Развитие и реформирование советского общества в годы руководства Н.С. Хрущева

Смерть И.В. Сталина в марте 1953 г. поставила советское руководство перед необходимостью определения дальнейшего пути развития. Новую стратегию должен был олицетворять новый лидер, при выборе которого приходилось учитывать запрос общества на либерализацию. Необходимость перемен осознавала и часть партийной элиты. Не случайно при распределении высших должностей между «сталинскими наследниками» консерваторы, отстаивавшие сохранение прежнего курса, остались не у дел.

Первоначальное распределение властных полномочий не решило вопроса о лидерстве. Основная борьба разгорелась между Председателем Совета Министров СССР Г.М. Маленковым, главой объединенного МВД-МГБ Л.П. Берия и Секретарем (с сентября 1953 г. - Первым секретарем) ЦК КПСС Н.С. Хрущевым. Возглавив советское правительство, Г.М. Маленков поставил вопрос о повороте экономики «лицом к человеку», приоритетном развитии предметов потребления, изменении политики в отношении деревни, необходимости разрядки международной напряженности, предложил разграничить функции партийных и советских органов. Более радикальный вариант десталинизации разработал Л.П. Берия, он включал реформирование системы МВД-МГБ, отказ от принудительного труда в экономике, проведение широкой амнистии, пересмотр системы колхозов. В области внешней политики Берия выступил за одностороннее прекращение «холодной войны», восстановление отношений с Югославией, объединение Германии. Усиление позиций Берия обеспокоило Маленкова и Хрущева. В июне 1953 г. при поддержке военных он был арестован по обвинению в государственной измене и в декабре того же года расстрелян. Падение Берия позволило Хрущеву инициировать процесс над руководством МГБ, в рамках которого были осуждены около двух тысяч сотрудников министерства за развязывание незаконных репрессий, а также дискредитирован Маленков как один из главных обвинителей в ходе «Ленинградского дела». В 1955 г. Маленков, обвиненный в недооценке роли тяжелой промышленности, был смещен с поста Председателя Совета Министров.

Одержав победу во внутриполитической борьбе, Хрущев принял решение о ликвидации политического режима сталинизма и возрождении «ленинских норм партийной жизни». Период его руководства вошел в историю под название «оттепель», под которой принято понимать частичную либерализацию общественно-политической жизни. В 1953-1964 гг. наблюдалась относительная демократизация всей системы управления. Первый секретарь ЦК КПСС постарался установить коллегиальную форму партийно-номенклатурной власти, ослабить ее военизированный характер, внедрить в политическую жизнь идею сменяемости кадров. Стали регулярно созываться съезды КПСС и пленумы ЦК КПСС.

С 1953 г. началась радикальная реорганизация системы карательных органов. Сталинский ГУЛАГ был ликвидирован. Особые совещания, «тройки», уничтожены. Началась реабилитация заключенных. Силовые министерства были вновь разъединены на министерство внутренних дел, занимавшееся охраной общественного порядка, и органы госбезопасности, юридически подконтрольные Генеральному прокурору СССР, а фактически - ЦК КПСС и его Президиуму.

Решающим событием в процессе десталинизации стал XX съезд КПСС (1956 г.), на котором Н.С. Хрущев сделал принципиально важный доклад «О культе личности и его последствиях». Отредактированный текст доклада был доведен в качестве секретного документа до низовых парторганизаций, а также разослан руководителям зарубежных компартий. Несмотря на то что доклад не содержал глубоких теоретических обобщений и возлагал ответственность за все негативные явления в жизни советского общества лично на Сталина, последствия его имели широкий общественный резонанс. Разрушение идеалов вызвало общее смятение умов и чувств. Часть общества не приняла новой оценки деятельности вождя. Апогеем этого движения стали протестные митинги в марте 1956 г. в Тбилиси. С другой стороны, студенческая молодежь, интеллигенция восприняла десталинизацию партии как начало широкой демократизации общества, чего Н.С. Хрущев не задумывал. В ЦК стали поступать предложения о реабилитации жертв сталинского произвола, включая таких соратников В.И. Ленина, как: Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, Н.И. Бухарин, Г.Л. Пятаков и даже Л.Д. Троцкий. Но на такой шаг лидеры КПСС не могли пойти, так как это могло подорвать основы коммунистической идеологии и официозной истории партии и страны.

