Государство как политический институт. Государство – политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность

Государство – политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.

Государство является центральным институтом политической системы общества, главным субъектом политики. Его природа и сущность сложны и многомерны, что обусловливает внимание к проблемам государства различных социально-гуманитарных наук. В широком смысле государство понимается как страна, население которой проживает на определенной территории и объединено в сообщество. В узком же, используемом политическими науками смысле, государство рассматривается как основной институт политического управления обществом, система органов власти, интегрирующая и реализующая политико-властные полномочия в стране.

Наиболее распространенными в современных социально-гуманитарных науках концепциями и теориями, объясняющими и раскрывающими природу и сущность государства, его генезис и эволюцию являются:

теологическая теория – рассматривает государство как священный и неприкосновенный институт, дарованный человечеству богом для организации совместной жизни людей. В ней находит отражение теократическое содержание и характер деятельности государств Античности и эпохи Средневековья. Теократические элементы государственного властвования сохранились и в функционировании некоторых современных государств;

патриархальная теория (Роберт Филмер) – характеризует государство как своеобразное продолжение отцовской, опекунской власти в семье, старейшины в роду или племени, осуществляемой в целях общей пользы и блага. Свое значение патриархальная теория не потеряла и в настоящее время;

теория договора (Гуго Гроций, Джон Локк, Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо) – трактует возникновение государства как результат общественного договора (пакта), согласно которому люди отказываются от части своих естественных прав и передают их специальному аппарату управления, который устанавливает социальный порядок, гарантирующий им безопасную жизнь и пользование собственностью. Атрибутами власти, согласно этой теории, обладает суверенный монарх или иной социальный институт;

теория «насилия» или «захвата» (Евгений Дюринг, Людвиг Гумплович, Карл Каутский и др.) – объясняет появление государства необходимостью организации управления большой массой людей, образовавшейся в результате захвата и порабощения слабых народов сильными. Установление и поддержание власти победителей достигалось созданием специальных органов насилия, которые в результате формализации стали единой организацией – государством;

социально-экономическая теория (Карл Маркс и др.) – трактует возникновение государства в результате общественного разделения труда и появления антагонистических классов. Задача государства – поддержание в обществе власти экономически господствующего класса;

органическая(Герберт Спенсер, Джон Фортескью) и психологическая (Жорж Бюрдо, Габриэль Шершеневич) теории, а также появившаяся в середине XX века политическая антропология (Хенри Дж. М. Классен, Мортон Фрид) объясняет возникновение государства с точки зрения природы и социально-психологической сущности человека, как субъекта общественных отношений.

В концепциях и теориях государства можно выделить два основных подхода к объяснению его природы и сущности. Первый – либерально-демократический, исходящий из того, что государство создается для реализации потребностей, нужд и интересов человека и выполняет функции интеграции и защиты общества. Второй – трактует государство как институт господства одного класса над другим, концентрации власти в обществе, регулирования социальных отношений в интересах определенных социально-политических сил.

С учетом содержания основных концепций и теорий государства, подходов к определению его природы и сущности, специфики его определений различными социально-гуманитарными науками, можно дать следующее определение государству. Государство – это основной политико-властный институт общества, организующий совместную жизнь людей на определенной территории, обеспечивающий их безопасность и условия реализации коренных интересов и потребностей основных социальных групп и слоев общества. Его сущность заключается в концентрации у социальных субъектов властных полномочий, необходимых ресурсов, сил и средств для регулирования общественных отношений.

Природа и сущность государства, как основного института политической системы общества, выражается в различных, тесно связанных между собой, измерениях. Важнейшими из них принято считать признаки, типы и функции государства.

Признаки государства.К основным признакам государства относятся:

1. Народ– социально-этническая общность, проживающая на определенной территории и нуждающаяся в организации и управлении своей жизнедеятельности. Народ может состоять из одной нации или быть многонациональным.

2. Территория – физически-географическая и пространственная среда проживания народа, с которой он исторически связан и на которую распространяется властные полномочия государства. Без территории государство не существует, хотя она может изменяться (война, территориальная экспансия). Относительно стабильная и обладающая гарантированной целостностью территория является существенным условием сохранения государственности.

