Политические партии и избиратели.

Политические партии и избиратели. Динамика взаимодействия партий и избирателей в индустриальных станах.
Анализ данных показывает, что в США существует устойчивое равновесие консерваторов и либералов, исход партийной борьбы за места в парламенте решают несколько процентов избирателей, которые примерно одинаково ориентируются как на республиканскую, так и на демократическую партию, периодически предпочитая то ту, то другую.
В Западной Европе картина сложнее. Здесь на протяжении всей послевоенной истории наблюдаются сопоставимые ориентации избирателей на консервативные и социал-демократические партии, ведущие основную борьбу за контроль над государственным аппаратом. Роль политического резерва в этой борьбе играют либералы и коммунисты.
Коммунисты и либералы в европейских странах не могут вести самостоятельную борьбу за власть и вынуждены блокироваться с основными партиями. Как правило, либералы вступают в коалицию с консерваторами, а коммунисты — с социал-демократами и социалистами.
Разные политические стратегии позволяют решать общегосударственные проблемы в различных социально-экономических условиях: в условиях кризиса больше подходит стратегия правых, а в условиях стабильности — левых.
В Японии электоральная динамика напоминает западноевропейскую, с той разницей, что в период с 1945 по 1987 г. у власти находились правые, а левые — в оппозиции. Причем на протяжении всего указанного периода оп позиция пользовалась постоянной поддержкой значительного числа избирателей (от 25 до 40%). Эта система с доминирующей партией оказывается эффективной в условиях Японии (конституционной монархии) и стимулирует развитие как национального капитала и промышленного производства, так и постоянный рост уровня жизни основной массы населения.
По новейшим технологиям, особенно информационным, Япония стабильно занимает наиболее передовые позиции в мировом сообществе. Не располагая практически никакими сырьевыми ресурсами, страна занимает первое место в мире по производству судов, автомобилей, бытовой электроники. Все эти факты нужно учитывать потому, что политическая подсистема выполняет в рамках социальной системы функцию целедостижение, способствует успешному функционированию других подсистем, прежде всего экономической.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что эффективными могут быть любые партийные системы, если они формируются с учетом политических традиций, культуры, специфических внутренних и внешних условий существования страны.

Политическое сознание.

Политическое сознание — это идеи субъектов политики об использовании ресурсов сообщества для её безопасного развития.

Содержание политическою сознания составляют политические нормы, ценности, убеждения и представления. Это содержание группируется на следующих трех уровнях:

Теоретический уровень представлен специально созданными концепциями, идеями и принципами построения политической жизни;

Эмпирический уровень выступает в форме идей, накопленных политическими деятелями в процессе практической политической жизни. Не всегда политические идеи четко сформулированы в теоретических положениях манифестов или партийных программ. Некоторые важные идеи находят выражение в речах государственных, политических и общественных деятелей, публикациях средств массовой информации. Некоторые элементы этого уровня могут быть обобщены и использованы в определенных политических технологиях, а также для построения политических теорий;

Обыденный уровень политического сознания — повседневное состояние общественного мнения по поводу политической жизни. Другое название этого уровня — «общественная психология».

Политическое сознание (прежде всего групповое и массовое) представляет собой сочетание установок, сформировавшихся вне этого сознания (в сфере идеологической и политической деятельности), и выводов, полученных в результате самостоятельного анализа политической практики. Усвоенные установки выступают как политические стереотипы, т.е. упрощенные, эмоционально окрашенные универсальные образы политических объектов и явлений.

Политическое поведение.

Политическое поведение, представляет собой совокупность внешне наблюдаемых человеческих действий (поступков) в сфере распределения и осуществления власти. Наиболее изученными формами политического поведения являются лидерство, голосование на выборах, участие в массовых мероприятиях (митинги, демонстрации, избирательные кампании) и деятельности партий, а также политический протест (несанкционированные действия против властей).

Политическое лидерство является одним из проявлений власти - преобладания одних людей над другими. Политическим лидером можно считать человека, который оказывает определяющее влияние на людей, занимает ведущее положение в сфере власти и пользуется авторитетом у граждан. Различают формальных и неформальных лидеров. Формальный лидер наделен властными полномочиями и выполняет функцию руководства. Неформальный лидер пользуется доверием граждан и служит для них образцом политического поведения.

Для изучения лидерства используют несколько теорий: "теория черт", "теория ситуаций", "теория последователей". В "теории черт" главное внимание уделяется качествам лидера. Согласно «теории ситуаций» причиной превращения обычного человека в политического лидера служит стечение обстоятельств.

В «теории последователей" человек становится лидером в том случае, если у него есть сторонники в обществе.

В зависимости от стиля выделяют авторитарное и либеральное лидерство. Первый тип основан на единоличном принятии решений и принудительном подчинении последователей лидеру, второй - на участии последователей в принятии решений и их добровольном подчинении лидеру. Также различают, согласно М. Веберу, традиционное, рациональное и харизматическое лидерство.

Политическая культура.

Политическая культура является частью культуры социального действия. Поэтому ее нужно рассматривать не только в политическом, но и в культурологическом аспекте. В отечественной культурологии существует давняя традиция понимания культуры как «технологии деятельности», «способа деятельности» В рамках этого понимания определенный, исторически обусловленный тип организации общества, порождает определенный тип культуры и соответствующий ему тип личности. Культура— это не просто набор человеческих качеств, но и обусловленный этими качествами тип отношениймежду людьми. Она воплощает я в характере не только социальных институтов, норм и ценностей, но и межличностных отношений. С этой точки зрения политическую культуруможно рассматривать как способ взаимодействия людейв сфере распределения и осуществления власти. С учетом этих методологических замечаний мы будет анализировать со временную концепцию политической культуры в ее неразрывной связи с классической теорией политической культуры.

Политическая культура как способ взаимодействия людей в сфере власти характеризуется отношениями между правящей (эли той) и неправящей (рядовыми гражданами) частью населения, а также отношениями между людьми, входящими в эти части политического сообщества. Особое значение характер этих взаимоотношений приобретает в условиях ускоренной политической модернизации — преобразования автократической системы власти в демократическую. В данном случае судьба политической культуры в решающей степени зависит от сотрудничества представителей элиты и рядовых граждан, когда последние с помощью первых приобретают знания и навыки, необходимые для политического участия. Это свидетельство того, что гражданская политическая культура,наиболее соответствующая системе представительной демократии, представляет собой тип отношений, складывающихся между людьми в процессе распределения и осуществления власти, а не только тип установок и тип поведения.

Следует особо остановиться на поведенческих компонентах по литической культуры, которые большинством современных авто ров однозначно включаются в ее определение. Обобщая опыт изучения политической культуры в различных странах, М.М. Назаров предложил рассматривать политическую культуру как «совокупность ... устойчивых компонент политического сознания и поведения» .

Политическая культура как часть культуры социального действия развивается по мере накопления исторического опыта. Рональд Инглхарт отмечает, что «культура — это не постоянная вели чина. Это система, с помощью которой общество адаптируется к окружающей среде. Если изменяется окружающая среда, то через некоторое время, вероятно, изменится культура».

Периодическое самообновление культуры происходит не только в «новых», но и в «старых» демократических странах. Всякая культура основана на сочетании новых и традиционных элементов политического сознания и поведения людей. Именно это ее свойство позволяет обществу накапливать достижения и совершенствовать способность адаптации к изменениям окружающей среды. Поэтому проблема взаимодействия традиционных и новых элементов политической культуры существует во всех странах мира.

Наши рекомендации