Все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях
5.Выборы в РФ являются прямыми. Это означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов непосредственно.
6.Голосование на выборах тайное. Исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей.
7. Участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе воздействовать на гражданина, а также на его свободное волеизъявление.
8. Агитацияв день выборов в помещении голосования не допускается.
9. За пределами Рфгражданин обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения РФ обязаны оказывать содействие российского гражданину в реализации избирательных прав.
10. Выборыорганизуют и проводят комиссии, вмешательства в их деятельность со стороны закон. – испол. Органов гос. Власти, органов местного самоуправления, долж. Лиц и иных граждан не допускается. Деятельность осуществляется открыто и гласно.
11. Срок полномочийорганов гос. Власти и органов местного самоуправления устанавливается конституцией рф, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов рф, уставами муниципальных образований и не может быть более 5 лет.
12. Изменение срока полномочий не допускается. Выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо. День голосования определяется в соответствии с федеральным законом. Днями голосования являются 2 воскресение марта или в случаях предусмотренных федеральным законом 2 воскресение сентября. В случае досрочного прекращения полномочий досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через пять месяцев.
13. Решениео назначении выборов в федеральный орган не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. В орган гос. Власти субъекта не ранее чем за 100 и не позднее чем за 90 дней. В орган местного самоуправления не ранее чем за 90 и не позднее чем за 80 дней. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.
12. Избирательный процесс в РФ, его основные стадии. Избирательные споры.
Избирательный процесс выступает самостоятельной юридической формой определенного комплекса государственно-правовых отношений, замыкающихся на обслуживании подготовки и проведения выборов, и является автономным элементом в структуре избирательного и в целом государственного права Российской Федерации.
В избирательном законодательстве Российской Федерации в соответствии с конституционной моделью организации системы органов публичной власти представлены федеральный, региональный и муниципальный уровни выборов. Сообразно этому можно говорить о федеральном, региональном и муниципальном избирательных процессах. Общие принципы организации избирательного процесса в Российской Федерации очерчены соответствующими положениями Конституции, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами.
Среди стадий избирательного процесса в РФ различают следующие:
· назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом решения о назначении даты выборов);
· образование избирательных округов, в том числе единого избирательного округа, избирательных участков, составление списков избирателей на основе сведений о государственной регистрации (учете) избирателей;
· выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация;
· информационное обеспечение выборов и проведение предвыборной агитации; голосование и определение итогов голосования, установление результатов выборов, их официальное опубликование.
Выборы органов или выборных лиц являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо в соответствии со сроками, установленными указанными нормативными правовыми актами.
Порядок составления списков избирателей устанавливается Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом. На выборах в органы местного самоуправления в списки избирателей в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации включаются иностранные граждане которые достигли возраста 18 лет, не признаны судом недееспособными, не содержатся в местах лишения свободы по приговору суда и которые постоянно или преимущественно проживают на территории муниципального образования, где проводятся выборы.
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного или преимущественного, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством или законодательством субъектов Российской Федерации, также временного проживания на территории этого участка.
Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются соответственно уровню выборов исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также командирами воинских частей. Соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за 80 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно – территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (в случае, если избирательный округ включает в себя часть территории административно – территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно – территориальной единицы или муниципального образования, или населенного пункта) номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления утверждает схему образования избирательных округов не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
Публикация (обнародование) схемы образованных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим представительным органом государственной власти, органом местного самоуправления не позднее чем через пять дней после ее утверждения.
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более чем 3 тысячи избирателей на каждом участке не позднее чем за 45 дней до дня голосования на выборах.
Избирательные участки для граждан Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территории страны их пребывания.
Граждане Российской Федерации, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата (за список кандидатов или против него). Кандидатам и избирательным объединениям и блокам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов.
Голосование на выборах проводится в календарный выходной день. Время начала и окончания голосования устанавливается законами, как правило — с 8 до 22 часов. О времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней.
Избирательные споры:
Фактически избирательные споры — это разногласия, возникающие в связи с нарушениями избирательных прав граждан при проведении избирательных кампаний по выборам органов государственной власти и местного самоуправления, а также при проведении референдумов, которые разрешаются в административном или судебном порядке.
