Пережитки родоплеменных отношений, типы семьи, община.
«Салическая правда» дает вполне определенные показания и об общинном строе франкского королевства. Она свидетельствует о том, что у франков на рубеже V-VI века еще сохранились пережитки родового строя. В случае убийства свободного франка его сородичи делили между собою половину вергельда (штраф за убийство). Сородичи выступали соприсяжниками, когда нужно было давать очистительную клятву в оправдание кого-либо из рода. Более того, франкам приходилось расплачиваться за преступления своих сородичей, и если преступник не мог сам уплатить вергельда, то выставлял 12 соприсяжников в подтверждение своей бедности, а затем созывал своих родственников. бросания горсти земли через свое плечо и перепрыгивания через изгородь, он тем самым обязывал собравшихся сородичей внести по крайней мере половину подлежащего уплате вергельда. Поэтому обязанности сородича иногда оказывались весьма обременительными, и многие стремились от них освободиться. Процедура выхода из рода состояла в том, что франк должен был в суде перед лицом тунгина (старосты) сломать над головой три палки и разбросать их обломки в четыре стороны. После этого его считали отрекшимся от своих сородичей. Он уже не участвовал в наследовании их имущества и в получении вергельда за убийство кого-либо из них, а его собственное имущество после его смерти поступало в казну. Эти пережитки родового строя весьма характерны для тех социально-экономических отношений, в которых находилось общество «Салической правды» на рубеже V-VI веков.
Особенно важными являются прямые свидетельства о существовании у франков той поры общинного землевладения, причем свободный человек являлся членом формирующейся общины-марки и эта община была еще свободная. В статье 59 указывалось, что «земельное наследство ни в коем случае женщине не должно доставаться, но вся земля пусть поступает мужскому полу», т.е. братьям. «Салическая правда» . Ведь женщина могла выйти замуж за человека, живущего в другой деревне, и тогда потребовалась бы продажа земельного надела или передача его кому-либо постороннему, чужаку, с точки зрения общины. Община претендовала на то, чтобы земля не выпала из сферы ее влияния. При отсутствии сыновей у крестьянина его надел поступал, видимо, в распоряжение общины. Т.о., согласно титулу Правды «Об аллодах», земельное наследство в отличие от движимого имущества (оно могло свободно переходить по наследству или передаваться в дар) наследовалось только по мужской линии. Общинные леса находились в нераздельном пользовании крестьян, и простая пометка на дереве давала крестьянину право на его использование. По данным древнейшего текста «Салической правды», франкские общины представляли собой очень разные по размеру поселения, состоявшие из родственных семей. В большинстве случаев это были большие (патриархальные) семьи, включавшие близких родственников обычно трех поколений — отца и взрослых сыновей с их семьями, ведущих хозяйство совместно. Но появлялись уже и малые, индивидуальные семьи. Однако право свободно распоряжаться наследственными наделами принадлежало только всему коллективу общины. Индивидуально-семейная собственность на землю у франков в конце V и в VI века только зарождалась. Об этом свидетельствует IX глава «Салической правды» — «Об аллодах»
11) Франкское общество по «Салической правде». О хозяйственной жизни и общественном строе франков во времена первых Меровингов богатый материал содержит «Салическая правда». В отличие от других варварских правд, «Салическая правда» отражала сравнительно архаические порядки, не подвергшиеся влиянию римского права. Это дает возможность проследить раннюю стадию разложения первобытнообщинных отношений и формирования раннефеодального строя у франков. Уровень хозяйственной жизни франков был намного выше того, что нам известно об экономике древних германцев по описанию Тацита. Земля распахивалась плугом с железным лемехом, бороновалась и ухаваживалась. В качестве рабочего скота использовались быки, лошади, ослы и мулы. Кроме колосовых культур, сеяли бобовые и волокнистые (лен); возделывали огороды, сады и виноградники. Прекратились периодические переделы пахотной земли. В земледелии, по-видимому уже повсюду, господствовало двуполье.