3. Публичная власть – система органов и институтов, обеспечивающая совместное политическое, экономическое и духовное бытие людей. Публичная власть предполагает: суверенитет государственной власти, её верховенство и независимость от какой-либо иной власти, в том числе и от власти других государств; наличие особой группы людей, занятых управленческим трудом; монополию на принудительную власть в отношении населения; право и возможность осуществления внутренней и внешней политики, в том числе и военной, от имени и в интересах всего общества; суверенное право издания законов и правил, обязательных для всего населения; монопольное право на установление и взимание налогов и сборов, формирование общенационального бюджета и др.

4. Система налогов, сборов, займов.

Все эти признаки определяют ведущее, особое место государства среди других политических институтов общества – партий, движений, организаций, блоков и т.д.

Функции государства.Социальное предназначение государства реализуется в конкретных функциях, внутренних и внешних. Между функциями государства существует тесная взаимосвязь, так как его внешнеполитическая деятельность неразрывно связана с внутриполитическими отношениями, характером государственно-политического устройства общества.

К внутренним функциям государства, отражающим его социальную роль внутри общества, можно отнести:

1. Функцию управления и контроля. Обязанности и права современного государства по организации управления и контроля в обществе устанавливаются конституционно-правовыми актами и нормами.

2. Функцию защиты – обеспечение государством незыблемости конституционного строя, гарантии гражданам на реализацию их прав и свобод, поддержание законность и правопорядок, нейтрализую внутренних опасностей и угрозы национальным интересам.

3. Посредническую функцию. Государство обеспечивает предотвращение и урегулирование потенциальных и реальных социальных конфликтов.

4. Экономическую функцию, выражающуюся в разработке долгосрочных планов и программ экономического развития, в выработке и осуществлении финансовой и налоговой политики, в выделении кредитов, в использовании экономических санкций и стимулов для развития отраслевой экономики, в непосредственном управленческом влиянии на транспорт, энергетику и другие базовые отрасли экономики.

5. Социальную функцию, проявляющуюся в создании достойных условий жизни граждан, позволяющих им реализовывать разнообразные потребности и интересы, в обеспечении справедливого распределения общественных благ, в социальной защите нетрудоспособного и обеспечении занятости трудоспособного населения.

6. Духовно-идеологическую функцию, выражающуюся в выработке и осуществлении культурной политики, направленной на повышение духовности и нравственности общества, обеспечении доступности граждан к мировым и отечественным культурным ценностям, определении духовно-нравственных ориентиров общественного развития.

К внешним функциям государства относятся:

1. Оборона страны, защита её суверенитета и территориальной целостности от внешних опасностей и угроз.

2. Поддержание и развитие взаимовыгодных отношений во всех сферах жизни с различными государствами мира, взаимодействие с региональными и международными организациями.

3. Участие в разрешении глобальных проблем современности, предотвращении опасности и угроз для существования человечества.

4. Поддержание мира и стабильности на глобальном и региональном уровнях, участие в миротворческих операциях.

При развитом гражданском обществе часть функций государства или их отдельные аспекты утрачивают свою значимость и необходимость, так как они выполняются структурами и институтами гражданского общества.

Функции государства обусловливают его структуру, которая представлена главным образом государственным аппаратом. Государственный аппарат – это комплекс специальных органов и учреждений, наделенных властными полномочиями и располагающих материально-техническими возможностями для управления обществом и защиты его основных интересов. Как правило государственный аппарат включает:

- законодательные (представительные) органы власти;

- исполнительно-распорядительные органы власти;

- органы судебной власти;

- контрольно-надзорные инстанции;

- органы охраны правопорядка;

- органы безопасности и разведки;

- вооруженные силы.

Государственный орган – это первичная структурная часть механизма (аппарата) государства, участвующая в осуществлении функций государства и наделенная властными полномочиями. Система и порядок формирования этих органов определяется конституцией страны и другими законодательными актами.

Наиболее важным для обеспечения эффективной деятельности государственного аппарата является принцип разделения властей.Потребность в разделении государственной власти различными авторами обосновывалась неодинаково. Однако большинство исходило из того, что злоупотребление властью вытекает из эгоистической природы человека. Чтобы защитить себя от произвола абсолютной неограниченной власти единоличного правителя и должностных лиц, общество делит власть на законодательную, исполнительную и судебную, с тем, чтобы различные ветви власти могли взаимно сдерживать друг друга. За каждой ветвью власти строго определен круг её полномочий. В пределах своей компетенции (прав и обязанностей) каждая ветвь власти подчиняется только закону.