День выборов – единственный воскресный день. Когда работает суд. При выявлении нарушений можно обратиться в суд в этот же день. Сразу после подачи заявления начинается процесс рассмотрения дела. Судья выносит решение о наличии нарушения или отсутствия факта нарушения. А вот только после оглашения результатов голосования в судебном порядке могут быть отменены результаты выборов.
13. Правовой статус общественный объединений, включая партии.
Конституция РФ гарантирует право граждан на объединение и свободное осуществление деятельности общественных объединений. Право на объединение граждан РФ включает в себя право создавать профессиональные союзы для защиты трудовых интересов граждан. Не допускается принуждение к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Право граждан на объединение складывается из: 1) права создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей; 2) права вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них; 3) права беспрепятственно выходить из общественных объединений.
Общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, фиксируемых в уставе общественного объединения.
Граждане могут учреждать все формы общественных объединений без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, за исключением созданий политических партий, для которых установлен особый порядок создания (регистрации).
Общественные объединения могут регистрироваться в органах государственной власти, в этом случае они приобретают статус юридического лица.
Организационно-правовые формы общественных объединений выделяются в зависимости от порядка вступления граждан в общественное объединение и его целей. Формы общественных объединений: 1) общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан; 2) общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения; 3) общественный фонд – один из видов некоммерческих фондов, основанное на участии без членства общественное объединение, целью которого является формирование имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на общественно полезные цели; 4) общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, цель которого – оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения; 5) орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания; 6) политическая партия – основанное на членстве общественное объединение, преследующее политические цели оказания влияния на политическую обстановку страны.
Политические партии:
Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Чтобы общественное объединение получило статус политической партии, оно должно иметь: 1) региональные отделения более чем в половине субъектов РФ, причем в одном субъекте РФ может быть только одно региональное отделение партии; 2) не менее 10 тыс. членов политической партии; 3) руководящие и иные органы политической партии, а также региональные отделения и иные структурные подразделения на территории РФ.
Политические партии в РФ создаются в целях: 1) формирования общественного мнения; 2) политического образования и воспитания граждан; 3) выражения мнения граждан по любым вопросам общественной жизни, доведения его до сведения широкой общественности и органов государственной власти; 4) выдвижения кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участия в выборах в указанные органы и в их работе.
Политическая партия обязательно должна пройти государственную регистрацию.
Каждая политическая партия должна иметь свой устав, в котором указываются наименование партии, официальная символика партии, порядок приобретения ее членства, руководящие органы партии и другие основные сведения о партии.
Деятельность политических партий в РФ должна строиться в соответствии с принципами: 1) добровольности; 2) равноправия; 3) самоуправления (т. е. партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности); 4) законности (т. е. деятельность партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина и иные требования законодательства РФ); 5) гласности (т. е. информация о партиях, их деятельности, учредительных и программных документах должна быть общедоступной).
Ограничения в создании политических партий: 1) запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности и разжигание расовой, национальной, социальной розни и др.; 2) запрещается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, а равное по признакам принадлежности к одной профессии); 3) не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных)органов государственной власти, в государственных организациях; 4) запрещается создание и деятельность на территории РФ политических партий иностранных государств и их структурных подразделений;
5) ограничивается деятельность партий в случае введения на всей территории РФ или в ее отдельных местностях чрезвычайного или военного положения.
14. Правовой статус религиозных объединений.
В отдельном документе….
15.Порядок избрания президента рф. Полномочия президента рф. Акты президента рф.
по статусу:
-верховный главнокомандующий внутр. сил России
-глава государства
-гарант конституции и гос. безопасности,целостности страны
-гарант прав и свобод
-обеспечивает согласованное функционирование органов гос.власти
-определяет основные направления внутренней и внешней политики государства
порядок избрания:
в соответствии со ст. 81 крф президент избирается гражданами рф на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. порядок выборов установлен фз от10 января 2003 г "о выборах президента рф".
лицо,не моложе 35 лет, постоянно проживающий в рф не менее 10 лет. избирается на 6 лет,не может занимать более 2 сроков подря.
назначение выборов президента относится к ведению Совета Федерации (ст.102 конституции). Если совет федерации не назначил вовремя выборы, то они назначаются и проводятся избиратльной комиссией рф.
