Советское общество в середине 1940 - середине 1950-х г.

Перестройка в СССР

К середине 80-х годов Советский Союз оказался в преддве­рии экономического, социального и политического кризисов. Падение темпов социально-экономического роста, снижение эффективности общественного производства, игнорирование нарастающих проблем было чревато серьезными социальными потрясениями. Самые тяжелые последствия имело втягивание СССР в разорительную гонку вооружений. Военное противобор­ство на международной арене привело к опасности возникнове­ния термоядерной войны. Стала остро ощущаться необходимость радикального пересмотра международных отношений, обновле­ния всех сфер жизни советского общества. Однако в условиях сложившейся в СССР политической системы это стало возмож­ным лишь после прихода на высшие партийные и государствен­ные должности реалистически мыслящих политиков, способ­ных отказаться от стереотипов прошлого и догм идеологии.

В марте 1985 г., после смерти К.У.Черненко, на пост Гене­рального секретаря ЦК КПСС был избран М.С.Горбачев. Выход из сложного социально-политического положения новое руко­водство видело в преодолении снижения темпов экономическо­го роста, отставания страны в научно-техническом прогрессе. Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС провозгласил курс на «ускорение социально-экономического развития страны и дос­тижение нового качественного состояния советского общества». Однако, как показали последующие события, действительную картину кризиса советского общества не представляли даже выс­шие руководители Коммунистической партии и Советского госу­дарства. XXVII съезд КПСС, состоявшийся весной 1986 г., дал в целом положительную оценку перспектив развития страны, при­нял новую редакцию Программы КПСС. На XIX Всесоюзной парт­конференции (июнь-июль 1986 г.) был сделан вывод - механизм управления государством должен быть радикально демократи­зирован. Было решено избрать Съезд народных депутатов СССР (2250 человек), две трети которых должны были избираться на­селением, а одну треть представлять общественные организации. Съезд должен был принимать важнейшие решения. Он форми­ровал Верховный Совет, который должен был работать на по­стоянной основе. По сути дела, решения XIX партконференции открыли дорогу политическому радикализму.

12-я внеочередная сессия Верховного Совета СССР в декаб­ре 1988 г. приняла Закон «Об изменениях и дополнениях к Кон­ституции (Основному Закону) СССР». Изменения касались изби­рательной системы, были введены принцип альтернативности при выборах народных депутатов, институт Съездов Советов, кото­рый существовал еще в первые годы советской власти.

В период перестройки произошли большие перемены в культурной жизни страны. Впервые перед деятелями культуры открылась полная свобода творчества, при которой талантли­вые деятели культуры создают прекрасные произведения ис­кусства. В 1986 г. на экраны страны вышел фильм Т.Абуладзе «Покаяние», увидел свет роман А.Рыбакова «Дети Арбата», которые явились важным моментом в переломе сознания лю­дей. В 1987 - 1989 г. в газетах и журналах печатаются материалы, способствующие продвижению реформ. На телевидении появ­ляются публицистические программы «Взгляд», «Пятое коле­со», «600 секунд».

Обострение политической борьбы в стране привело к рас­колу в среде деятелей искусства и литературы. Большая часть культурной общественности поддержала М.С.Горбачева, а за­тем Б.Н.Ельцина. Другая часть интеллигенции выступила на стороне оппозиции, она критиковала перестройку.

Перестройка знаменовалась снятием запретов на все виды и жанры искусства, прекращением тотального контроля, вы­ходом на экраны запрещенных фильмов и публикацией ранее запрещенных произведений.

Из-за резкого сокращения государственного финансиро­вания оказалась подорванной материальная база культуры. Уже в 1989-1990 г. наблюдается сокращение числа новых фильмов, книг, место которых на свободно формируемом рынке заняла зарубежная продукция не самого лучшего качества. Рынок зас­тавил всех зарабатывать деньги, искать меценатов и спонсо­ров, заниматься сбытом своей продукции. У западных покупа­телей имеют успех произведения авангардной и реалистической живописи. Признание у зарубежных зрителей и кинокритиков получили фильмы кинорежиссера Н.С.Михалкова «Урга» и «Утомленные солнцем».

