Тема 24. СССР в середине 1940-середине 1960-х гг.

24.1. Советское общество в послевоенный период

Восстановление народного хозяйства- было главной задачей внутренней политики в послевоенный период. Среди ряда хозяйственных руководителей и экономистов сформировалось мнение о необходимости реорганизации системы управления экономикой и допущении элементов рыночной экономики. В 1946 г. принят четвертый пятилетний план развития народного хозяйства. В целом, план воспроизводил методы экономической политики 1930-х гг. Сохранялась тенденция не преимущественное развитие тяжелой промышленности. Послевоенная реорганизация органов управления привела к усилению роли и значения партийного аппарата.

В целом промышленность была восстановлена в рекордные сроки, уже в 1948 г. объем промышленного производства достиг довоенного времени. Восстановление сельского хозяйства продвигалось труднее. Во- первых, село понесло значительные людские потери, (около трети трудоспособных крестьян), во –вторых на оккупированных территориях было сожжено более 70 тыс. сел и деревень. В таких условиях государство продолжило давление на колхозы: государство увеличивало размеры обязательных поставок сельскохозяйственной продукции, при том, что цены на нее оставались на довоенном уровне. Кроме того, колхозников лишили части приусадебных участков, их передали в колхозный фонд, а сборы и налоги с подсобных хозяйств были увеличены. Подсобное хозяйство было главным источником выживания в деревне. Поэтому положение крестьян оставалось крайне тяжелым. К началу 1950 гг. в стране фактически начался аграрный кризис.

Великая победа породила в обществе надежды на либерализацию политического режима. Частично эти ожидания были реализованы: был распущен ГКО, проведены выборы в Советы всех уровней, возобновили деятельность общественные организации, началась подготовка проекта новой Конституции. Однако, в первые послевоенные годы произошло усиление тоталитарного режима. Сталинский политический режим полностью идентифицировался с социалистическим строем в СССР, а великая победа ассоциировалась с именем вождя, в результате чего авторитет Сталина еще больше усилился. Ему удалось восстановить жесткий контроль над обществом, он держал в напряжении всю номенклатуру, и периодически устраивал чистки и перестановки в партийном и государственном аппарате.

Начался новый виток репрессий. В 1949-1952 гг. был организован процесс против партийных и хозяйственных работников, так называемое «ленинградское дело». Гонениям подверглись представители культуры – Прокофьев, Шостакович, Зощенко и др. Репрессии проводились против репатриированных советских граждан.

После 1945 г. СССР стал признанной великой державой на международной арене. Однако в лагере стран – победительниц уже в конце войны стали нарастать противоречия. Советский Союз представлял собой принципиально иное государственное устройство и был закрытым обществом. Советская идеологи была не только не совместима с западной, но и основывалась на идее борьбы с западными основами демократии. Но главное авторитет и влияние СССР в мире в результате победы в войне выросли, усилилось влияние европейских коммунистических партий. США и Англия опасались распространения коммунистических режимов и стремились сузить сферу влияния СССР в мире. 5 марта 1946 г. Черчилль выступая в г. Фултон, призвал западные страны, используя монополию на атомное оружие, остановить расширение влияния СССР. Эта речь положила начало «холодной войне», началась трансформация международных отношений – переход от сотрудничества к противостоянию. Характерными чертами этого процесса было гипертрофированное преувеличение обеими сторонами военной угрозы, гонка вооружений и стремление распространить свое влияние на все большее геополитическое поле.

Ухудшение отношений с западным миром толкали советское руководство к усилению контроля над Центральной и Юго-Восточной Европой. Под давлением СССР страны Восточной Европы отказались от участия в «плане Маршалла» (план предусматривал экономическую помощь США европейским странам для восстановления экономики). В большинстве стран Восточной Европы влияние коммунистических партий было значительным, советское руководство поддерживало мирный переход этих стран к социализму. Таким образом, к концу 1940 гг. сложился социалистический лагерь во главе с СССР. Поддерживать влияние СССР в Восточной Европе приходилось с помощью субсидирования экономики новых союзников, предоставление им льготных кредитов, через созданный в 1949 г. Совета экономической взаимопомощи.

1949-1950 гг. стали апогеем противостояния. В 1949 г был создан военно-политический блок западных стран – НАТО. В 1955 г. страны социалистического лагеря создали блок – Варшавский договор. Противостояние двух систем привело к распаду единой Германии на два государства ГДР, где утвердилась советская модель общественного развития и ФРГ, развивающаяся по пути западной демократии.

24.2. Внутриполитическое развитие СССР в 1953-1964 гг.

