Тема: «Государство, как политико-правовая форма существования общественных отношений» (2 часа)
ФГОУ ВПО АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Теория и история государства и права»
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Учебно-методическое пособие для студентов
Направление подготовки:
111400.62 Водные биоресурсы и аквакультура:
Аквакультура (ДРВА-I курс).
Астрахань 2011
Составитель:
Иванова Т.М., старший преподаватель кафедры «Теория и история государства и права»
Рецензенты: К.ю.н., доцент кафедры Теории и истории государства и права АГТУ Фастова М.А.
Ст. преподаватель кафедры Гражданско-правовых дисциплин Тарасова Н.В.
Правоведение. Учебно- методическое пособие для студентов. Направление подготовки 111400.62 Водные биоресурсы и аквакультура: Аквакультура (ДРВА-I курс)/ АГТУ; Сост. Т.М. Иванова. - Астрахань, 2011 – 68 с.
Планы семинарских занятий и методические рекомендации по дисциплине «Правоведение» предназначены для студентов I курса направления подготовки111400.62 Водные биоресурсы и аквакультура: Аквакультура (ДРВА-I курс); составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебным планом Института рыбного хозяйства, биологии и природопользования АГТУ; ориентированы на оказание помощи студентам при подготовке к семинарским занятиям, содержат списки нормативно- правовых актов и научно- учебной литературы, вопросы для проведения текущего и итогового контроля, примерные темы рефератов.
Методическое пособие утверждено на заседании кафедры Теории и истории государства и права юридического факультета АГТУ 2011 г., протокол № 10 от 28.10.11 г.
© Астраханский государственный технический университет
ВВЕДЕНИЕ
Представленное методическое пособие предназначено для освоения дисциплины «Правоведение» (18 часов семинарских занятий) студентами, обучающимся по направлению подготовки111400.62 Водные биоресурсы и аквакультура: Аквакультура (ДРВА-I курс).
.В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования курс по дисциплине «Правоведение» включен в перечень обязательных дисциплин.
Целью изучения данного курса является обучение студентов вышеуказанных специальностей основам права и отраслевого законодательства. Обучающимся необходимо привить навыки правильного ориентирования в системе законодательства. Важным условием достижения этой цели является работа с нормативными источниками - Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ, Трудовым кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Уголовным кодексом РФ и т.д.
Помимо этого, курс по дисциплине «Правоведение» ставит своей целью воспитание у студентов общей правовой культуры, уважения к законам и правопорядку.
Данное пособие содержит темы семинарских занятий, по каждой из которых предлагается план, нормативный материал, основная и дополнительная литература, перечень определений основных понятий по каждой теме, а также даются подробные рекомендации с целью наиболее полного уяснения материала для раскрытия темы.
Кроме того, пособие содержит список примерных вопросов для подготовки к контрольным мероприятиям, зачету, а также перечень тем для рефератов и список основных терминов.
Формами контроля уровня знаний студентов по дисциплине «Правоведение» являются:
1. оценка ответов на семинарском занятии,
2. решение тестов и задач по тематике семинаров,
3. проведение коллоквиумов, кейс-стади, контрольных работ,
4. оценка выступления на ежегодной студенческой конференции,
5. зачет (по окончании семестра).
Преподаватели кафедры в соответствии с графиком в течение учебного года проводят консультации, на которых студенты могут получить дополнительную информацию по интересующим их темам, разъяснения по наиболее сложным вопросам.
По усмотрению преподавателя, часть вопросов, включенных в план семинарского занятия, может быть оставлена на самостоятельное изучение студентов.
При подготовке к занятиям необходимо использовать учебники, рекомендуемые к каждому семинару и нормативные акты, содержащиеся в таких правовых системах как Консультант Плюс, Гарант и опубликованные в «Собрании законодательства РФ», «Российской газете».
В целях наиболее эффективного изучения курса и получения дополнительных знаний и навыков студентам рекомендуется обращаться к изучению монографий и публикаций в юридических периодических изданиях, таких как «Адвокат», «Журнал российского права», «Государство и право», «Закон», «Правоведение», «Гражданин и право», «Российская юстиция» и др.
СПИСОК УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
ГК РФ - Гражданский кодекс РФ
КоАП РФ – Кодекс РФ об административных правонарушениях
НК РФ – Налоговый кодекс РФ
РФ – Российская Федерация
СК РФ – Семейный кодекс РФ
ТК РФ – Трудовой кодекс РФ
УК РФ – Уголовный кодекс РФ
ФЗ – Федеральный закон
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Семинар № 1.
Тема: «Государство, как политико-правовая форма существования общественных отношений» (2 часа).
Вопросы для обсуждения.
1. Теории происхождения государства. Возникновение государства.
2. Понятие государства, его признаки, сущность.
3. Функции государства: понятие, классификация.
4. Форма государства. Понятие, признаки, структура.Форма правления: понятие и виды. Форма государственного устройства: понятие и виды. Форма политического (государственного) режима: понятие и виды. Форма российского государства.
Вопросы для самостоятельного изучения.