Однако разделение властей не следует понимать как их противостояние, это лишь форма разделения управленческих функций, которая не позволяет их концентрировать в одних руках: так, законодатели заняты выработкой и принятием законов, исполнительная власть эти законы реализует на практике, а судебная власть осуществляет контроль за правильностью принятия и применения законов. Поэтому власти должны взаимно дополнять друг друга, действовать согласованно, не стремясь присвоить себе функции другой ветви власти.

Разделение государственной власти на три ветви не исключает, а предполагает единство их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией государства, а также определенное верховенство законодательной власти, решения которой обязательны для всех разновидностей власти.

Остановимся на рассмотрении органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Законодательные органы власти – чаще всего в обиходе именуют парламентами. Традиционно родиной парламентаризма считают Англию, где этот институт возник в 1265 г. Название парламента— государственного органа, которому принадлежит законодательная власть, происходит от французского «parle» – говорить.

Парламент – это представительный орган общества, он представляет интересы различных групп населения и функционирует как «глаза, уши и голос» народа. Через своих представителей (парламентариев), которых народ избирает на выборах, общество уполномочивает их осуществлять государственную власть на благо общества. Таким образом, в механизме государства парламент обладает верховенством.

Кроме того, парламент обладает законодательной властью, т.е. правом обсуждать и принимать законы, посредством которых парламент определяет перспективы развития общества.

Наряду с этим законодательный орган осуществляет надзор и контроль за правительством, включая принятие решения о его отставке. Эта функция наиболее развита у законодательных органов в парламентских формах правления.

Конечно, кроме названных функций, законодательные органы разрабатывают финансовую политику, которая реализуется в ежегодном принятии парламентом бюджета страны, дают политическую оценку действиям должностных лиц и могут привлечь их к политической ответственности, т.е. выразить им недоверие.

В разных странах высший законодательный орган (которому принадлежит право издания законов) называется по-разному: в США – это Конгресс, состоящий из двух палат: Сената (верхняя палата) и Палаты представителей (нижняя палата); в Швеции – однопалатный Риксдаг; в ФРГ – двухпалатный Бундестаг, причем нижняя палата также называется Бундестаг, а верхняя Бундесрат; в России – Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы.

Исполнительную власть олицетворяет правительство, которое, по сути, носит производный, вторичный характер по сравнению с представительной властью.

Правительство обладает большими возможностями, поскольку в его руках находится государственный аппарат: чиновники, армия, полиция, судьи, органы безопасности и т.п. Оно осуществляет текущее управление делами общества, распоряжается значительной долей его ресурсов, исполняет принятые представительными органами решения и законы. Правительства в разных странах называются по-разному: Правительство – в России, Чехии; Кабинет – в Японии, на Украине; Государственный совет – в Китае; Федеральный совет – в Швейцарии и т.п.

Органы исполнительной власти издают нормативные акты (постановления, распоряжения, указы), которые основываются на законах и не должны им противоречить.

С целью разрешения конфликтов и споров, возникающих в обществе, были учреждены суды. Они (и никто кроме них) отправляют правосудие, являются арбитрами в спорах о праве.

Одна из главных целей деятельности судов – беспристрастность. Богиня правосудия Фемида не случайно изображена с повязкой на глазах и с весами в руках. Это означает, что перед законом все равны и суд должен беспристрастно применять закон, кто бы перед ним ни был: бедный или богатый, президент или рядовой гражданин.

Каждая страна создала свою судебную систему, на формирование которой оказали влияние национальные и исторические традиции народа, его культура.

Несмотря на национальные особенности, судебные системы разных стран используют одни и те же принципы:

– принцип самостоятельности судов в решении любых вопросов в пределах своей компетенции;

– принцип равенства всех перед законом и судом; гласности судопроизводства;

– принцип состязательности судопроизводства;

– принцип презумпции невиновности;

– принцип обеспечения права обвиняемого на защиту и т.п.

Принцип разделения властей предохраняет общество от опасности быть подчиненным диктатору. Однако самостоятельность этих властей относительна, поскольку они тесно взаимодействуют друг с другом. Согласование их действий осуществляет глава государства.Именно он олицетворяет целостность и единство государственной власти, её стремление служить на благо всего народа, представляет государство на международной арене. В конституционных монархиях главой государства является монарх, а в современных республиках – президент.

Президент наделен рядом полномочий:

– представляет страну во взаимоотношениях с другими странами;

– принимает иностранных дипломатических представителей;

– назначает послов;

– обнародует международные договоры и соглашения;

– является главнокомандующим вооруженными силами страны;

– может наложить вето на закон, принятый парламентом, и вернуть его на вторичное рассмотрение и т.д.