Выдвижение кандидатов:
политическими партиями (регистрация не менее года до выборов) или в порядке самовыдвижения (поддержка группой не менее 500 граждан,обладающим активным избирательным правом. гражданин,выдвинувший свою кандидатуру,обращается с ходатайством в центр. избир. комиссию о регистрации группы избирателей).
и партии, и кандидат должны собрать в поддержку не менее 2 мил подписей,причем с одного субъекта не более 10 процентов. Не возможно внесение залога вместо подписей. Кандидат считается избранным если он получил не менее 50 пр голосов избирателей.
подготовка и проведение выборов финансируется из федерального бюджета.
официальное опубликование результатов выборов осуществляется ЦИК в течение 3 дней. После избрания президента осуществляется, предусмотренная конституцией процедура вступления в должность (принесение присяга в торжественной обстановке в присутствии членов совета федерации,деп гос думы и судей конст суда).
Полномочия президента рф.
в области кадровой политики:
1-президент формирует правительство путем назначения фед министров
2-назначает с согласия гос думы председателя правительства
3-формирует администрацию
4-назначает своих представителей в гос думе, совете федерации и фед округах
5-формирует и возглавляет совет обороны и безопасности
6-назначает судей фед судов,а также вносит всовет федерации кандидатуры в высший арбитражный и конституц суд рф,ген прокурора
7-назначает послов
8-кандидатуры в главы краевой и областной администрации
9-назначает высшее военное командование в вооруженные силы
в законодательный процесс:
1-выступает со своими посланиями
2-имеет право законодательной инициативы. подписывает законы,передает их на официальное опубликование. имеет право вето(отлагательного) в отношении фед.законов, принятых гос думой
3-созывает гос думу, имеет право распустить.
в области прав и свобод граждан:
1-решает вопросы гражданства
2-вручает гос награды и присваивает почетные звания
3-имеет право помилования
в области внешней политики:
1-подписывает международные договора и межгосударственные соглашения
2-ведет переговоры с главами иностр гос-в
3-ему вручаются в кремле верительные и отзывные грамоты,аккредитуемых при нем дипломатических представителей
в гос.безопасности:
1-определяет военные доктрины
2-начальник ген штаба находится в непосредственном ведении президента
3-президент издает указы о введение чрезвычайного положения с согласия совета федерации
Акты президента.
указы и распоряжения (ст 90 крф).
указы,как правило,являются нормативно-правовыми актами,рассчитанными на неоднократное применение и обязательные для неопределенного круга субъектов. Однако,могут носить индивидуальный характер (о предоставлении гражданства или выходе, о награждении,о назначении председателя правительства...)
распоряжение,как правило,индивидуального характера,но могут носить и нормативный,однако касающийся в основном внутренних вопрос администрации президента.
не должны противоречить конституции и фед законам
носят подзаконный характер.
указ должен носить временный характер до принятия фед закона. Подзаконные акты президента не могут быть отмены никакими органами гос власти,в отличие от актов правительства. Акты президента подлежат официальному опубликованию 9 в российскую газету) в течение 10 дней со дня их подписания, и вступают в силу не позднее чем через 7 дней после их опубликования. Иные, которые содержат конфиденциальные сведения или гос тайну,со дня их подписания.
16. Федеральное собрание РФ-порядок формирования, структура, компетенция. Правовой статус члена совета федерации и депутата гос. Думы.
Федеральное собрание – Общее название парламента, Высший орган законодательства. Состоит из 2-х палат. Гос. Дума и Совет федерации. Обе палаты имеют свой предмет ведения. Заседают совместно только в 3 случаях:
1. Выступления президента РФ.
2. Выступления главы иностранных государств.
3. Выступление судьи конституционного суда.
Не подотчетны друг другу. Гос. Дума избирается на основании всеобщего, равного, прямого избирательного права. 450 депутатов.
Статуса гос. Служащих Депутаты не имеют.
Полномочия гос. Думы…
1. Гос. Дума принимает федеральные законы, вместе с советом федерации принимают фкз.
2. Назначает председателя цбр.
3. Назначает ½ состава аудиторов счетной палаты и проводит независимый контроль бюджета (вторую половину состава назначает совет федерации).
4. Представляет отчет в Европейский суд.
