и активность. Среди субъектов политического процесса приоритетная роль принадлежит тем, которые обладают политической властью, могут использовать и распределять ее ресурсы. Прежде всего, это государство, которое призвано представлять и реализо-вывать интересы всего общества, а не только интересы его отдельных групп, обеспечивать стабильное функционирование и развитие политического процесса. Соотношение и переплетение интересов субъектов политического процесса определяют их политические взаимоотношения, которые могут быть антагонистическими, союзническими, партнерскими, различными по содержанию и динамике.
Политические отношения и их динамика в структуре политического процесса характеризуют позиции и роли его субъектов в политической жизни, ее изменения. Содержание и ™Р*™*>™~ литических отношений между субъектами ™»"™™^ цесса определяются их местом и ролью в системе ™»™™™» власти, существующими в обществе полшт^^ш^ свободами. В самом общем виде пиитические отношения субъектов политического процесса и их динамика представляют собой форму скрытого процесса производства (воспроизводства), распределения, перераспределения, удержания и использования политической власти, изменения ее качества и зарождения новых элементов.
Политические отношения субъектов политического процесса складываются и развиваются по вертикали и по горизонтали. Вертикальные политические отношения - это отношения господства и подчинения, управления и исполнения. В системе этих отношений структурно-функциональная зависимость нижестоящих субъектов от вьпнестоящих превращает первых в объекты руководства и управления. Вертикальные политические отношения позволяют господствующим социально-политическим силам навязывать другим субъектам политического процесса, даже вопреки их сопротивлению, нужные им ценности, важнейшими из которых являются законопослушность, ответственность, рациональность поведения. Эти отношения главным образом служат интересам достижения «правильного политического поведения», согласия между его субъектами, усилению элементов предсказуемости и конструктивности в политической жизни. Опираясь на важнейшие атрибуты власти: ресурсы, авторитет, силу, право - при вертикальных политических отношениях доминирующие в политическом процессе субъекты обеспечивают воспроизводство существующей политической системы, нужное им распределение статусов и ролей различных социально-политических сил в общественной жизни, реализацию своих коренных интересов.
Горизонтальные политические отношения складываются между отдельными субъектами политического процесса, обладающими примерно равным политическим статусом и действующими на одном уровне политических отношений в установленном правовом поле. Основой этих отношений являются формальное равенство и относительная автономность их участников. В системе горизонтальных политических отношений возникают и развиваются конфронтационные и конструктивные связи, отношения конкуренции и сотрудничества. Здесь выбор логики и форм взаимодействия кя* пПа Л*с
лояльных к ним субъектов „Гли^Го •Г ГТЬЮ И
противостоящих политическому оежид™ „ ' К И для
только объективно складьшаю^^ »
симпатиями и антипатиями, амбициями ^т^ПлГиГ скои жизни, неэтатистской системой ценностей, в которой до" минируют свобода, справедливость, право, консенсус Щл влиянием этих обстоятельств складывается определенный ба ланс сил в политической жизни. Особенно очевидно в горизон тальных политических отношениях проявляются разобщенность правящих и оппозиционных власти политических сил, различия в их политических интересах и целях.
Политические отношения субъектов политического процесса, их взаимопроникновение, изменение и динамика определяют режимы существования политического процесса. В зависимости от их состояния, содержания и характера политический процесс может существовать в режимах функционирования, развития и деградации. Релсим функционирования отражает стабильность политической системы, способность политической власти к управлению обществом. Режим развития характеризуется возможностями и способностью политической системы адекватно реагировать на меняющиеся социальные условия и совершенствоваться в соответствии с ними. Режим деградации свидетельствует о разрушении целостности политической системы, потере органами власти своей управленческой способности и легитимности. Политические отношения изменяются и развиваются под влиянием различных факторов, важнейшим среди которых является политическое поведение субъектов политического процесса.
Политическое поведение субъектов политического процесса направлено на реализацию их собственных интересов и политических целей. Политическое поведение - это Дейс^„ купность действий) тех или иных субъектов политики явЛяк> щиеся их реакцией на явления, события, ситуации и факты об^ щественно-политической жизни и направленные на их регули рование, решение общественно значимых задач. В научнойучебной литературе сложились различные подходы к определению форм политического поведения1. При этом общепринято основными формами политического поведения субъектов политического процесса считать политическое участие и политическую деятельность.
