Какие идеи Просвещения отражены в приведенном ниже афоризме Екатерины II? Согласны ли вы с ним? Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать правитель?
«Если государственный человек заблуждается, если он рассуждает плохо, принимает ошибочные меры, то целый народ испытывает пагубные следствия этого. Нужно часто себя спрашивать: справедливо ли это начинание? Полезно ли? Прежде всего государственному человеку следует иметь в виду следующие пять предметов: 1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно создать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям. Каждый должен быть воспитан в сознании долга перед Высшим Существом, перед собой, перед обществом, и нужно преподать ему некоторые искусства, без которых он почти не может обойтись в повседневной жизни»[35].
12. По указу Екатерины II «Об уложении штатов» было проведено резкое сокращение государственных дотаций на содержание церквей и монастырей. Было упразднено 500 монастырей, казне перешёл 1 млн. душ крестьян. Почему, будучи набожной правительницей, Екатерина решилась на такой шаг?
13. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы. О каком событии идёт речь в документе? Какие события предшествовали его появлению? Кратко расскажите о внешней политике Екатерины II. «И для того по долгу предлежащего нам попечения о благе и величии отечества, стараясь в пользу и безопасность его утвердить, как равно полагая средством, навсегда отдаляющим неприятные причины, возмущающие вечный мир, между империями Всероссийскою и Оттоманскою заключённый, который мы навсегда сохранить искренно желаем, не меньше же и в замену и удовлетворение убытков наших, решилися мы взять под державу нашу полуостров Крымский, остров Таман и всю Кубанскую сторону»[36].
14. Прочитайте приведенные ниже отрывки из произведений историков и ответьте на вопросы.
В политике внешней Екатерина была прямой последовательницей Петра Великого, а не мелких политиков 18 века. Она сумела, как Петр Великий, понять коренные задачи внешней русской политики и умела завершить то, к чему стремились веками московские государи. … она довела до конца свое дело, и после нее русская дипломатия должна была ставить себе новые задачи, потому что старые были исчерпаны и упразднены.
С.Ф. Платонов
О каких задачах идет речь? Согласны ли Вы с тем, что Екатерина II была преемницей Петра I прежде всего во внешней политике? Свой ответ обоснуйте.
Внешняя политика сего царствования (Екатерины II) достойна особенной хвалы. Россия с честию и славою занимала одно из первых мест в государственной европейской системе. Петр удивил Европу своими победами, Екатерина приучила ее к нашим победам
Н.М. Карамзин.
Согласны ли вы с оценкой Н.М. Карамзина, что именно во внешней политике Екатерина добилась наибольших успехов? Приведите примеры, иллюстрирующие данную точку зрения.
Видный екатерининский вельможа И.И. Белецкой, обращаясь к императрице Екатерине II, сказал: «Петр Великий создал в России людей; Ваше Величество влагаете в них души». Как вы понимаете данное высказывание? Согласны ли вы с ним? Дайте оценку ее вклада в российскую историю.
Напишите эссе на тему, которая предложена в высказывании В.О. Ключевского, характеризующее деятельность Екатерины II. «А большие дела налицо: 7 миллионов новых подданных и сильное впечатление за границей и дома».
Какие исторические лица и события упоминаются в приведённом ниже отрывке из произведения А. Толстого «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева». Кратко охарактеризуйте их.
Тут кротко или строго
Царило много лиц,
Царей не слишком много,
А более цариц.
Бирон царил при Анне;
Он сущий был жандарм,
Сидели мы как в ванне
При нем, das Gott erbarm!
Веселая царица
Была Елисавет:
Поет и веселится,
Порядка только нет.
Какая ж тут причина
И где же корень зла,
Сама Екатерина
Постигнуть не могла.
«Madame, при вас на диво
1Порядок расцветет, —
Писали ей учтиво
Вольтер и Дидерот, —
Лишь надобно народу,
Которому вы мать,
Скорее дать свободу,
Скорей свободу дать».
«Messieurs, — им возразила
Она, — vous me comblez», —
И тотчас прикрепила
Украинцев к земле.
Список литературы
1. Анисимов, Е. В. Женщины на русском престоле – М.: Питер, 2008. – 458 с.
2. Анисимов, Е. В. Куда же нам плыть? Россия после Петра Великого – М.: АСТ, 2010 – 604 с.
3. Волкова, И.В., Курукин, И.В. Феномен дворцовых переворотов в политической истории России XVII – XX в.в. // Вопросы истории.1995. №5-6.
4. Григорьев, Ю.А. Елизавета: борьба за Петрово наследство //Наука и религия. 2003. №3.
5. Каменский, А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. М.: Знание, 1997. – 288 с.
6. Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. В 3 кн. Кн. 3 - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 671 с.
7. Курукин, И.В. "Государыню заколоть шпагою...": Власть глазами участников дворцовых переворотов // Родина. 2003. № 4.
8. Курукин, И.В. Из истории складывания режима «бироновщины»// Отечественная история. 2003. № 2.
9. Оболенский, Г.Л. Время Екатерины Великой: Время героев и героических дел. М.: Русское слово, 2001. – 464 с.
10. Петрухинцев, Н.Н. Дворцовые интриги 1730-х годов и "дело" А. П. Волынского // Вопросы истории. 2006. № 4.
Семинар 9
Российская империя
В первой половине XIX в.
Дайте определение понятий/Охарактеризуйте явление:модернизация, буржуазия, крепостничество, реформы, конституция, теория официальной народности, славянофилы, западники, либералы, консерваторы, социализм, военные поселения, кодификация законодательства, Собственная Его Императорского канцелярия, Государственный Совет, государственные крестьяне
Вопросы к семинару