Теория государства и права и социальная психология.

Теория государства и права, исследующая специфические формы и методы воздействия на поведение людей, не мо­жет не интересоваться социально-психологическими особен­ностями общественной жизни. Более того, изучение форми­рования всех видов и уровней правосознания, правотворчества, содержания права, эффективности его воздействия на сознание, волю и поведение людей невозможно без учета достижений социальной психологии.

Социальная психология призвана помочь науке о госу­дарстве и праве устанавливать наиболее типичные послед­ствия деятельности государственных и правовых институ­тов. Страх перед разгулом преступности, общественная апа­тия, шовинистические страсти, всеобщие неуверенность, подозрительность, истерия, пассивность, с одной стороны, и общественная безопасность, деловитость, уверенность в завтрашнем дне, организованность и высокая дисципли­на с другой – два полюса состояний общественной психологии, которые не только по-разному влияют на формы, фун­кции государства, уровень развития и эффективность права и правового регулирования, но и в значительной мере являются результатами их функционирования.

Почти все основные категории государств и права (власть, авторитет, субъективные права и обязанности, под­чинение, дисциплина, законность, бюрократизм, коррупция и др.) не могут быть по-настоящему глубоко раскрыты без выявления их социально-психологической стороны.

Сегодня важно использовать данные психологической науки о такой закономерности человеческого поведения, как апперцепция (восприятие), которая выражает зависимость сознания и поведения людей от их опыта, от ранее усвоен­ных знаний, взглядов. Механизм апперцепции обеспечивает и передачу прогрессивных традиций и навыков, и консерва­тизм, косность, инертность в массовом поведении. Отсюда задача правотворчества — создавать нормы, которые спо­собствовали бы прогрессивному и препятствовали бы отри­цательному действию данного психологического механизма.

То же самое можно сказать о психологических зако­нах массового уподобления, подражания, обособленности, противопоставления «себя», «своих» «другим», «чужим». Названные психологические процессы могут усиливаться или ослабевать в зависимости от того, насколько им способству­ют или препятствуют государство и право.

Обогащение государствоведения и правоведения новейшими достижениями всех гуманитарных наук поможет им раскрыть природу, сущность и закономерности движения своего предмета, избрать верные, гуманистически направ­ленные познавательные ориентиры, больше приблизиться к потребностям практики.

Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текстов и других явлений культуры, используется в юриспруденции для изучения юридических текстов (юридическая герменевтика).

Таким образом,определяя место теории государства и права в системе других общественных наук, следует отметить, что она не обладает монополией на рассмотрение государства и права, но у нее свой ракурс рассмотрения этих явлений по сравнению с другими общественными науками. Теория государства и права делает особый акцент на изучение юридических начал в функционировании государства и права, в том числе политического содержания права, юридической политики, юридических моментов в деятельности государства, его органов и должностных лиц.

    1. Теория государства и права как учебная дисциплина

Следует различать теорию государства и права как на­уку и учебную дисциплину.

Наука и учебная дисциплина – это принципиально разные системы, каждая из которых имеет свою цель и строение. В наиболее общем виде различия между данными направлениями познания могут быть сведены к следующим:

· учебная дисциплина – это начальный уровень познания, являющийся условием адаптации субъекта к той или иной форме социальной жизнедеятельности;

· наука – это системное, обобщенное видение объекта познания, высший уровень познавательной деятельности.

Учебная дисциплина «Теория государства и права» – это система определенных теоретических сведений о государстве и праве, построенная в соответствии с конкретными тематическими планами и учебными программами и предназначенная для подготовки специалистов в сфере юриспруденции.

Как учебная дисциплина теория государства и права – это система юридических знаний, необходимых для дальнейшего изучения юриспруденции; ее рамки более узки, чем рамки науки теории государства и права. В нее включается только часть материала (наиболее важного, существенного), которым располагает наука.

Во-первых, теория государства и права – учебная дисциплина полностью базируется на теории государства и права – науке. Поэтому чем масштаб­нее научные достижения, тем содержательнее и полнее соответствующая дисциплина. Таким образом, объем исследуемых (изучаемых) наукой явлений больше, чем объем учебной дисциплины.

Во-вторых, различны их цели, задачи, субъекты. Так, цель учебной дисциплины – доведе­ние до обучаемых при помощи методических приемов, учеб­ного процесса уже добытых наукой и апробированных прак­тикой знаний; цель науки – приращение, накопление новых сведений учеными-исследователями с использованием всего методологического арсенала.

В-третьих, учебная дис­циплина более субъективна, чем наука. Система теории го­сударства и права как науки обусловлена реальной системой изучаемых ею государственно-правовых явлений и макси­мально к ней приближена. Система же теории государства и права как учебной дисциплины во многом производна от ус­мотрения составителей учебных программ, количества от­веденных на ее изучение часов и личных качеств препода­вателя.