5. Понятие механизма государства. Принципы организации и деятельности механизма государства. Структура механизма государства на примере РФ.
6. Правовое государство, его принципы.
Нормативно-правовые акты.
Конституция РФ// Российская газета. 25.12.1993. №237.
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. №8-ФКЗ от 28.12.2010г. ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 декабря 1997 г., N 51, ст. 5712; Российская газета. N 296 от 30.12.2010.
Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 августа 1995 г. N 35, ст. 3506;
Договор "О создании Союзного государства" (Москва, 8 декабря 1999 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 февраля 2000 г., N 7, ст. 786,
Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (в ред. №262-ФЗ от 25.0007.2011г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 2 ст. 171, Российская газета, N 162 от 27.07.2011.
Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. N 12-ФЗ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г., N 7, ст. 617.
Указ Президента РФ 13 мая 2000 г. N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" (с изм. от 31 января 2001г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 мая 2000 г., N 20, ст. 2112; Собрание законодательства Российской Федерации от 5 февраля 2001 г., N 6, ст. 551
Закон Астраханской области от 28 марта 1997 г. N 6. Устав Астраханской области (с изменениями от 17 июля 1997 г., 11 марта, 18 мая 1998 г.,14 декабря 2000 г., 9 апреля, 5 июня, 19 ноября 2001 г., 11 ноября 2002 г.) // "Астраханские известия" от 14 ноября 2002 г. N 46(617)
Основная литература.
Маилян Н. И.; Косякова Н. И. Правоведение. Учебник. - М. 2009.
Малько А.В. Правоведение. Учебник. - М. 2010.
Окулич И.П., Конева Н.С. Правоведение. Учебник. - Челябинск. 2007.
Правоведение : учеб. пособие / под ред.И.И.Аминова, И.Ф.Колонтаевской, В.М.Хинчука; Моск. гос. ун-т технологий и управления. - М. , 2006.
Правоведение / под ред. Кутафина О.Е. Учебник. 2-е изд. - М.2007.
Дополнительная литература.
Безруков А.В. Усиление централизации: совершенствование или разрушение российского федерализма? // "Журнал российского права", N 12, 2001 г.С. 21-25.
Борова И. Конституция РФ - основа договоров о разграничении полномочий между Федерацией и ее субъектами. // "Российская юстиция", 2002, N 4, с.24
Григорьева А.В. Основы становления федеративного устройства в России // Государство и право. 2009. №10. С.85-90.
Зарицкий А.В. Место и роль политического принуждения в современной теории правового государства. // Государство и право. 2004. №2.. С. 98-104.
Исаков В.Б. Проблемы обеспечения единства законодательства в Российской Федерации // "Законодательство", 1997, N 4, с. 54
Керимов А.Д. Форма государственного устройства Российской Федерации. // "Гражданин и право", 2001, N 12. С. 115 -118.
Керимов А.Д. К вопросу о формировании в России гражданского общества. // "Гражданин и право", N 3, 2002 г. С. 3-9.
Мами К. Правовое государство: социальный идеал и реальность. // "Законодательство", N 2, 2003 г.С.30-41.
Окуньков Л.А. Перспективы перераспределения полномочий между Президентом, Правительством и Федеральным Собранием. // "Законодательство", 2000, N 9. С. 13-19.
Пастухов Н.Б. Государственный суверенитет и современные федеративные отношения // Государство и право. 2009. №11. С.11-17.
Сомов С. Развитие института мировых судей и баланс интересов Федерации и регионов // "Российская юстиция", 2002, N 1, С.39.
Чертков А.Н. Субъект федерации как государственно-территориальная единица // Журнал российского права. 2011. № 1. С. 32-35.
Шунков Д.М. Понятие государства и его признаки. // Теория государства и права. 1999. №9. С. 40-43.
«Словарик»
Государство- это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определённой территории.
Государственно- правовой режим- система методов, приёмов и средств, с помощью которых осуществляется государственная власть.
Государственный суверенитет- присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.
Гражданское общество- совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально- экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.
Демократический режим- система методов и приемов, с помощью которых население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой и представительной демократии, принимая решения большинством с учетом интересов меньшинства.
Конфедерация- временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей.
Механизм государства- это система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства.
Монархия- форма государственного правления, при которой власть передается по наследству, осуществляется бессрочно и не зависит от избирателей.
Общество- (в широком смысле) совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; (в узком смысле)- исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма общественных отношений.
Правовое государство- такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти с целью избежать злоупотреблений.
Республика- форма государственного правления, характеризующаяся выборностью власти, её срочностью и зависимостью от избирателей.
Унитарное государство- простое, единое государство, части которого являются административно- территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета.
Федеративное государство- сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают той или иной мерой государственного суверенитета и другими признаками государственности.
Форма государства- способ организации политической власти, охватывающий форму государственного правления, форму государственного устройства, государственно- правовой режим.
Форма государственного правления- элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования её органов и их взаимоотношения с гражданами.
Форма государственного устройства- элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определённые взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
Функции государства- основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.