5. Ратифицирует международные договора
6. Выдвигает обвинения против президента
7. Амнистии.
С 2001 года глава исполнительной власти республики, края или области назначает своего представителя в СФ, а второй избирается из числа депутатов законодательной власти субъектов.
Председатель СФ и его заместитель не могут относится к одному и тому же субъекту федерации. Председатель и член СФ не могут быть членами одной фракции.
Полномочия СФ:
1. Решение вопросов войны и мира
2. Одобрение федеральных законов, принятых гос. Думой.
3. Утверждение изменения границ между субъектами
4. Назначение судей конституционного, высшего арбитражного судов и прокуроров (выносит кандидатуры президент).
5. Утверждает указы президента о военном положении использования федеральных войск за пределами россии
Президент не может распустить совет федерации, только гос. Думу, при наличии одного из двух оснований:
1. Если гос. Дума трижды отклонила кандидатуры, предложенные президентом на должность председателя правительства.
2. Если гос. Дума повторно, в течении двух месяцев подряд выразила недоверие правительству РФ либо отказала в доверии.
НЕ может распустить в след. Случаях:
1. Если не проработала 11 месяцев с моменты созыва.
2. Когда дума выдвинула обвинения против президента.
3. За 6 месяцев до президентских выборов.
4. Когда на территории введено ЧП или военное положение.
Порядок формирования ФС:
В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент Российской Федерации. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - депутаты Государственной Думы) избираются гражданами Российской Федерации на основе принципов всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, обязательности (периодичности) выборов, альтернативности, законности, гласности в работе избирательных комиссий. В Государственную Думу избирается 450 депутатов сроком на 5 лет.
В состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, достигший возраста 30 лет и обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.
Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.
Избранный (назначенный) член Совета Федерации приступает к осуществлению своих полномочий на десятый день со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статус члена совета федерации и депутата гос. Думы:
Статья 2. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы в системе государственных должностей Российской Федерации
1. Статус члена Совета Федерации, статус депутата Государственной Думы определяются Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
2. По объему социальных гарантий члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы приравниваются к федеральному министру; Председатель палаты, заместители Председателя палаты - к Председателю Правительства Российской Федерации, Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации соответственно.
3. К социальным гарантиям деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы относятся:
а) ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 42-ФЗ)
б) ежегодный оплачиваемый отпуск;
в) зачисление времени осуществления полномочий члена (депутата) Совета Федерации, депутата Государственной Думы в стаж государственной гражданской службы;
(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 42-ФЗ)
г) медицинское, санаторно-курортное обслуживание члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и членов их семей;
д) пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы;
е) обязательное государственное страхование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на случай причинения вреда их здоровью и имуществу;
ж) обязательное государственное социальное страхование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий;
з) жилищно-бытовое обеспечение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, не имеющих жилой площади в городе Москве;
и) иные социальные гарантии, предусмотренные для федеральных министров.
4. Должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления обязаны обеспечивать члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы условия для осуществления ими своих полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом.
5. Дополнительные условия для осуществления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, являющимися инвалидами I группы, своих полномочий определяются постановлением соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
17. Законодательный процесс РФ.
Стадии:
1. Законодательная инициатива. Внесение законопроекта в гос. Думу о поправках, изменениях, либо отмене уже действующих законодательных норм.
Президент рф, депутаты гос. думы, члены совета федер. , правительство РФ, а также судья верховного, конституционного, высшего арбитражного суда.
2. Работа профкомитетов по законопроекту.
Определяет:
Ø Чьи интересы затрагивает законопроект (месячный срок)
Ø Какие уже действующие в стране акты регулируют взаимоотношения
Ø Потребуются ли денежные средства за счет федерального бюджета
3. Обсуждения законодательства в рамках 3-х чтений. Его принятие в гос. Думе.
1 чтение – голосуют депутаты, есть ли необходимость принятия (если отклонили-то не возвращение к этому вопросу)
2 чтение – поправки и изменения.
3 чтение – голосование за или против. Федеральный закон – ½, а ФКЗ – 2/3.
4 стадия – референдум.
Вывод – это закон в первой его редакции.
4. В совет федерации направляется в течении 5 дней: ФКЗ для принятия, ФЗ для одобрения.