Из-за финансовых трудностей в сложном положении ока­залась наука. Были свернуты многие фундаментальные и при­кладные исследования, закрылись десятки отраслевых НИИ, десятки тысяч ученых вынуждены были уехать за рубеж, за­няться бизнесом. Многие остались без работы или оказались на

грани нищенского существования. Созданный в предыдущие годы потенциал науки был в значительной степени подорван. Отдельным научным коллективам, благодаря грамотному уп­равлению, удалось все же включиться в рынок. Это сохраняет надежду на возрождение научного потенциала страны.

25 мая 1989 г. открылся 1-й Съезд народных депутатов СССР, выборы делегатов которого происходили на альтерна­тивной основе. Съезд транслировался по телевидению и вызвал повышенный интерес в стране: впервые были открыто показа­ны политические споры. Председателем Президиума Верхов­ного Совета был избран М.Горбачев, его заместителем стал А.Лукьянов. На съезде сформировалась межрегиональная депу­татская группа, духовным лидером которой был академик А.Са­харов. На 2-м Съезде народных депутатов А.Сахаров от имени своей группы выдвинул требование отмены статьи 6 Консти­туции СССР, закреплявшей руководящую роль КПСС (14 де­кабря академик скоропостижно скончался). Новым лидером межрегиональной группы стал Ельцин. Стремясь удержаться у власти, Горбачев в начале 1990 г. согласился с требованием от­мены статьи 6 Конституции, предложил принять новую плат­форму КПСС, в которой признавались политический плюра­лизм, смешанная экономика и многопартийность, необходимость введения поста президента. Единственным ре­альным кандидатом стал М.Горбачев, который и был избран в 1990 г. первым Президентом СССР. Предвыборная кампания подтолкнула к образованию новых партий. В течение 1990 г. об­разовались Социал-демократическая, Демократическая, Кон­ституционно-демократическая, республиканские и другие партии. Верховный Совет РСФСР возглавил Ельцин, который 12 июня 1991 г. на всеобщих выборах был избран Президентом РСФСР. Таким образом, перестройка выдвинула в разряд акту­альных задачу широкой демократизации советского общества. Вызвав невиданную ранее политизацию общества, демократи­зация привела к радикальным изменениям в политической си­стеме СССР. Происходящие процессы призваны были обеспе­чить переход к парламентской республике.

§ 2. Социально-экономическое развитие

С избранием в 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС М.С.Горбачева в СССР наступает период «перестройки» и сме­ны социально-экономической системы. В апреле 1985 г. был

провозглашен курс на «ускорение социально-экономического развития» за счет более полного использования потенциала со­циалистической системы - укрепления трудовой дисциплины и интенсивной эксплуатации производственных мощностей.

В поисках выхода из кризиса новое советское руководство большие надежды возлагало на развитие инициативы и само­деятельности масс, активизацию «человеческого фактора». Од­нако действия в этом направлении не отличались последова­тельностью, были противоречивы. В 1985 г. ЦК КПСС принял постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкого­лизма». В течение 1985-1986 г. производство алкогольных напит­ков в стране сократилось вдвое, а госбюджет не досчитался с 1985 по 1988 г. около 67 млрд. рублей. Повсеместно резко вырос­ло самогоноварение. В конце концов в 1988 г. антиалкогольная кампания провалилась. Неудача этого курса на «ускорение» вынудила руководство страны в 1987 г. выдвинуть идею «пере­стройки» (модернизации) страны. Термин «перестройка» озна­чал осуществляемый сверху переход к демократизации поли­тического строя и допуск рыночных отношений в экономику.

Курс на перестройку был понят далеко не всеми и не сра­зу. Трижды переносился Пленум ЦК КПСС, посвященный кад­ровой политике. Он состоялся в январе 1987 г. и имел важное значение в обеспечении поддержки перестройки на местах.

Принятие в 1987 г. «Закона о государственном предприя­тии» сочеталось с введением госзаказа, госприемки. Закон о трудовых коллективах предусматривал создание на промыш­ленных предприятиях советов трудовых коллективов, которые наделялись правом избирать руководителей, регулировать за­работную плату и отчисления на социальные нужды. Тем са­мым власти как бы обращались к народу, стремились опереть­ся на него. Однако на практике реализация закона привела к дезорганизации производства, на многих предприятиях деятель­ность администрации оказалась парализованной. Постепенно зрело понимание действительной глубины социально-полити­ческого кризиса и его причин, путей выхода из него. Знамена­телен в этом отношении доклад Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева на юбилейном заседании, посвященном 70-летию Октября. Правда, в руководстве партии и страны были разные мнения о положении в стране, разные подходы к ре­шению острых проблем современности. Важным завоеванием перестройки стала гласность, благодаря которой к активной политической жизни приобщились миллионы советских людей.

