Архивная реформа начала 90-х гг. ХХ века. Основные черты.
Одной из основных проблем, волновавших архивистов после распада СССР, стала задача раздела документов, находящихся в «фондах общесоюзного значения». Вскоре, после создания Содружества Независимых государств (СНГ) 6 июля 1992 г. главами СНГ (после консультаций с архивистами) было подписано Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего СССР.
В основе положения Соглашения лежали следующие принципы:
· принцип целостности и неделимости фондов;
· принцип сохранения, как единого целого, документов центральных архивов бывшего СССР;
· принцип неприкосновенности всех архивов государств СНГ.
Второй задачей отечественных архивистов стала задача коренных преобразований в области отечественного архивного дела. Начало 1990-х гг. в истории архивов России было ознаменовано проведением архивной реформы.
Отметим ее основные черты:
1) воссоздание АФ России – возвращение России бывших центральных архивов;
2) лишение монопольного права на постоянное ведомственное хранение документов бывшего КГБ, а также МВД, МИД, КПСС и отраслевых фондов министерств, имевших это право по «Положению о ГАФ» 1980 г.;
3) создание на базе бывших парторганов архивов, центров хранения документации, входящих в систему ГАС РФ;
4) дальнейший процесс централизации государственной части АФ РФ;
5) создание правовой и нормативной базы архивного дела – были разработаны и выпущены в свет 7 июля 1993 г. «Основы законодательства РФ об АФ РФ и архивах»;
6) демократизация архивного дела – доступ к документам АФ РФ;
7) расширение международного сотрудничества – вхождение архивистов в международное сообщество архивистов и архивов. Создание единого информационного пространства архивов.
Август 1991 г. становиться знаменательным для отечественных архивистов – правительство официально начинает процесс рассекречивания ранее закрытых ведомственных архивов. Так, 24 августа 1991 г. особыми Указами Президента РСФСР Б.Н. Ельциным были реорганизованы прежние партийные архивы и архивы Комитета государственной безопасности СССР. Речь идет об указах предусматривающих национализацию архивов КПСС и передачу в госархивы документов бывшего КГБ СССР.
На основании этих указов, 12 октября 1991 г. было принято Постановление Совета Министров РСФСР «О Российском центре хранения и изучения документов новейшей истории и Центре хранения современной документации».
Указ о партийных архивах позволил ликвидировать их отчуждение, абсолютно не имевшее научного обоснования, от Государственного архивного фонда. В составе ГАФ была создана структура новых архивов: партийные архивы при крайкомах и обкомах партии преобразованы в центры хранения современной документации или хранилища при обл(край)госархивах. Причем в большинстве случаев создавались именно центры (примерное соотношение составляло 2 к 1). Там же, где объем партийных документальных комплексов был сравнительно невелик, проводили их объединение с архивами государственными.
Так обстояли дела на местах. В Москве бывший Центральный партархив Института теории и истории социализма ЦК КПСС был преобразован в Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории, на базе же архивов бывшего аппарата ЦК КПСС образован Центр хранения современной документации.
Подобные процессы начались на местах и по передаче архивов органов госбезопасности. Но поскольку документы этого специфического ведомства вызывали повышенный интерес своим взрывоопасным содержанием (к примеру, списки осведомителей), решать вопросы доступа к ним стали очень тщательно и, конечно, не только силами самих архивистов. В этом направлении было налажено сотрудничество с российским парламентом: при нем была создана комиссия по организации передачи архивов КПСС и КГБ СССР на государственное хранение и их использования. Комиссию эту возглавил советник Президента РСФСР доктор исторических наук Д.А. Волкогонов. Комиссия в большей степени занималась именно архивами органов госбезопасности, так как включить в состав ГАФ архивы партии оказалось проще.
Также в июне 1992 г. была закреплена новая сеть федеральных государственных архивов, в которые вошли все вновь образованные центры хранения документации.
В соответствии с Соглашением о правопреемстве центральные государственные архивы бывшего СССР перешли под юрисдикцию РФ в ведение Государственной (ныне – Федеральной) архивной службы России при Президенте и Правительстве РФ, с декабря 1998 г. – при Правительстве РФ.
В июне же 1992 г. было принято Постановление Верховного Совета РФ «О временном порядке доступа к архивным документам и их использовании», согласно которому:
- доступ в архивы был открыт для всех граждан, учреждений, организаций, предприятий, на равных основаниях;
- доступ ограничен к секретным материалам на 30 лет с момента их создания;
- доступ к документам личного состава на 75 лет с момента их создания;
- доступ к документам личного состава может быть открыт ранее указанного срока только с разрешения их владельца или его наследников;
- пользователи архивных документов несут полную ответственность за их использование.
Идет процесс и создания новой, свободной в научном и культурном плане, архивной идеологии. Так, законом РФ - «Основы законодательства РФ о культуре» от октября 1992 г. были закреплены следующие основные принципы архивного дела в РФ:
- архивное дело является областью культуры и входит в культурное наследие РФ;
- каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к архивным фондам;
- государство обеспечивает целостность архивных фондов, ответственно за их выявление, учет, изучение, реставрацию, охрану.
В результате данных преобразований в период с1991 по 1992 гг. произошло следующее:
1) сформирована система управления и сеть центральных российских архивов;
2) определено значение архивов как части культурных ценностей;
3) начата разработка системы хранения и использования архивных документов.