Теория государства и права – одна из наиболее сложных учебных дисциплин, изучаемых на первом курсе. Она насыщена обобщениями, абстрактными научными положениями, понятиями (категориями). Особое значение здесь приобретают научные определения (дефиниции), которые в сжатом виде отражают существо анализируемых явлений.

Как учебная дисциплина теория государства и права решает две взаимосвязанные задачи:

- вооружает студентов знаниями системы общеправовых понятий и категорий, владение которыми является необходимым условием успешного усвоения конкретных юридических дисциплин, осознания их взаимосвязей между собой и с общей теорией права, единообразного понимания проблем, присущих нескольким или всем юридическим дисциплинам;

- формирует основу профессионального мировоззрения студентов, вырабатывает у них умение с правильных методологических позиций подходить к анализу правовых явлений, видеть подлинные причины их возникновения и развития, сводить внешние свойства, признаки правовых явлений и процессов к их внутренним, закономерным связям и зависимостям.

Первая функция реализуется, когда изучаются основы теории государства и права. Здесь студенты знакомятся с исходными понятиями и положениями государствоведения и правоведения, что позволяет им перейти к изучению отрас­левых юридических дисциплин – конституционного, граж­данского, трудового, административного, уголовного права и др.

Вторая функция – развитие у студентов абстрактного, аналитического мышления, формирование политической и правовой культуры. Реализация ее начинается на первом курсе, а завершается на последнем, когда подводятся тео­ретические итоги всему обучению и студенты уже готовы к восприятию целостной картины юридической действитель­ности, к уяснению возможностей права и правового регули­рования в решении экономических, социальных и других проблем общества.

Структура теории государства и права как учебной дисциплины предполагает выделение трех взаимосвязанных разделов: вводного, общей теории государства и общей теории права. В рамках вводного раздела дается общая характеристика теории государства и права как науки и учебной дисциплины. Учитывая тот факт, что в качестве предмета теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения и развития государства и права, в данном разделе уделяется внимание изучению предпосылок возникновения государства и права, а также рассматриваются основные теории происхождения этих феноменов. Во втором разделе рассматриваются основные теоретические понятия, характеризующие государство (понятие и признаки государства, формы и функции государства, механизм государства и т.д.). В рамках третьего раздела исследуются наиболее важные категории в правовой сфере (понятие и признаки права, система права, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность), а также анализируются теоретические механизмы и принципы правотворчества и реализации права (механизмы и принципы юридической техники).

Концепция высшего юридического образования ориен­тируется на подготовку высококвалифицированных, широ­ко образованных специалистов, способных к активному твор­ческому участию в государственно-правовой жизни, облада­ющих надлежащей политической и правовой культурой. Уз­копрофессиональная подготовка здесь неприемлема, посколь­ку она не только обедняет интеллектуальный потенциал юриста, но и не соответствует характеру его профессио­нальной деятельности как социально-публичной.

Понятно, что судьям, прокурорам, следователям, ад­вокатам надо хорошо знать то, что имеет значение для раз­решения различных юридических дел, т.е. содержание конкретных законов, порядок осуществления юридических про­цедур и т.п. Но все это может быть по-настоящему понято и использовано только на базе глубоких научных представ­лений о государстве и праве в целом, необходимости господства права, закона во всех сферах жизни общества, тор­жества прав и свобод человека и гражданина. Уважение человеческого достоинства, полная, безусловная и незамед­лительная защита прав и свобод личности, обеспечение условий для свободного развития граждан есть первейшая обязанность всех органов государства вообще и правоохра­нительных в частности. Отсюда ясно значение теории госу­дарства и права, которая на научной основе раскрывает мировоззренческий спектр государственно-правовой жизни и юридической деятельности.

Таким образом, в ходе лекции вы получили представления о науке как одному из видов познавательной деятельности, классификации наук; месте теории государства и права в системе общественных и юридических наук и дисциплин; значении учебной дисциплины теории государства и права для подготовки высокопрофессиональных сотрудников ГПС МЧС России.


В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: роль теории государства и права в системе юридических наук и в структуре подготовки специалистов по специальности 030900.62 – «Юриспруденция». Теорию государства и права как учебную дисциплину и рекомендуемую литературу.

2. Доработать конспект.

3. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарскому занятию по следующим вопросам: 1. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.

2. Взаимосвязь теории государства и права с другими общественными науками. 3. Взаимосвязь теории государства и права с другими юридическими науками.

Разработали:

Преподаватель

кафедры теории и истории государства и права

майор внутренней службы Е.Ю.Одинокова

Наши рекомендации