Гласность способствовала критическому осмыслению достиже­ний советского общества, путей преодоления кризиса.

В поисках выхода из кризиса советскому руководству при­шлось решать ряд беспрецедентных задач. Многие пороки эко­номической системы были порождены высокой степенью мо­нополизма и, как следствие, практическим отсутствием конкуренции. В условиях тотального огосударствления (95% средств производства), укрепления административно-команд­ной системы были утрачены экономические стимулы к произ­водительному труду, распространилась бесхозяйственность.

Углубление социально-экономического кризиса подтолк­нуло руководство страны к радикально-экономической рефор­ме. Ее главная цель - перевод хозяйства на рельсы рыночной экономики, всемерное развитие товарно-денежных отношений, экономическое стимулирование труда. В своеобразных условиях Советского Союза это означало, прежде всего, разгосударств­ление и формирование в экономике различных укладов хозяй­ства, основанных на многообразии форм собственности. Взаи­моотношения между ними должен регулировать рынок. Новую ситуацию в экономике страны начали создавать арендная, ко­оперативная, частная, коллективная и прочие формы собствен­ности. Определенные надежды возлагались на привлечение ино­странного капитала. Сложные противоречивые процессы породила конверсия - перевод предприятий оборонной отрас­ли на выпуск мирной продукции.

Первый год перестройки дал некоторые положительные результаты в экономике. Итоги развития народного хозяйства в 1986 г. выглядели несколько лучше, чем в предыдущем. Однако ускоренного развития машиностроения не получилось. Несмотря на сообщения о росте производства, в стране усилился товар­ный голод. Дефицит государственного бюджета в 1985 г. соста­вил 17-18 млрд. рублей, а в 1986 г. он вырос в три раза.

Горбачев объяснял образование бюджетного дефицита глав­ным образом просчетами прежнего руководства и недооцен­кой масштаба кризиса, в котором оказалась страна, тем, что в результате снижения цен на сырую нефть на мировом рынке в 1985-1986 г. доходы от экспорта нефти упали на одну треть. Но главной причиной все-таки были неправильно выбранные при­оритеты. Сказались также огромные затраты на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы. 26 апреля 1986 г. взор­вался один из реакторов Чернобыльской атомной электростан­ции. Тысячи квадратных километров территории нескольких

областей Украины, Белоруссии и Российской Федерации ока­зались зараженными. Десятки тысяч людей подверглись радио­активному облучению. Сотни военнослужащих и пожарников, принимавших участие в ликвидации последствий страшной ава­рии, погибли от лучевой болезни. Затраты государства состави­ли десятки миллиардов рублей.

Процессы демократизации, начавшиеся в многонацио­нальном государстве, неизбежно вели к необходимости со­вершенствования межнациональных отношений. Далеко не все проживающие в СССР народы получили национальную госу­дарственность. Более 50 млн. советских людей проживали вне своих национально-государственных образований. В условиях углубляющейся интеграции народного хозяйства не всегда учитывались интересы республик, возможности и потребнос­ти народов. Господство административно-командной системы ущемляло права и самостоятельность республик, подчиняя их интересам центра.

Нараставшие политические процессы все более ослабляли центральную власть. Еще в декабре 1986 г. в Казахстане про­изошло крупное столкновение на национальной почве. Весной 1988 г. вспыхнул армяно-азербайджанский конфликт в Караба­хе. Национальные проблемы становились все напряженнее. В союзных республиках были созданы народные фронты, кото­рые стали проводить курс на выход из СССР. Первыми о выхо­де заявили в 1990 г. Прибалтийские республики. К началу 1991 г. во всех республиках у власти или рядом с властью находились силы, стремившиеся к самостоятельности, дезинтеграционные процессы нарастали.