Находятся там в течении 14 дней.
5. Промульгация закона президентом.
6. С момента подписи президентом в течении 7 дней закон поступает на официальное опубликование.
7. С момента указанного в нем срока или через 10 дней после официального опубликования вступает в силу.
18. Правительство РФ (порядок формирования, полномочия, акты)
Ст. 111
Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. 2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. 3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. 4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
Ст. 112
Статья 112
1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Полномочия:
Определяются ФКЗ от 1997 года, тогда, когда статус конституции.
В области экономики:
ü Определяет программу соц. Экономического развития страны
ü Правительство разрабатывает бюджет, вносит в гос. Думу и исполняет бюджет.
ü Осуществляет инвестиционную политику
ü Налоговую политику
ü Определяет уровень инфляции в стране
ü Проводит политику протакционизма, через систему таможенных пошлин
ü Определяет предельный уровень повышения цен
ü Регулирует рынок ценных бумаг
ü Управляет федеральной гос. Собственностью
В сфере соц. Политики:
ü Правительство осуществляет политико-соц. Обеспечение.
ü Руководит миграционной политикой.
ü Разрабатывает программу сокращения безработицы
ü Оказывает содействие здравоохранению, образованию, науке, культуре и спорту.
В сфере обеспечение гос. Безопасности:
ü Осуществляет снабжение вооруженных сил техникой, боеприпасами, оружием, мат. Ден. Средствами.
ü Принимают программу по развитию вооружения и определяет военно-учетные специальности
ü Руководит гражданской обороной
ü Обеспечивает безопасность гос. Границы россии.
В сфере обеспечения законности и правопорядка:
ü Обеспечение законности в деятельности органов гос. Управления
ü Несет ответственность за борьбу с преступностью
ü Обеспечивает правоохранительные органы материальными денежными средствами
ü Осуществляет кадровую политику
ü Осуществляет кадровую политику в отношении судов.
Внешняя политика:
1. Глава правительства подписывает межправительственные соглашения
2. Председатель РФ в международных организациях
3. Правительство руководит через МИД росдипломатией
4. Контроль экспортно-импортными операциями.
Основания для прекращения полномочий:
1. Объявления об отставке
2. Президент принимает решение об отставке
3. Гос. Дума в течении двух месяцев подряд выражает недоверие правительству.
Акты правительства:
Распоряжения и постановления (носит нормативный характер).
На основании и во исполнение Конституции Российской...
[Конституция] [Глава 6] [Статья 115]
1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.
Указы президента и постановления правительства опубликуются по истечению 10 дней со дня подписания и вступают в силу через 7 дней после опубликования.
ФЗ опубликуются по истечению 7 дней со дня подписания и вступают в силу через 10 дней после опубликования.
19. Конституционные принципы правосудия в РФ.
Конституционные основы (принципы) правосудия — это закрепленные в Конституции и законах руководящие правовые положения, выражающие сущность и специфические свойства правосудия, с учетом особенностей правовой и судебной системы Российской Федерации.
Положения содержащиеся в принципах правосудия обязательны для исполнения не только судьями и другими участниками процесса, но и не могут не учитываться законодателями, для которых они служат ориентирами в их законотворческой деятельности.
В Конституции РФ закреплены следующие принципы правосудия:
1)принцип законности правосудия - ч. 2 ст. 15;
Общее требование соблюдения закона: правосудие осуществляется на основе Конституции РФ и законов, т.е. актов, принятых законодательными органами РФ и ее субъектов.
- ФЗ, Подзаконные акты, постановления Правительства РФ, акты других органов государственной власти, противоречащие Конституции РФ и законам, применяться не могут.
- закон, устанавливающий или отягчающий ответственность,обратной силы не имеет;
- никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (ст. 54 Конституции РФ).
- Принцип законности правосудия требует, чтобы по каждому вынесенному судом приговору и решению была ссылка на соответствующую норму материального права и было мотивировано ее применение с учетом обстоятельств дела и характеристики его участников. Также сюда входит и требование точного соблюдения судами норм процессуального права, это позволяет суду получать объективные материалы для применения соответствующей нормы материального права и в итоге выносит законное и обоснованное решение.