Наряду с земледелием франки занимались скотоводством: разводили крупный рогатый и мелкий домашний скот, а также разную птицу. Значительную роль в хозяйстве франков продолжали играть охота, рыболовство, пчеловодство.
Хозяйственный прогресс у франков был ускорен в результате воздействия более развитой экономики галло-римлян.
В общественном строе франков большую роль играли еще родовые связи. Свободный франк был членом рода, пользовался его покровительством и нес ответственность за своих родичей. Обвиняемый отвечал за преступления не перед государством, а перед пострадавшим и его родственниками. За убийство члена чужого рода несли материальную ответственность все родственники убийцы до третьего поколения родства по отцовской и материнской линии. С другой стороны, член рода имел право на получение доли виры за убийство родича и участвовал в наследовании имущества умерших родственников. Движимое имущество наследовалось мужчинами и женщинами, земля — только мужчинами.
Социальная структура франкского и галло-римского общества.
В VI—VII вв. во Франкском государстве сохранялись еще разные экономические уклады — рабовладельческий и патриархальный. Вместе с тем все большее распространение получали ранне-феодальные формы зависимости. Такой характер экономических отношений определил весьма сложную социальную структуру общества. В «Салической правде» упоминаются восемь категорий населения, различавшиеся по юридическому и отчасти хозяйственному положению. Центральное место занимали свободные франки. За убийство свободного франка уплачивался вергельд (вира) в 200 солидов. Свободными франками считались люди разного имущественного положения, от мелких крестьян-общинников до крупных аллодистов, не служивших лично королю. За убийство королевского дружинника (антрустиона) или другого служащего короля причитался вергельд в 600 солидов. Эта категория существовала преимущественно за счет эксплуатации зависимых людей (колонов, литов) и рабов, а также за счет военной добычи. Ниже свободных франков были литы — полусвободные крестьяне германского происхождения. Их вергельд, как полагают, составлял 100 солидов. У франков, как и у галлов-римлян, были рабы (сервы). Их количество значительно увеличилось в результате завоевания Галлии и постоянных захватнических войн, а также вследствие закабаления разорявшихся свободных людей. Жизнь раба не защищалась вергельдом, за его убийство или кражу уплачивалось возмещение, как и за прочее движимое имущество. Галло-римское население в правовом отношении было ниже франков. Наиболее привилегированными были «римляне — королевские сотрапезники», т.е. знатные римляне, находившиеся на службе у короля. Их вергельд составлял 300 солидов — в 2 раза ниже вергельда королевского дружинника. Основная часть римской знати – «римляне-землевладельцы» (посессоры) — по своему правовому положению стояла ниже свободных франков; ее вергельд составлял 100 солидов. Вся эксплуатируемая масса галло-римского населения, исключая рабов, составляла категорию «римлян-трибутариев» (налогоплательщиков). Видимо, это были главным образом колоны. Их вергельд равнялся 63 солидам — ниже вергельда франкских литов. Рабы и вольноотпущенники этнически не различались. Тем не менее, по германским обычаям, положение рабов было несколько мягче, чем по римскому праву. Во Франкском государстве рабы (сервы) являлись одним из основных источников формирования крепостного крестьянства.
В целом все франко-римское население по «Салической правде» можно разделить на следующие социальные группы: эксплуататорскую верхушку, включавшую римских землевладельцев и королевских дружинников вместе с другими служащими короля, и эксплуатируемую массу римского и германского населения (колоны, рабы, вольноотпущенники, литы). Промежуточное положение занимали свободные общинники — франки и другие варвары, сохранявшие личную свободу и собственность и не подвергавшиеся эксплуатации. Однако, находясь в зависимости от короля, свободные франкские крестьяне постепенно вовлекались в сферу королевской фискальной эксплуатации — облагались налогами и другими государственными повинностями.