Сформированная в 1990 г. в рамках Верховного Совета и Съезда народных депутатов СССР группа «Союз» (на основе которой образовалось всесоюзное политическое объединение «Союз»), лидеры Н.Петрушенко, В.Алкснис и др., обвинили Горбачева в развале страны, ликвидации Варшавского догово­ра, высмеивали его идею «общеевропейского дома», доказывая, что СССР в этот дом на равных условиях никогда не пустят. Высказывались также обвинения в неспособности погасить оча­ги межнациональных конфликтов, в отказе от защиты русских.

В апреле 1990 г. в Правительстве СССР была разработана программа экономических реформ, предполагавшая быстрое включение рыночных механизмов, свободу предприятий, на­чало разгосударствления собственности. Но Президентский Совет и Совет Федераций посчитали, что в условиях падения

доверия к союзным ведомствам со стороны республик и насе­ления эта программа не осуществится.

31 июля 1990 г. состоялась встреча М.Горбачева и Б.Ельци­на, они договорились о разработке экономической программы, альтернативной правительственной. Была создана комиссия под руководством академика С.Шаталина и заместителя Председа­теля Совмина РСФСР Г.Явлинского. Это была программа «500 дней». Она нацеливала на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение различных форм собственности, быст­рую приватизацию. Горбачев отдал предпочтение программе правительства, которая, не отрицая необходимость перехода к рынку, стремилась растянуть этот процесс на длительный срок и оставить значительный государственный сектор в экономике. Ре­ализация правительственной реформы началась в январе 1991 г. с обмена купюр в 50 и 100 рублей в целях изъятия денег. Вместо планируемых 20 млрд. рублей правительство получило от этой операции менее 10 млрд. 2 апреля в 2 - 4 раза правительство повысило цены на продовольственные товары, транспорт, ком­мунальные услуги. Произошло падение жизненного уровня на­селения. По данным ООН, к середине 1991 г. СССР по этому показателю стал занимать 82-е место в мире.

Итоги перестройки подвела вторая половина 1991 г. Летом серьезно обострился экономический кризис - отсутствие про­дуктов стало всеобщим.

Б.Ельцин в октябре 1990 г. заявил, что Россия может са­мостоятельно приступить к радикальной реформе с соответ­ствующим разделом бюджета, собственности, армии, воору­жений, таможни и др. Борьба за экономический суверенитет России и СССР становилась бескомпромиссной. Вновь инте­ресы народа были принесены в жертву борьбы за власть, а экономика стала заложницей политики - все предлагаемые программы ее стабилизации оказались обреченными. Эконо­мический кризис углублялся.

Руководство союзных республик, краев и областей видело путь к улучшению в децентрализации управления, в предостав­лении еще больших прав и экономических возможностей регио­нам в решении на местах экономических и социальных проблем. Это нашло отражение в борьбе союзного и республиканских парламентов. Но вместо поиска путей выхода из кризиса, созда­ния законодательной базы неквалифицированные депутаты за­нимались деструктивной политической деятельностью, направ­ленной на противостояние центра и регионов. Этому

способствовали разразившиеся политические кризисы в Азер­байджане, Армении, Грузии, Литве с массовыми выступления­ми населения и кровавыми столкновениями. На повестку дня был поставлен вопрос о подготовке нового союзного договора, в котором должно найти отражение расширение прав союзных республик.

Предоставление самостоятельности национально-государ­ственным образованиям СССР диктовало необходимость совер­шенствования устройства Советского государства как федера­ции республик. Настоятельно выдвигалось требование в интересах сохранения единого государства перейти к конфедерации как форме национально-государственного устройства, отвечающей задачам сегодняшнего дня. Нежелание центральных властных структур учитывать остро протекавшие процессы, неспособность к гибкому решению сложных межнациональных проблем приве­ли к распаду Союза Советских Социалистических Республик в декабре 1991 г. Заключив между собой правительственные согла­шения, Россия, Беларусь и Украина образовали Содружество Независимых Государств.

§ 3. Международная деятельность СССР

Преобразования в стране не могли не затронуть советскую внешнюю политику. Изменения во времена перестройки во внеш­неполитическом курсе становились как бы обоснованием необ­ходимости внутренних преобразований. Идеологической базой проводившегося М.Горбачевым внешнеполитического курса стала концепция «нового политического мышления», в основе кото­рой лежала идея взаимозависимости и целостности мира.