Опасаясь, что доклад Н.С. Хрущева радикален и может вызвать негативные последствия, ЦК КПСС принимает постановление от 30 июня 1956 г. «О преодолении культа личности и его последствий», опубликованное в газете «Правда» и представлявшее собой смягченный вариант доклада. В частности, к Сталину предлагался подход, заключавшийся в признании одновременно выдающихся заслуг вождя и преступных злоупотреблений властью. Главная задача постановления – не допустить у населения никаких аллюзий с современностью, с политической системой и социальным строем.

Однако сам факт развенчания культа личности Сталина способствовал разрушению легитимности коммунистического государства и дискредитации коммунистического движения во всем мире. Под влиянием кампании разоблачения сталинизма в странах Восточной Европы начались волнения. Население этих стран требовало демократии и либеральных реформ, видя все зло в коммунизме. Исходя из реальной опасности разрушения военного блока Варшавского договора и ущемления других геополитических интересов СССР, его руководство ввело в 1956 г. войска в Венгрию. В результате СССР лишился поддержки либеральной и левоцентристской интеллигенции. Главным следствием разоблачения сталинизма внутри страны стала определенная десакрализация советского государства, начавшаяся дискредитация коммунистических и советских идеалов. Испугавшись таких последствий, группа консерваторов в составе В. Молотова, Г. Маленкова, Л. Кагановича и «примкнувшего к ним» Д. Шепилова выступила в 1957 г. с требованием отставки Хрущева. Однако последнему удалось набрать большинство в составе ЦК КПСС и, опираясь на поддержку маршала Г.К.Жукова, осудить деятельность «антипартийной группы».

Важнейшим направлением реформ стало совершенствование системы хозяйственного управления. В 1957 г. был осуществлен переход от управления экономикой через отраслевые министерства к руководству через региональные Совнархозы. 141 общесоюзное и республиканское министерство ликвидировались, на их месте были сформированы небольшие государственные отраслевые комитеты, призванные координировать научно-техническую политику. Образованные 105 совнархозов должны были стать региональными коллегиальными административными органами.

Во второй половине 1950-х гг. происходило расширение конституционных прав союзных и автономных республик. Республики получили большие административно-хозяйственные полномочия, в частности, в ведение республик передано из союзного подчинения более 11 000 предприятий, судебное законодательство и органы внутренних дел. Предприняты преобразования в территориальных и национально-территориальных образованиях. В 1954 г. из состава РСФСР по указанию Хрущева была выведена Крымская область и передана Украине. В ходе реабилитации репрессированных народов и их возвращения на родину восстановлены в составе РСФСР Чечено-Ингушская АССР, Кабардино-Балкарская АССР, Карачаево-Черкесская АО и образована Калмыцкая автономная область. В то же время власть не восстановила республику немцев Поволжья и не разрешила вернуться в родные места крымским татарам.

Предпринятые меры на первых порах способствовали развязыванию инициативы специалистов и местных органов, повышению уровня специализации регионов и их кооперации, развитию местной промышленности, улучшению снабжения населения товарами потребления. Объем производства в 1957-1960 гг. увеличился в 1,5 раза, однако властям не удалось найти правильное сочетание централизованного государственного руководства и местной самостоятельности. Возникли затруднения в управлении предприятиями общегосударственного значения, развивался местный бюрократизм и корпоративизм, нарушились пропорции в развитии регионов и их внутренних связей в рамках народнохозяйственного комплекса. Резко ослабло использование достижений научно-технического прогресса, так как совнархозы не испытывали потребности внедрения новых дорогостоящих технологий. Стремясь преодолеть эти недостатки, правительство попыталось усилить централизацию в планировании и сократило число местных совнархозов до 43, одновременно создав в начале 1960-х гг. республиканские совнархозы и Высший совет народного хозяйства СССР.