Политический режим.Политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов.

Исторически первым политическим режимом была деспотия(от греч. despotia – неограниченная власть). Классическими деспотиями являлись государства Древнего Востока (Ассирия, Вавилон, Индия, Иран, Китай).

В условиях деспотического режима полномочия главы государства (монарха, фараона, царя, императора) не ограниченны, ему принадлежит вся полнота светской и церковной власти, в реализации которой, деспот опирается на многочисленный бюрократический аппарат. Правит он, опираясь исключительно на насилие, подавляя любое проявление самостоятельности, недовольства, несогласия.

Сходными чертами характеризуется диктаторский режим(от лат. dictatura – неограниченная власть), ассоциирующийся с неограниченной властью, беззаконием, произволом, насилием и жестокостью.

Исторической разновидностью диктатуры является абсолютизм,ставший господствующим государственным режимом в Средневековье (V – XVIII вв.). Данный способ правления характеризуется концентрацией всех видов власти в руках монарха, правившего, опираясь на божественное право королей и насилие.

В целом ряде государств он сохраняется и сегодня: Марокко, Иордании, Саудовской Аравии и т.п. Так, король Саудовской Аравии осуществляет законодательную и исполнительную власть, является одновременно премьер-министром, главнокомандующим и верховным судьей. Правительство формируется из членов королевской семьи. Деятельность политических партий запрещена.

Тирания(от греч. tyrannis – единоличное правление, установленное насильственным путем) в отличие от деспотии и диктатуры обычно связывалась с незаконным захватом власти каким-то лицом.

Соотношение диктатуры или демократии, которое выражается в степени свободы личности в обществе, в гарантиях её прав и свобод, позволяет выделить три политических режима: тоталитаризм, авторитаризм, демократию.

Тоталитарный режим(от лат. totalis – весь, полный, целый) – это режим всеобщего контроля государства за всеми сферами жизни человека с помощью средств вооруженного насилия (Германия, Италия, Испания и др. первой половины XX века).

Тоталитарное государство контролирует не только действия человека, но и его потребности, мысли. Оно осуществляет свой контроль с помощью разветвленной карательной системы, слежки, доносительства. Власть концентрируется в руках лидера монопольно правящей партии (фюрера, вождя), которая является единственной политической организацией в государстве. Она определяет цели и задачи общества, формулирует их в своей идеологии и осуществляет с помощью государства. Таким образом, государство находится на службе у правящей партии.

Авторитарный режим(от лат. auctoritas – власть) – более мягкий по средствам осуществления государственной власти, чем тоталитарный. Некоторые авторы определяют его, как переходный между тоталитарным и демократическим режимами.

Принуждение как главный признак режима сохраняется, однако оно используется лишь тогда, когда противники режима ставят вопрос о перераспределении власти. Представительные выборные органы власти (парламент) не играют существенной роли в жизни общества, народ отстранен от процесса принятия важнейших политических решений и не может контролировать власть. Правящий режим опирается на полицейский и военный аппараты, использует внесудебные, неправовые методы принуждения. Наряду с этим авторитарный режим предоставляет относительную свободу деятельности в экономической, политической и духовной сферах жизни. Во главе государства с авторитарным режимом стоит сильный лидер.

Демократический режим(греч. demos – народ и kratos – власть) характеризуется следующими признаками:

– народ является источником власти, который осуществляет её либо прямо, непосредственно (на выборах, референдумах), либо через своих представителей (депутатов парламента);

– конституционное закрепление и практическое осуществление прав и свобод граждан;

– наличие оппозиции, т.е. партий, не согласных с правящим режимом;

– существование многопартийной системы, выражающей интересы различных групп общества;

– разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную;

– осуществление принципа законности и конституционности, которому подчиняются как граждане, так и органы власти.

Для осуществления этого идеала требуется высокий уровень сознания людей, предполагающий, что они будут политически активны, будут стремиться участвовать в управлении и контроле за властью. Однако на практике большинство людей пассивно, они заняты решением своих частных проблем. К тому же демократия предполагает высокий уровень жизни, ограниченный процент нищих в обществе, иначе общество все время будет в состоянии «войны» между бедностью и богатством.

Форма правления.Еще одним существенным признаком, характеризующим государственную власть, является форма правления. На сегодняшний день выделяют две основные формы: а) монархию, б) республику.

Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого общества. В средние века она стала основной формой государственного правления. В современном обществе сохранились как традиционные, формальные черты монархического правления (Швеция, Бельгия, Великобритания, Япония и т.д.), так и монархии в почти неизменном виде (Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия и т.д.).

Монархии обладают рядом существенных признаков:

– существование единоличного главы государства (императора, царя, короля), пользующегося своей властью пожизненно, обладающего всей полнотой власти. В руках монарха концентрируется законодательная, исполнительная и судебная власть;

– передача власти монарха по наследству. Население к акту передачи власти не имеет никакого отношения;

– юридическая безответственность монарха. Как правило монарх не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления.

Различные сочетания указанных признаков дают разные виды монархий: абсолютную монархию или конституционную в форме дуалистической и парламентской монархий.

Абсолютная монархия – форма правления, когда вся государственная власть сосредоточена в руках монарха, при этом отсутствуют какие-либо представительные учреждения, ограничивающие его власть. Внутреннюю и внешнюю политику монарх проводит с помощью чиновников и министров, ответственных перед ним. Народ не участвует в управлении государством, он полностью бесправен.

Абсолютные монархии, зародившиеся в рабовладельческих обществах, постепенно эволюционируют в конституционные.

Конституционная монархия – форма правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом – парламентом. В период своего зарождения и на протяжении многих веков парламенты выражали интересы «третьего сословия». Ограничения власти монарха фиксировались в конституции, которую принимал парламент и не был вправе изменить монарх.

Конституционная монархия существует в виде двух разновидностей: парламентской и дуалистической.

Парламентская монархия (Великобритания, Япония и мн. др.)– форма правления, при которой существует ограничение власти монарха. Монарх выполняет представительную функцию, является символом государства. Он царствует, но не правит. Законодательная власть сосредоточена у парламента, а исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром.

Дуалистическая монархия характеризуется разделением власти между правительством, которое формируется монархом и ответственно перед ним, и парламентом, избираемым народом. Дуалистическая монархия, как форма правления в современных условиях практически изживает себя.

Иные принципы организации и функционирования власти лежат в основе республики.

Республика– форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республика характеризуется рядом отличительных признаков:

– выборность высших органов государственной власти населением на определенный срок. Источником власти является народ, по поручению которого осуществляется власть;

– разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Институты трех ветвей власти выполняют различные функции по управлению государством: парламент принимает законы, правительство и его органы выполняют их, а судебные органы осуществляют контроль за исполнением законов;

– юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных конституцией.

Республики бывают парламентскими и президентскими. Различия между ними обусловлены соотношением полномочий президента, парламента и правительства, принципами отношений между ними.

Парламентская республика (Италия, Испания, ФРГ и др.) – форма правления, при которой единственно демократическим законным институтом является парламент, а власть правительства находится в полной зависимости от парламентского вотума доверия. Парламентские системы могут включать и институт президентства. Президент избирается либо прямым народным голосованием, либо депутатами парламента, однако он не имеет возможности серьезно соперничать с премьер-министром во всем, что касается властных полномочий.

В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина и др.) – президент как глава исполнительной власти, наделенный значительными конституционными полномочиями, включая контроль за составом правительства и администрации, избирается прямым голосованием на определенный срок и не зависит от вотума доверия парламента. Государственное управление строится на основе жесткого разделения властей. Президент управляет, а парламент принимает законы. Президент является не только «держателем» исполнительной власти, но и символическим главой государства.

Президентско-парламентская республика (Франция, Россия)– смешанная форма правления, где президент не совмещает статус главы государства со статусом главы правительства, хотя члены правительства ответственны перед ним. Правительство должно получить вотум доверия в парламенте. В случае отсутствия вотума доверия правительственной программе со стороны парламента президент вправе распустить парламент и объявить досрочные парламентские выборы. Главным отличительным признаком смешанной республики является принцип двойной ответственности правительства — перед президентом и парламентом.

Форма государственного устройства.Обратимся к делению государств по форме государственного устройства, то есть по способу объединения населения на территории, связи граждан через политические и территориальные образования с государством. По этому основанию различают: а) унитарные государства, б) федеративные государства (федерации), в) конфедеративные государства (конфедерации).

Унитарное государство – форма, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования, не обладают какой-либо политической самостоятельностью, есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единое гражданство, единая правовая система. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными.

Федерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью (как правило составные части федерации – субъекты, имеют свои органы представительной (законодательной власти).

Конфедерация– союз нескольких независимых государств, объединяющихся для проведения единой политики в определенных целях, отсутствуют единый высший законодательный орган, единое гражданство, а страны - участницы конфедерации в полном объеме осуществляют международную деятельность. Решения общих органов управления конфедерации не имеют прямого действия, они вступают в силу лишь после утверждения их центральными органами власти соответствующих государств.

Российская Федерация (Россия).В соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации 1993 года современная Россия характеризуется как демократическое, федеративное, правовое государство, с республиканской формой правления. Государство суверенное, социальное и светское.

В самом общем виде такие характеристики государства означают следующее.

Демократическое государство – государство, в котором реальная власть принадлежит народу, права и свободы человека, являются высшей ценностью, обеспечены и защищены.

Федеративное государство – единое государство, состоящее из нескольких государственных образований, объединившихся для решения центральной властью общих для всех членов федерации задач.

Правовое государство – форма организации и деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельный индивид уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. В этом случае право выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида. Принцип правового государства предполагает, что все правовые акты соответствуют основному закону страны – конституции.

Правовое государство имеет ряд отличительных признаков:

– государственная власть осуществляется на основе верховенства права;

– разделение властей носит реальный характер;

– существует реальная защищенность прав и свобод человека и гражданина;

– физическим и юридическим лицам разрешено все, что не запрещено законом;

– законодательство предполагает презумпцию невиновности и право обвиняемого давать показания только в присутствии адвоката;

– действует приоритет международных правовых актов и норм над национальным законодательством, приведение второго в соответствие с первыми;

– в международных отношениях ставка делается на мирное политико-правовое урегулирование спорных вопросов.

Республиканская форма правления – форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются населением, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами).

Суверенитет государства предполагает его самостоятельность и независимость в проведении внутренней и внешней политики от давления извне.

Социальное государство основывается на принципах социального равенства и справедливости.

Светским называют государство в котором не существует какой-либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным.

В Конституции закреплены основы государственного устройства нашей страны, в соответствии с которыми государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды (Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный).

Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Он является главой государства.

Кроме того, он:

является гарантом Конституции РФ;

принимает меры по охране суверенитета России, её независимости и государственной целостности;

обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

определяет основные направления внутренней и внешней политики;

представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях;

формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации;

утверждает военную доктрину и т.д.

В качестве Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации Президент РФ:

– назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;

– в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Помимо Конституции Российской Федерации полномочия Президента России по руководству военной организацией государства установлены в ст. 4 Федерального закона «Об обороне».

Представительным и законодательным органом в Российской Федерации является Федеральное Собрание РФ, которое состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации Федерального Собрания РФ входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

К ведению Совета Федерации относится:

утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации;

назначение выборов Президента Российской Федерации;

отрешение Президента Российской Федерации от должности и т.д.

Государственная Дума Федерального Собрания РФсостоит из 450 депутатов, избираемых сроком на пять лет.

В России применяется пропорциональная избирательная система. Все депутаты Государственной Думы избираются в составе федеральных списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями. Политические партии получили места в нижней палате федерального парламента пропорционально числу голосов, поданных за соответствующие федеральные списки кандидатов.

Компетенция Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации определяется в Конституции Российской Федерации.

В ст. 103 Конституции Российской Федерации определено, что к ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава её аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

По вопросам, отнесенным к её ведению Конституцией Российской Федерации, Государственная Дума принимает постановления.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» система органов исполнительной власти России включает в себя федеральные министерства, агентства и службы. Председателя Правительства РФ назначает Президент России с согласия Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Президент России осуществляет непосредственное руководство некоторыми министерствами (Министерством обороны РФ, МЧС РФ, Министерством юстиции РФ, Министерством внутренних дел РФ, Министерством иностранных дел РФ) и Федеральными агентствами и службами (Службой внешней разведки РФ, Федеральной службой охраны России, Федеральной службой безопасности России и др.).

Правительство Российской Федерации:

обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

осуществляет управление федеральной собственностью;

осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ Федеральных законов, нормативных актов органов государственной власти РФ и субъектов Федерации:

разрешает споры о компетентности между органами государственной власти;

дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ;

дает толкование Конституции РФ.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

В настоящее время существующая система органов государственной власти Российской Федерации обеспечивает выполнение актуальных задач общественного развития.

Наши рекомендации