Место главы внешнеполитического ведомства страны за­нял бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э.Ше­варднадзе. Были заменены десять из двенадцати заместителей министра, большинство начальников управлений. Период с 1985 по 1988 г. во внешней политике характеризовался сближением и демонстрацией максимальной открытости между Западом и СССР, налаживанием контактов и достижением первых дого­воренностей, которые воспринимались как результат оконча­ния «холодной войны». В 1989 - 1991 г. начался распад социали­стической системы, ликвидация Организации Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи. Этот пери­од характеризовался фактически односторонними уступками Советского Союза.

XXVII съезд КПСС официально утвердил новый внешне­политический курс. На нем было заявлено, что отныне приори­тетными являются глобальные проблемы экономики, экологии, сохранения мира; принципы социалистического интернациона­лизма уступают место общечеловеческим ценностям. М.Горба­чев определил три основных направления деятельности: пре­одоление конфронтации между Востоком и Западом, с которым ставилась задача достичь партнерских отношений; урегулирова­ние региональных конфликтов; признание существовавшего мирового порядка и отказ от идеологических предпочтений в отношениях с другими государствами.

М.Горбачев как никакой другой руководитель государства в мире совершил множество зарубежных поездок. Важнейшее значение имели его встречи с президентом США Р.Рейганом в Женеве в ноябре 1985 г., в Рейкьявике в октябре 1986 г., в Вашингтоне в декабре 1986 г., в Москве в июле 1988 г.

8 декабря 1987 г. в результате интенсивных консультаций была достигнута договоренность о ликвидации в Европе совет­ских и американских ракет средней и малой дальности. Совет­ский Союз взял на себя обязательства уничтожить 1752 раке­ты, США - 869. Это соглашение было дополнено установлением системы взаимного контроля. СССР, помимо этого, ликвиди­ровал часть своих ракет средней и малой дальности, размещав­шихся в Сибири и на Дальнем Востоке. С военной точки зрения Советский Союз пошел на значительные односторонние ус­тупки США. По инициативе советского руководства были так­же уничтожены ракеты малой дальности «Ока», не попавшие под условия договора.

На переговорах в течение 1985 - 1987 г. СССР настаивал на отказе США от развертывания системы противоракетной обороны космического базирования, известной как СОИ (стра­тегическая оборонная инициатива). Однако в конце концов СССР снял свои возражения, не получив при этом никаких гарантий от США в том, что они не попытаются осуществить эту программу в будущем.

Значительно улучшились отношения с Китайской Народной Республикой. В мае 1989 г. состоялся первый за последние 30 лет визит главы СССР в КНР. Развивались отношения со странами Юго-Восточной и Южной Азии, с государствами Латинской Америки, ЮАР. В то же время СССР продолжал оказывать по­мощь странам, заявлявшим о своей приверженности «социалис­тическим идеалам» - Алжиру, Анголе, Эфиопии, Ираку, Сирии.

В отношениях с социалистическими странами Восточной Европы наметились существенные перемены. Руководство этих стран фактически лишилось поддержки Советского Союза.

В 1989 - 1991 г. произошли фундаментальные изменения во внешнеполитическом положении СССР. В феврале 1988 г. М.Горбачев объявил о выводе войск из Афганистана, который начался 15 мая. В феврале 1989 г. последний советский солдат покинул эту страну.

В этот период практически во всех социалистических стра­нах к власти пришла оппозиция. Польша, Чехословакия и Ру­мыния заявили о сокращении своих обязательств в Организа­ции Варшавского Договора. Произошло резкое снижение торгового оборота между СССР и восточно-европейскими стра­нами, военное сотрудничество прекратилось. Состоявшаяся в декабре 1989 г. встреча Горбачева и президента США Буша на Мальте закрепила отход стран Восточной Европы от СССР. В марте 1991 г. официально перестала существовать Организация Варшавского Договора. В 1990 - начале 1991 г. СССР заключил соглашения со всеми восточно-европейскими государствами о выводе своих войск с их территории, который осуществлялся в спешном порядке.