Смерть Сталина 5 марта 1953 г. открыла дорогу к реформам, необходимость которых ощущалась в обществе и осознавалась партийными руководителями. Поскольку в Конституции страны не был прописан механизм выборов главы государства, вопрос о новом руководителе решался узким кругом партийных функционеров и всегда сопровождался внутрипартийной борьбой. Главными претендентами на власть, после смерти вождя были: Г. Маленков, занимавший пост Председателя Совета министров, Л. Берия – возглавлявший объединенные министерства внутренних дел и государственной безопасности и Н. Хрущев-первый секретарь ЦК КПСС.

Берия один из первых осознал необходимость отказа от наиболее одиозных проявлений административно - командной системы и выступил против культа личности Сталина, заявил о необходимости амнистии для политических заключенных, предложил новую программу развития экономики. Обеспокоенные возможностью прихода к власти Берии, остальные руководители объединились и выступили против него. Судьба Берии была решена летом 1953 г, он был арестован и расстрелян. Позиции Маленкова так же были ослаблены падением Берии, т.к. они были связаны организацией послевоенных репрессий. Хрущев сумел укрепить свои позиции, опираясь на секретариат, который находился под его контролем. В начале 1955 г. Маленков был снят с поста Председателя Совета министров, а Хрущев фактически становится во главе государства.

С именем Н. Хрущева связывается политика, получившая название «Оттепель».

Итог Либерализация политического режима  
Общественно-политическая сфера: · Критика культа личности Сталина, десталинизация · Реабилитация жертв репрессий · Реабилитация депортированных народов · Расширение прав автономных республик в экономической сфере · Расширение прав Союзных республик по созданию новых краев и областей · Обсуждение вопроса о повышении роли Советов
Схема 1. Реформы периода «Оттепели»

Итог Временный подъем в сельском хозяйстве и промышленности. И последующий спад объемов производства. Продовольственный кризис в начале 1960-х г.  
Экономическая сфера · Реорганизация органов планирования · Децентрализация управления, упразднение отраслевых министерств и организация территориальных Совнархозов · Реорганизация МТС · Укрепление материальной базы колхозов, повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию · Освоение целинных земель · Меры по внедрению научно-технических разработок в производство · Освоение космоса

Социальная сфера · Увеличение минимальной заработной платы · Пенсионная реформа, введение пенсионного обеспечения для работников колхозов · Введение денежной оплаты труда колхозам · Установление 7-часового рабочего дня · Массовое строительство жилья · Отмена платы за обучение
Итог Некоторое улучшение уровня жизни

К началу 1960 гг. ухудшилась ситуация в главном детище Хрущева – в сельском хозяйстве. Надежда на повышение производства за счет освоения целинных земель не оправдали надежд, а традиционные сельскохозяйственные области, оставшись без финансирования, (т.к. основные финансовые потоки были направлены на освоение целины) не могли обеспечить потребности страны в хлебе. Сокращалось производство мясомолочной продукции. Правительство вынуждено было, повысить цены на продукты питания, что вызвало массу недовольств и даже открытых выступлений против повышения цен (события в Новочеркасске).

Пытаясь как то отрегулировать ситуацию в стране, остановить спад производства, Хрущев предпринимает ряд организационных мер: он выезжает в деревню, пытаясь на месте наладить управление сельским хозяйством. Способ решения экономических проблем Хрущев по-прежнему видит в очередной перестройке системы управления.

Рис 1. Н. Хрущев решает проблемы сельского хозяйства.

Тема 24. СССР в середине 1940-середине 1960-х гг. - student2.ru

Бесконечные реформаторские идеи Н. Хрущева, которые часто имели негативные последствия вызывали растущее недовольство политическим курсом лидера. Недовольство охватило партийный аппарат, который был недоволен бесконечными перестановками и ротацией кадров, в итоге в октябре 1964 г. Н. Хрущев был смещен с поста Первого секретаря ЦК КПСС и отправлен на пенсию. Должность Председателя Совета министров занял А. Косыгин, и Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Л. Брежнев.

24.3. Внешняя политика периода «Оттепели»

Положительный сдвиг в международной обстановке, наметившийся с середины 1950-х гг., стал отражением процесса формирования новых подходов к решению сложных международных проблем. Важнейшими задачами СССР на международной арене стали скорейшее снижение военной угрозы и завершение "холодной войны", расширение международных связей. Это могло быть достигнуто лишь благодаря осуществлению гибкой и динамичной внешней политики с опорой на мощный экономический и военный потенциал (прежде всего ядерный). Реформаторский курс руководства во главе с Н. С. Хрущевым нашел свое отражение в новой внешнеполитической доктрине, обнародованной на XX съезде КПСС (февраль 1956). Ее основные положения сводились к следующему: возврат к ленинским принципам политики мирного сосуществования государств с различным общественным строем. В качестве главного направления в деле обеспечения мира во всем мире Хрущев предложил создать систему коллективной безопасности в Европе, а затем и в Азии, а также приступить к немедленному разоружению. Желая продемонстрировать серьезность этих намерений, советское правительство пошло на одностороннее сокращение Вооруженных Сил, объявило мораторий на проведение ядерных испытаний.