В сельском хозяйстве проходило укрупнение колхозов, совхозов, управляемых через территориально-производственные органы. Еще на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС Хрущев продемонстрировал иное понимание значения колхозно-кооперативной собственности, чем сталинская концепция, согласно которой колхозная собственность начинает тормозить развитие производительных сил страны и поэтому должна быть превращена в общенародную. В постановлении пленума было указано, что артельная форма колхозов является ведущей формой коллективного хозяйства на весь период строительства социализма.

В этот период остро встала зерновая проблема. Чтобы решить ее, Н.С. Хрущев предпринимает в феврале 1954 г. одну из самых крупных своих акций - подъем целинных и залежных земель. На Восток страны направляется по комсомольским путевкам свыше 300 тысяч добровольцев. В результате распахиваются гигантские пространства в Казахстане, Сибири – свыше 40 млн. га к началу 60-х гг., что позволило временно снять зерновую проблему, а также повысило экономический потенциал Казахстана - одной из беднейших тогда республик, но, с другой стороны, в очередной раз отвлекло финансовые и материальные средства от Нечерноземья.

ЦК КПСС сосредоточил много сил для организации космической отрасли. Полет в космос Юрия Гагарина стал триумфом не только науки, но всей советской социально-политической системы, включая административно-командную систему управления, которая до определенного времени отвечала интересам страны. Полет в космос гражданина страны спустя всего 15 лет после Великой Победы в ходе самой разрушительной в мире войны можно оценить как великий подвиг советского народа.

К началу 1960-х гг. СССР вступил в новую качественную стадию развития, которая характеризовалась завершением формирования современного индустриального общества в советском варианте. Были внесены изменения в социально-экономическую политику, взят курс на социальную переориентацию народного хозяйства на основе более гармоничного развития экономики, прежде всего сельского хозяйства и отраслей группы «Б». Снижение сельхозналога и увеличение в несколько раз закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию оживили развитие отрасли. Заметно увеличилось производство в легкой и пищевой промышленности. Благодаря резервам мобилизационной экономики темпы экономического роста во второй половине 50-х гг. были высоки.

К концу 50-х – началу 60-х гг. в СССР была создана материальная основа для осуществления широкомасштабных социальных мер, для вступления страны в стадию общества потребления. Впервые в истории страны было развернуто массовое жилищное строительство. Городской жилищный фонд в 1955-1964 гг. увеличился на 80 %. В целом за 50-60-е гг. улучшили свои жилищные условия почти 83 % населения. Значительно возросла заработная плата, увеличилось потребление промышленных и продовольственных товаров. Телевизоры, холодильники, пылесосы и другие товары широкого потребления вошли в быт советских людей. В 1956-1960 гг. завершился перевод рабочих и служащих на семичасовой, а на подземных работах – на шестичасовой рабочий день. Социальным завоеванием общества стал новый закон о пенсиях 1956 г., по которому в стране устанавливался один из самых низких в мире пенсионный возраст. Пенсии были повышены вдвое. С 1964 г. пенсии стали выдаваться колхозникам. Успешная социальная политика позволила значительно снизить уровень смертности населения и обеспечить качественный скачок в продолжительности жизни.

Демонтаж сталинской системы и утверждение новых жизненных реалий требовали обновления конституции. В начале 1962 г. была сформирована рабочая группа по подготовке Основного закона. Тогда же Хрущев определил пять приоритетных направлений ее работы: выделение возрастающей роли общественных организаций; фиксирование всех прав, которыми пользуются граждане, но которые не прописаны в Конституции 1936 г.; повышение роли Советов всех уровней; введение раздела об экономическом развитии, хозяйственном строительстве, характеристики социалистической собственности, планирования, управления, распределения материальных благ; расширение прав союзных республик. Готовый проект под нажимом комиссии Л.И. Брежнева был дополнен идеологическими штампами, но даже в урезанном виде он представлял значительный шаг вперед и отражал назревшие потребности демократизации общества. Принятие демократической Конституции дало бы серьезный стимул для развития общества, расширило социальную базу КПСС, привлекло симпатии к власти большой части интеллигенции. Но этот исторический шанс КПСС был упущен.