Важнейшим событием этого периода стало объединение Германии. В ноябре 1989 г. рухнула берлинская стена, около трид­цати лет разделявшая немецкий народ. К власти в ГДР пришла христианско-демократическая партия, поставившая своей це­лью скорейшее объединение страны. СССР согласился на объе­динение Германии и обещал вывести свои войска в течение 4 лет, получая взамен экономическую помощь в размере 10 млрд. немецких марок, которые должны были пойти на обустрой­ство выводимых из Германии войск и обещание, что на терри­тории ГДР не будут размещены войска НАТО. В октябре 1990 г. ГДР перестала существовать. Это событие стало еще одним до­казательством реформ М.Горбачева во внешней политике страны. М.Горбачев получил Нобелевскую премию мира, звание «Луч­ший немец года». Видимо, согласие на объединение было дано, исходя из надежд на тесное экономическое сотрудничество: Германия начала поставки в СССР гуманитарной помощи, предоставила кредиты и займы.

Летом 1989 г. Ирак неожиданно для многих стран оккупи­ровал соседний Кувейт. Коалиция западных государств во главе с США при поддержке СССР и с согласия ООН силой оружия заставила Ирак уйти с оккупированных территорий. По реше-

нию ООН против Ирака были применены экономические сан­кции. Фактически СССР отказался от поддержки своего парт­нера. Долг Ирака СССР составлял несколько миллиардов дол­ларов. Введенное ООН по инициативе США экономическое эмбарго против Ирака особенно больно ударило по экономи­ческим интересам СССР.

Внешняя политика СССР в конце 80-х годов была ориен­тирована на установление тесных связей с Западом. Советское руководство стремилось к развитию экономических связей с капиталистическими странами, рассчитывая на помощь в раз­решении внутренних экономических проблем.

В 1990 г. США предоставили СССР режим наибольшего благоприятствования в торговле, но не сняли ограничения на поставку в СССР высокотехнологичного оборудования, преж­де всего компьютеров большой мощности. Оказывая экономи­ческую помощь СССР, западные страны исходили из своих долгосрочных целей.

Таким образом, в поисках путей выхода из кризиса между­народных отношений советское руководство продемонстриро­вало новое политическое мышление. В его основу легло призна­ние приоритета общечеловеческих ценностей, демократизации, деидеологизации международных отношений, признание прин­ципа разумной достаточности в обеспечении национальной обо­роны. Исключительную роль в утверждении нового политиче­ского мышления сыграла политика открытости и гласности, в особенности в военной области, односторонние и согласован­ные действия по разоружению.

Преодоление конфронтации и военного противостояния между СССР и США, Востоком и Западом было решающим завоеванием нового политического мышления.

К концу 1991 г. в мире произошли огромные перемены, суть которых сводилась к распаду некогда могучего социалисти­ческого содружества и глобальному ослаблению позиций СССР.

§ 4. Распад СССР и образование Содружества Независимых Государств

На рубеже 80 - 90-х годов в СССР наблюдался всплеск национальных движений. 1990 г. ознаменовался односторон­ним решением некоторых союзных республик (в первую оче­редь Прибалтийских) о самоопределении и создании незави­симых национальных государств. Попытки союзного центра

экономическими мерами воздействовать на эти решения не имели успеха. По стране прокатилась волна провозглашения су­веренитетов союзных республик, избрания в них своих прези­дентов, введения новых названий. Республики стремились из­бавиться от диктата центра, объявив о своей независимости.

Реальная опасность неуправляемого распада СССР застав­ляла центр и республики искать путь к компромиссам и согла­шениям, но Россия не могла оставаться в стороне от этого про­цесса. Главным событием, повлиявшим на все последующее развитие страны, стал 1-й Съезд Народных депутатов России, открывшийся 16 мая 1990 г. В повестку дня съезда был включен вопрос «О суверенитете России, Союзном Договоре и народо­властии». 29 мая Б.Ельцин был избран Председателем Верховно­го Совета РСФСР, а 30 мая на пресс-конференции он заявил, что после принятия Декларации о суверенитете России она ста­нет самостоятельной и ее законы будут выше союзных. Ельцин предложил начать переговоры с республиками о новом Союз­ном договоре без каких-либо предварительных условий.

12 июня 1990 г. 1-м Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете Рос­сии. Она стала рубежом как в развитии Российской Федерации, так и всего Советского Союза, который мог существовать до тех пор, пока Россия являлась объединяющим началом. В этот же день Совет Федерации решил создать рабочую группу по подготовке Союзного договора из представителей всех республик. Совет пред­ложил образовать Союз суверенных государств, сочетающий эле­менты федерации, конфедерации и сообщества. Выбор россий­ских депутатов во многом был предопределен поведением других союзных республик, провозгласивших свою независимость.