Большой резонанс в мире вызвало выступление Н. С. Хрущева на Генеральной Ассамблее ООН осенью 1959 г. по проблеме всеобщего разоружения. В своей знаменитой речи лидер Советского государства предложил план полной ликвидации национальных армий и флотов с оставлением у государств лишь полицейских сил. Этот первый визит лидера СССР в США резко повысил авторитет и престиж нашей страны на международной арене, способствовал ослаблению напряженности в советско-американских отношениях. Следует отметить, что инициативы СССР по разоружению опирались на значительные достижения советских ученых в совершенствовании вооружений и ракетной техники. В августе 1957 г. в СССР были успешно проведены испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Впервые территория США оказалась потенциально уязвимой для нанесения ракетно-ядерного удара. Попытка осуществления политики мирного сосуществования в период "оттепели" оказалась, как и многие начинания хрущевского периода, незавершенной.

Новым в отношениях соцстранами стала, политика десталинизации. Из Москвы прозвучал призыв к лидерам этих стран осуществить демократизацию своей внутренней и внешней политики по образцу СССР. Этот призыв вызвал рост демократического движения. Летом 1956 г, в Познани (Польша) вспыхнула всеобщая забастовка, а затем начались уличные беспорядки. Выступление было подавлено армейскими частями. Однако вскоре под влиянием польских событий резко обострилась обстановка в Венгрии. В сентябре - октябре 1956 г. на волне студенческих и рабочих манифестаций новое правительство, встав на позиции реформизма, попыталось выйти из жесткой зависимости от Москвы. В ответ на эти действия советское руководство приняло решение о военном вмешательстве во внутренние дела Венгрии. Народное восстание было подавлено.

С середины 1950-х гг. руководство Китая стало высказывать резкие критические замечания по поводу советской модели построения социализма и развернувшейся в СССР кампании по разоблачению "культа личности". Пекин резко выступил за свертывание отношений с СССР. Обострение советско-китайских отношений началось в 1960 г., когда Китай предъявил претензии на ряд приграничных территорий СССР и Монголии. С 1962 г. начались вооруженные конфликты на советско-китайской границе.

В контексте советско-американских отношений второй половины 1950-х гг. важнейшей проблемой являлось урегулирование вопроса о статусе Западного Берлина, который согласно решениям Потсдамской мирной конференции 1945 г. стал столицей социалистической Германии. Территория же Западного Берлина фактически являлась частью ФРГ. В ноябре 1958 г. советское правительство обратилось к странам Запада с просьбой о пересмотре статуса Западного Берлина, который должен был стать свободным и демилитаризованным городом Решение вопроса о статусе Западного Берлина было отложено на май 1960 г., когда должна была состояться конференция глав правительств СССР, США, Франции и Англии. Но встреча так и не состоялась: 1 мая 1960 г. над советской территорией был сбит американский самолет-разведчик У-2. Отношения Восток - Запад резко обострились. В СССР развернулась широкая антиамериканская ("антиимпериалистическая") кампания. Парижская конференция по проблемам европейской безопасности была сорвана.

Вслед за Берлинским последовал "ракетный" Карибский кризис, который поставил мир на грань катастрофы: СССР и США, как никогда ранее, оказались у черты термоядерной войны. 1 января 1959 г. на Кубе победила революция, в результате которой к власти пришли антиамериканские повстанческие силы во главе с Фиделем Кастро. СССР в сентябре 1962 г. принял решение об оказании Кубе военно-технической и экономической помощи, в соответствии с которым на Кубе в глубокой тайне были размещены советские ракеты среднего радиуса действия с ядерными боеголовками. Это создавало прямую и непосредственную угрозу безопасности США. Благодаря прямым переговорам между Джоном Кеннеди и Н. С. Хрущевым, удалось предотвратить ядерный конфликт. СССР согласился вывести свои ракеты с Кубы, а США обещали не организовывать прямые вторжения на остров, а также вывести из Турции ракеты среднего радиуса действия с ядерными боеголовками, нацеленные на СССР. Карибский кризис стал кульминационным моментом в международных отношениях периода "холодной войны".

В целом к середине 1960-х гг. произошла определенная стабилизация всего послевоенного мира. Противостоящие друг другу политические системы во главе с СССР и США сумели погасить крупные, чреватые прямой военной конфронтацией конфликты, приобрели опыт взаимоотношений в новых условиях существования военно-политических блоков, накопления запасов ядерного оружия, изменения политической карты мира в связи созданием новых суверенных государств в результате разрушения колониальной системы.

Наши рекомендации