Политическое участие субъектов политического процесса представляет собой многомерное и сложное явление. В науке оно определяется как единовременные или повторяющиеся действия индивидов и социальных групп по оказанию влияния на органы государственной власти и политику. Мотивация, содержание, характер и направленность политического участия зависят от психологических, экономических, социальных, культурно-исторических и других факторов. Особое воздействие на политическое участие оказывает эмоциональное состояние людей, выражающееся в страхе, ненависти, досаде, удовлетворении, восторге, неуверенности и т.п. Вызванные тем или иным социально-политическим событием (война, государственный переворот, выступление политического лидера, победа на выборах политической партии и т.д.), они могут стать «запускающим механизмом» политических действий субъектов политического процесса, их активности и ориентации.
Втягиванию людей в политику во многом способствуют их предчувствия, догадки, предположения о причастности государства или других обладающих властью институтов и организаций к изменениям в общественной жизни, затрагивающих интересы индивидов и социальных групп. Например, «шоковая терапия» в экономике, снижение уровня жизни населения, несправедливое распределение и перераспределение доходов, утрата международного авторитета страны и т.д. Нередко к участию людей в политических акциях побуждают иррациональные причины, кото-
1 Ой.: Белов Г. А. Политология: Учеб. пособие. М., 1994. С. 203 - 211; Желтое В. В. Политология: Учеб. пособие. С. 361 - 362; Политология: Учеб. пособие / Под. ред. М.А. Василика. 2-е изд. СПб.: «Бизнес-пресса», 1999. С. 261 - 273; Санистебан Л.С. Основы политической науки. М„ 1992. С. 99-101.
рые ими даже не осознаются. Доля немотивированных политиче ских поступков и действий возрастает при манипулированГп!" логическим сознанием людей, осуществляемом политиГскими лидерами, политической элитой, СМИ. НемсшшировашоГпоГ дение присуще индивидам и социальным группам в экстреме ных ситуациях, а также толпе на митингах, манифестациях тле возникает так называемый эффект «омассовления» сознания че ловека, утрата им собственной индивидуальности.
Под влиянием названных и других обстоятельств и факторов действия субъектов политического участия могут носить как осознанный, так и эмоционально выраженный характер, быть направлены на достижение конкретных политических целей и не иметь четких ориентиров. В связи с этим политическое участие проявляется в различных видах, способах и приемах. Основными его видами являются несвободное и неосознанное, сознательное и несвободное, сознательное и свободное политическое участие.
Несвободное и неосознанное политическое участие основано на спонтанном, эмоционально-волевом импульсе, на обычае, привычке, принуждении. Оно характеризуется мобилизованностью, психологической и нравственно-правовой регламентацией политических действий субъектов политического процесса, нередко зависимостью от воли и предписаний субъектов политики, обладающих различными ресурсами и возможностями. Сознательному и несвободному политическому участию присуще понимание его субъектами необходимости включения в политически* отношения, подчинение их действий закону, нравственно-моральным нормам и правилам, необходимости поддержания устойчивости политической системы и политической стабильности в обществе. Сознательное и свободное политическое участие выражается в осознании его субъектами своих политических интересов и цел«й, решительности, целеустремленности и последовательности их действий, свободе и независимости субъектов политического участия от традиционных авторитетов и предписании и даже в пренебрежении ими норм права и морали. Политическое участие осуществляется разнообразными способами и приемами действий его субъектов. Способы могут быть индивидуальными, групповыми и массовыми, организованными и стихийными, легальными и нелегальными, мирными и насильственными. К наиболее распространенным способам и приемам политического участия относятся голосование на выборах и референдумах, обращения в органы государственной власти и СМИ по вопросам социально-политической жизни, митинги, демонстрации, забастовки, голодовки, участие в работе органов государственной власти, общественно-политических организаций на добровольной основе, бунт, мятеж, терроризм. Эти и другие способы и приемы политического участия широко использовались и используются сейчас в политическом процессе.
Представляя собой многогранную и своеобразную форму политического поведения субъектов политического процесса, политическое участие практически не подчиняется каким-то сложившимся принципам и закономерностям. Однако, как свидетельствуют история и современность, именно политическое участие нередко является решающим фактором трансформации и распада политических систем, смены политических режимов, социально-политического переустройства общества.