Вслед за Россией в течение нескольких месяцев деклара­ции о суверенитете приняли Узбекистан, Молдавия, Украина, Белоруссия, Туркмения, Армения, Таджикистан и Казахстан. Пока речь шла о суверенитете в составе СССР. Но логика раз­вития национального движения подталкивала к радикальному решению - полной независимости.

Суверенизация России положила начало двусторонним свя­зям республик в обход союзного центра. 28 июля на встрече в Юрмале с российской делегацией лидеры Прибалтийских госу­дарств заявили об отказе участвовать в переговорах о заключе­нии Союзного договора, но готовы вести переговоры о двусто­роннем договоре с Россией. Б.Ельцин говорил даже о едином фронте Прибалтийских государств и России против Центра.

В августе состоялись консультации между рабочими груп­пами Верховных Советов РСФСР и СССР по подготовке Со­юзного договора, а также консультативные встречи с предста­вителями 12 союзных республик. 30-31 августа проходило совместное заседание Совета Федерации и Президентского совета, на котором было решено создать Подготовительный комитет по разработке нового Союзного договора в составе полномочных делегаций республик во главе с их высшими ру­ководителями и при участии Президента СССР. 18-19 августа проект нового Союзного договора был направлен в Верховные Советы СССР и республик для обсуждения.

1 сентября было заключено соглашение о всестороннем сотрудничестве между РСФСР и Грузией. Россия заключила двусторонние соглашения с Киргизией, Казахстаном, Укра­иной, Литвой, Молдовой о межгосударственных отношениях и экономическом сотрудничестве. В высших эшелонах власти как в Москве, так и на местах зрела боязнь неуправляемого распада СССР, который мог принести неисчислимые бедствия народам.

В декабре 1990 г. 4-й Съезд народных депутатов СССР об­судил проект Союзного договора и признал целесообразным, чтобы дальнейшую работу по подготовке и заключению дого­вора проводил Подготовительный комитет из числа высших должностных лиц республик. 24 декабря Съезд принял решение провести референдум по вопросу сохранения Союза ССР. Фак­тически населению предлагалось обсудить целесообразность сохранения целостности своего государства. Референдум состо­ялся 17 марта 1991 г. В нем приняли участие 148,6 млн. человек (80% имевших право голоса), из них 113,5 млн. высказались за сохранение Союза (76,4%).

23 апреля на встрече Президента и руководителей 9 рес­публик в Ново-Огарево было принято «Совместное заявление», названное журналистами заявлением «9 + 1». В нем говорилось о том, что для преодоления кризиса первоочередной задачей является заключение с учетом итогов референдума нового Со­юзного договора. Правда, итоги трактовались не столько в пользу государственного единства страны, сколько в пользу обновле­ния, понимаемого как закрепление суверенитета республик. Во главе почти всех республик уже стояли президенты, избранные народом и, следовательно, не зависевшие от ЦК КПСС, тогда как реально в стране действительно наднациональной власт­ной структурой оставалась партия.

22 мая, усмотрев противоречия в проекте Союзного дого­вора, Верховный Совет СССР потребовал привести текст до­говора в соответствие с итогами референдума 17 марта 1991 г. Был создан Подготовительный комитет для разработки дого­вора новой концепции Союза. Согласно этому документу рес­публики получали больше прав, Центр из управляющего пре­вращался в координирующий. В результате многие союзные структуры, прежде всего министерства и ведомства, кабинет министров, претерпели бы серьезные изменения. В руках со­юзного руководства оставались лишь вопросы обороны, фи­нансовой политики, внутренних дел; все остальные должны были решаться на республиканском уровне. Договор закреп­лял собственность республик на землю, недра, воды. В преде­лах своих полномочий республики могли приостанавливать действия союзных законов, самостоятельно определять госу­дарственные языки. Языком межнационального общения объяв­лялся русский.

Это соглашение должно было составить основу нового со­юзного договора, подписание которого намечалось на 20 авгу­ста. М.Горбачев собирался отдохнуть в Крыму. Незадолго до отпуска он встретился в Ново-Огареве с Б.Ельциным и Н.На­зарбаевым. В конфиденциальной беседе речь шла о кадровых перестановках в высшем эшелоне власти СССР после подпи­сания союзного договора. Говорилось о смещении премьер-ми­нистра В.Павлова, министра обороны Д.Язова, министра внут­ренних дел Б.Пуго и председателя КГБ В.Крючкова.