2)Принцип Осуществление правосудия только судом. закреплен в ст. 118 Конституции PФ. Далее он воспроизводится и в других зак. актах: ст. 8 Уголовно-процессуального кодекса РФ записано: «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом». Судебная система Российской Федерации включает:
*федеральные суды:Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик,краев,областей - суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции(городов фед знач-я, суды авт обл.) ; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов и тп.
*конституционные (уставные) суды,мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации
*мировых судей субъектов Федерации.
различного рода товарищеские, третейские, не предусмотренные Конституцией и Федеральным конституционным законом всевозможные арбитражные суды,никакие другие государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности,поскольку у них нет соответствующих полномочий
3)Принцип Доступность судебной защиты.
Его реальное воплощение в жизнь подкрепляется правом граждан защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45)Конституции РФ. В Конституции РФ закреплено в статье 46 п.1 право граждан на защиту своих интересов в суде.
Конституция, закрепившая принцип доступности судебной защиты, дает основание для использования в этой сфере международных правовых стандартов. Как предусмотрено пунктом 3 ст. 46, каждый вправе, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
4) Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом. Конституция РФ (ст. 19
5) участие граждан в отправлении правосудия - ч. 5 ст. 32, ч. 4 ст. 123;
6) состязательность и равноправие сторон - ч. 3 ст. 123;
7)обеспечение права обвиняемого на защиту - ст. 48;
8) презумпция невиновности - ст. 49;
9) независимость судей и подчинение их только закону-ст. 120;
10) гласность в деятельности суда -ч. 1 ст. 123;
11) государственный или национальный язык судопроизводства и делопроизводства в судах - ст. 68, ч. 2 ст. 26.
20. Конституционный суд РФ. Конституционное судопроизводство. Юридическая сила решений конституционного суда РФ.
ФКЗ от 1994 в редакции 2004 года Конституционное судопроизводство.
Состав: 19 судей, 2 палаты по 9 судей, председатель не входит в палаты (пленарное заседание). Легитимный состав не менее 17-ти судей.
На пленарном заседании рассматриваются:
Ø Конституция республик, Уставы краев и областей, а также о соответствии конституции РФ, не вступивших в силу международ. договоров
Ø Когда дают толкование положениям конституции
Ø О конституционном выдвижении обвинения деятельности президента
Ø О конституционной деятельности конституционного собрания
Остальное рассматривается палатами.
Компетенция конституционного суда:
- Решает вопрос о конституционности уже вступивших в силу нормативно-правовых актов. Исключение: акты местного самоуправления
- Разрешает споры о компетенции, которые возникают между федеральными органами гос. Власти и органами гос. Власти субъектов федерации; между высшими гос. органами субъектов федерации
- Право официального толкования конституции РФ:
· Когда конституционный суд толкует при рассмотрении конкретного дела
· Прямой запрос в конституционный суд с просьбой толкования
- Обеспечивает защиту конституционных прав и свобод граждан, только в тех случаях, когда конкретное дело, слушающиеся в ином суде или арбитражном суде, есть основание по вынесению по делу на основании той статьи, которой противоречит статья конституции РФ.
В своей деятельности К.С. руководствуется след. Принципами:
ü Независимость. Независим в орг. , финансовом и материально-техн. Отн. От любых других органов. Финансирование производится за счет фед. Бюджета. Констит. Суд полученными средствами распоряжается самостоятельно. Независимость в информационном и кадровом обеспечении деятельности. Конституционный суд принимает регламент конституционного суда:
· Порядок определения персонального состава палат к.с.
· Порядок распределения дел между ними
· Порядок определения чередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседан. Палат
· Некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях
· Особенности делопроизводства к.с.
· Требования к работникам аппарата
· Иные вопросы внутр. Деятельности суда.
ü Гласность.
ü Коллегиальность.
ü Состязательность.
ü Равноправие сторон.
Судьей конституционного (уставного) суда субъекта федерации может быть гражданин, достигший возраста 25 лет. Стаж работы не менее 5 лет. Предельный возраст пребывания в должности судьи – 70 лет.
Юридическая сила решения конституционного суда:
Решение к.с. обязательны на всей территории федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов гос. Власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
22. Правовые , организационные, материальные основы местного самоуправления в РФ. Компетенция органов местного самоуправления. Гарантии прав местного самоуправления.
Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией рф, федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления в рф, другими фед. Законами, конституциями, уставами субъектов федерации, законами субъектов федерации.
Изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий.
Муниципальное образование действует в соответствии с уставом, примерное содержание которого определяется ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления в Рф.
Устав муниципального образования разрабатывается самостоятельно. Он принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.
Устав муниципального образования , муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат гос. Регистрации в органах юстиции в порядке, установленном законом. Основанием для отказа в гос. Регистрации могут быть:
1. Противоречие устава конституции рф, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциями (уставам) и законам соответствующего субъекта федерации.
2. Нарушение установленного федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.
Отказ о регистрации, а также нарушение установленных сроков такой регистрации могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.
Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования.
Согласно конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Местный референдум – голосование граждан рф, постоянно проживающих в границах муниципального образования, по важным вопросам местного значения.
Решение о назначение местного референдума принимается представительным органом муниципального образования по инициативе, выдвинутой гражданами рф, имеющим право на участие в местном референдуме..
Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течении 30 дней со дня поступления к нему документов о выдвижении инициативы проведения местного референдума.
На публичные слушания должны выноситься
ü Проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав.
ü Проект местного бюджета и отчет о его исполнении.
ü Проекты планов и программ муниципального образования.
ü Вопросы о преобразовании муниципального образования.
Собственная компетенция устанавливается законами (Конституцией, федеральными законами и законами субъектов РФ), а также подзаконными нормативными актами федерального, регионального и местного уровня. Делегированная компетенция является государственной компетенцией (компетенцией Российской Федерации или субъекта РФ), переданной местному самоуправлению (муниципальному образованию) федеральным законом или законом субъекта РФ соответственно.
Закрепляя основы компетенции местного самоуправления, Конституция в ст. 130 вводит понятие вопросов местного значения и в ст. 132 предоставляет органам местного самоуправления наиболее важные полномочия по их решению: управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов; осуществление охраны общественного порядка. Кроме того, та же статья устанавливает, что органы местного самоуправления решают иные вопросы местного значения, а также предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Под юридическими гарантиями местного самоуправления понимаются гарантии, закрепленные в законодательстве. Основными из них являются:
1. Запрет на ограничение прав местного самоуправления.
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст. 133 Конституции Российской Федерации).
2.Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями, а также самими органами местного самоуправления и гражданами.
3. Рассмотрение обращений органов и должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти, государственными должностными лицами, организациями, к которым эти обращения направлены.
4. Гарантии финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления.
5. Судебная защита местного самоуправления.
Форма участия граждан:
референдум, выборы, местные сходы.
Местный референдум- голосование граждан рф, постоянно проживающих в границах муниципального образования, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с конституцией рф,фз, конституциями, уставами, законами субъектов федерации, а также уставами муниципальных образований. Проводится в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения.
Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования по инициативе, выдвинутой гражданами рф, имеющими право на участие в местном референдуме; по инициативе, выдвинутой избирательным объединением и иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах или референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные ФЗ, а также по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.
Количество подписей-не менее 5 процентов от числа участников референдума- условие назначения местного референдума. Представительный орган в течении 30 дней обязан назначит местный референдум. Итоги голосования подлежат опубликованию.
Выборы- наиболее массовая форма прямого народного волеизъявления. Посредством выборов образуются представительные органы, через которые населением в первую очередь осуществляется местное самоуправление, а также получают свои полномочия главы местной администрации. Это еще одна форма осуществления местного самоуправления.
Проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Они назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом образования. В случаях, установленных фз, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом. Право избирать- 18 лет, право быть избранным депутатом- от 21. Создание избирательной комиссии муниципального образования является обязательным.
Сходы граждан- одна из самых массовых форм непосредственной демократии, наиболее доступная гражданам и выступающая средством их самоорганизации, общественного самоуправления. Самые разнообразные управленческие функции. Проводятся в поселении с численностью жителей обладающих избирательным правом не более 100 человек. Вопросы местного значения. Участие более половины жителей поселения. Осуществляется представительными органами местного самоуправления. Вопросы самооблажения граждан. Создается сход главой муниципального образования самостоятельно,либо по инициативе группы жителей не менее 10 человек.