Будучи высшей формой политического поведения, разновидностью общественной деятельности, политическая деятельность осуществляется в политической сфере. Она олицетворяет собой систему сознательных, целенаправленных действий субъектов политики по созданию необходимых условий и использованию социальных факторов для удовлетворения политических интересов и достижения поставленных политических целей и направлена на изменение и совершенствование политических отношений, завоевание, удержание и использование политической власти. ЙГлавное отличие политической деятельности от политического участия - ее «очищенность» от иррациональности и стихийности. Политическая деятельность - это по сути профессиональная деятельность в сфере политики. В зависимости от ее субъектов, их включенности в политические отношения и степени организованности выделяются персональная, элитарно-корпоративная и институциональная политическая деятельность. Персональная политическая деятельность осуществляется главным образом политическими лидерами. Кроме того, ей могут заниматься в той или иной мере отдельные граждане, претендующие на активное влияние на процесс выработки, принятия и реализации политических решений, на участие в управлении общественными и государственными делами. Элитарно-корпоративная политическая деятельность осуществляется политическими элитами и политико-корпоративными группами, для которых деятельность в сфере политики - это важная составляющая образа жизни, способ повседневной жизнедеятельности. Институциональная политическая деятельность - это деятельность разнообразных политических институтов, организаций и учреждений, аппарата политических движений. Государство как политический институт осуществляет законотворческую деятельность, которая является приоритетной, оперативное политическое управление и руководство общественными делами, обеспечивает контроль всех видов политической деятельности.
Содержание политической деятельности составляют теоретическая и практическая деятельность. Теоретическая деятельность субъектов политического процесса заключается в разработке политической идеологии и политических программ, доктри-нально-концептуальных и политико-правовых программ и документов, в проведении различных исследований, обобщении и систематизации их результатов, в разработке методологии и технологии решения конкретных общественно-политических проблем. Практическая политическая деятельность субъектов политического процесса сводится к принятию и организации выполнения политических решений, осуществлению контроля за их выполнением, корректировке и уточнению принятых политических решений.
Политическая деятельность осуществляется различными средствами, приемами и способами. В зависимости от места и роли субъектов политического процесса в структуре политико-властных отношений, политической ситуации для достижения своих целей ими используются различные организационные структуры (армия, вооруженные отряды, правоохранительные органы, идеологические учреждения и т.д.). К приемам и способам политической деятельности относятся выдвижение и распространение идей и лозунгов, законотворчество, пропаганда, агитация, популизм, дезинформация, насилие, интриги, распределение ресурсов, компромиссы, соглашения и т.д. Средства, приемы и способы политической деятельности постоянно варьируются, меняются их соотношение и приоритетность.
В политическом процессе политическая деятельность выполняет наиболее существенную и важную роль. Она регулирует отношения субъектов политики, обеспечивает разрешение возникающих между ними противоречий, согласование и баланс социальных интересов, создание условий для их удовлетворения.
Функционирование и развитие политического процесса осуществляются под воздействием определенных факторов, обусловливающих последовательность протекания и смены политических явлений и событий, очередность политических действий. К числу важнейших из них относятся: качественно-количественные характеристики субъектов политического процесса (массовость, опыт, уровень образования, особенности политической психологии, система политических ценностей и приоритетов); расстановка и соотношение политических сил, проявляющиеся в наличии или отсутствии политических союзов, договоренностей, обязательств, традиций сотрудничества и противоборства; социальная среда, в которой развертывается политический процесс (стабильность или кризис общественных отношений, наличие или отсутствие войн, конфликтов, интенсивность и массовость организованных и стихийных выступлений народа и др.)- Эти и другие факторы определяют содержание, характер и специфику взаимосвязей и взаимодействия компонентов политического процесса, динамику его функционирования и развития.
Политический процесс представляет собой деятельностно-активную реализацию политики как общественного явления.
В нем сочетаются объективные и субъективные компоненты политики, рациональные и иррациональные действия индивидов, социальных групп и организаций, институтов власти, реализуются их политические интересы и цели, роли и функции. Их взаимодействие в совокупности с другими общественными факторами создает сложную картину политической жизни, многогранную систему политических отношений и связей.