18 августа в Форос, где отдыхал Горбачев, прибыли высшие должностные лица из государственных, военных и партийных структур, потребовали у него введения на всей территории СССР чрезвычайного положения, но получили неожиданный отказ. Это сразу же превращало всех инициаторов в заговорщиков.

Утром 19 августа было объявлено по радио о болезни Гор­бачева, и всю полноту власти взял Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В состав его входили Янаев, Павлов, Пуго, Крючков и др. ГКЧП обнародовал ма­нифест, в котором говорилось о развале экономики и беспо­рядках в стране, об унижении советских людей за границей. Своими постановлениями ГКЧП объявил о приостановлении деятельности политических партий и общественных организа­ций, препятствующих нормализации обстановки, о расформи­ровании действовавших вопреки Конституции СССР структур

власти, запрете митингов и демонстрации, установлении кон­троля над средствами массовой информации. Для того, чтобы успокоить население, предполагалось осуществить ряд эконо­мических и социальных мер: снизить цены на отдельные това­ры, оказать помощь селу и др.

Утром 19 августа Б.Ельцин издает ряд указов, которые ква­лифицируют действия ГКЧП как государственный переворот. В Москву были введены войска, объявлен комендантский час. Путчисты просчитались в главном - за годы перестройки совет­ское общество сильно изменилось. Свобода стала для людей выс­шей ценностью, исчез страх. Замыслы ГКЧП провалились, гэ-качеписты были арестованы, Горбачев был возвращен в Москву.

23 августа на встрече с депутатами Верховного Совета РСФСР Горбачеву фактически было предъявлено ультиматив­ное требование о роспуске КПСС, которое он принял. КПСС перестала существовать как правящая государственная струк­тура. В итоге была ликвидирована основа прежней системы. Ельцин подписал Указ о приостановлении деятельности Ком­партии РСФСР. Бывшая партийная собственность была кон­фискована. Были закрыты коммунистические газеты «Прав­да», «Советская Россия», «Гласность», «Московская правда», газета «День».

В ряде союзных республик начались процессы, которые за­ставили пересмотреть основы нового союзного договора. Уни­тарный Союз рушился. 20 августа парламент Эстонии принял постановление о государственной независимости республики, а днем позже Конституционный закон о государственном статусе республики принял парламент Латвии. 9 сентября 1991 г. Госсо­вет СССР признал независимость Прибалтийских государств. 24 августа Верховный Совет Украины провозгласил республику независимым государством. 25 августа о своей независимости объявила Белоруссия. До конца месяца ее примеру последовали Молдова, Азербайджан, Киргизия, Узбекистан. Союз распадал­ся на глазах. Все попытки М.Горбачева возобновить работу по подписанию договора оказались безуспешными. В этой ситуации объединение с другими республиками теряло смысл.

Проходивший со 2 по 5 сентября 1991 г. V Внеочередной съезд народных депутатов СССР принял решение о прекра­щении своих полномочий как высшего органа власти в стране. Съезд объявил переходный период для формирования новой системы государственных отношений, основанной на воле-

изъявлении свободных республик. Во время переходного пе­риода высшим органом власти стал Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат: Совета Республик и Совета Союза. Был создан Государственный Совет в составе Президента СССР и высших должностных лиц союзных республик. Для управления экономикой был образован Межреспубликанский экономический комитет во главе с премьер-министром Рос­сии И.Силаевым.

Президент СССР М.Горбачев предпринимал попытки зак­лючить новый Союзный договор. 18 октября 1991 г. 8 респуб­лик подписали договор об экономическом сообществе (кроме Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана). 14 ноября в Ново-Огареве 7 республик (Россия, Белоруссия, Азербайд­жан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан) договорились о создании Союза Суверенных Государств (ССГ). Однако сохранить какое-либо единое государственное обра­зование на территории СССР было уже невозможно.

8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще в резиденции «Вис-кули» руководители Белоруссии (С.Шушкевич, В.Кебич), Ук­раины (Л.Крав<

Наши рекомендации