В ноябре 1962 г. Пленум ЦК КПСС принял постановление «О развитии экономики СССР и перестройке партийного руководства народным хозяйством», которое предполагало разделение партийных организаций по производственному принципу. Парторганизации делились на промышленные (городские) и сельские. Советы также разделились на сельские и промышленные. Сельские райкомы партии ликвидировались, а управление сельским хозяйством передавалось территориальным производственным управлениям. Эти изменения коснулись и общественных организаций, профсоюзов. Главным результатом всех этих преобразований стало резкое возрастание корпуса управленцев.

К середине 1960-х гг. выяснилось, что все демократические, прогрессивные преобразования Хрущева не вызвали энтузиазма в обществе, так как сопровождались ухудшением социально-экономической ситуации. Неурожай 1963 г. и целый ряд внешнеполитических авантюр, непродуманных задач под лозунгом «Догнать и перегнать Америку по уровню потребления молока и мясопродуктов» привели к повышенной нагрузке на экономику страны. Пытаясь выйти из кризисного положения, правительство заморозило заработную плату, задержало объявленную отмену подоходного налога, повысило нормы выработки, провело кампанию жестокого преследования спекулянтов, повысило цены на продукты питания. В результате в ряде населенных пунктов пришлось вводить карточки на продовольствие. Это привело к несанкционированным забастовкам и демонстрациям в ряде городов, одна из которых, в Новочеркасске, закончилась расстрелом протестующих. Сокращение размеров приусадебных участков не могло радовать сельских тружеников. Аграрная политика Н.С. Хрущева нашла проявление не только в насаждении повсеместно кукурузы, но в волюнтаристском вмешательстве в агротехнику.

Недовольство деятельностью Н.С. Хрущева распространилось на силовые ведомства, где проводились массовые сокращения. Публичные нападки на творчество представителей интеллигенции, художников-абстракционистов, писателя Б. Пастернака, поэта А. Вознесенского, вызвали протест. Демонстративная поддержка антисталинских произведений А.Т. Твардовского, Е.А. Евтушенко, А.И. Солженицына не меняла сущности авторитарной политики Хрущева в отношении творческой интеллигенции. Для власти имела значение поддержка интеллигенцией партийного курса, а не свобода творчества.

Внешняя политика СССР также носила налет авантюризма, в результате чего СССР оказался втянутым в ближневосточный, берлинский, венгерский и карибский кризисы. Последний был особенно опасен и чуть не привел к мировой ядерной войне.

Летом 1964 г. Н.С. Хрущев объявил о намерении закрыть академии наук (общую и сельскохозяйственную), отменить доплату за ученые степени ученым, ликвидировать парткомы сельхозуправлений, провести переформирование управленческих структур других отраслей народного хозяйства, заявил о необходимости введения восьмилетнего народнохозяйственного планирования. Все это вызвало сопротивление элиты. Проведя цикл тайных совещаний и достигнув определенного консенсуса, высшая номенклатура добилась на октябрьском Пленуме 1964 г. смещения Н.С. Хрущева. Следует подчеркнуть, что отстранение Н.С. Хрущева было результатом классического голосования, организованного в рамках существовавшей системы партийного руководства. Более того, сам Н.С. Хрущев видел в осуществившейся возможности бескровной легитимной смены лидера свою заслугу как реформатора. Новым руководителем партии стал один из наиболее типичных представителей номенклатурной коммунистической элиты Л.И. Брежнев.

Авторитарный политический режим, сложившийся при Хрущеве, монополия партии на идеологию, власть, управление экономикой привели к просчетам, ошибкам и, в конечном итоге, краху политики реформ.

Наши рекомендации