Политическая система постсоветского типа
Современную политическую систему в России можно охарактеризовать как транзитивную или переходную. В ней сохранились некоторые элементы системы советского типа, хотя появились и начали функционировать новые политические институты. Пока говорить о завершении процесса формирования демократической политической системы в России преждевременно. Политическая система России осуществляла эволюцию от тоталитарного типа к демократическому без какой либо взвешенной, разработанной стратегии. Так, в 1989 г М.С. Горбачев провозгласил отказ от номенклатурного принципа формирования институтов власти на основе представительства властвующей партии — КПСС. Однако формальный отказ не означал реализации на практике демократических принципов их формирования. По-прежнему в государственных структурах сохраняется значительный удельный вес работников, прошедших школу номенклатурного отбора и оказавшихся в сферах власти благодаря личным связям, а не профессиональным качествам. Особенно это ощущается в провинции.
Разрушение номенклатурного принципа формирования политической системы, ликвидация монополии КПСС на власть без эф-
Контрольные вопросы к теме
1. С чем связано применение системного подхода в изучении политики? Что нового он внес для понимания природы политики?
2. Что такое политическая система общества? Как она функционирует?
3. В каком состоянии, на ваш взгляд, находится политическая система, если на «входе» преобладают требования?
4. Какие, по вашему мнению, виды поддержки преобладают у политической системы России? Аргументируйте свой ответ.
5. В чем различия теории политической системы Г. Алмонда и Д. Истона?
6. Какие подсистемы входят в политическую систему и какую роль они играют в ее функционировании?
7. Что такое функция политической системы? Раскройте содержание функций политической системы и определите их значение для жизнедеятельности общества в целом.
8. В чем достоинства и недостатки подхода К. Дойча к анализу политической системы?
9. Какие критерии используются для классификации типологии политических систем?
10. В чем достоинство классификации политических систем по политическому режиму?
11. Приведите конкретные примеры тех стран, политические системы которых соответствуют типологии Ж. Блонделя.
12. В чем достоинства классификации политических систем Г. Алмонда?
13. Каковы отличительные особенности советской политической системы? Каков механизм функционирования политической системы советского типа?
14. Каковы особенности современной политической системы в России? Можно ли считать, что политическая система в России имеет переходный характер? В чем это проявляется?
Логические задания и проблемные вопросы
1. Подумайте и определите, что объединяет политические системы:
1) Великобритании, Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии, Испании;
2) Саудовской Аравии, Бахрейна, Кувейта, Иордании, Марокко. К какому типу политических систем их можно отнести?
2. Какой признак, на ваш взгляд, является главным условием существования демократической политической системы:
а) наличие многопартийности;
б) выборность органов местного самоуправления;
в) свободные выборы, обеспечивающие гражданам равные возможности выбирать и быть избранным в органы власти;
г) гарантии прав и свобод личности.
3. Чем, на ваш взгляд, различаются закрытая и открытая политические системы? Назовите страны, системы которых могли бы быть отнесены к тому и другому типу.
4. В ст. 80 Конституции Российской Федерации говорится, что «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции... прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией... порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти».
Можно ли по этому основанию определить тип политической системы в России?
Тема 9. Политический режим
Сущность власти заключается в ее способности придавать отношениям между людьми целесообразность, разумность, упорядоченность.
Общество как сложная система взаимодействия индивидов, групп, организаций нуждается в управлении, регуляции и согласовании человеческих интересов и действий. Власть упорядочивает социальные отношения с помощью различных средств: насилия, принуждения, убеждения, поощрения, страха и т.д. Совокупность средств и методов реализации политической власти, определяющая степень свободы и правовое положение личности, называется политическим режимом.
Для России в период перехода к рыночным отношениям практическую значимость приобретает, казалось бы, академический вопрос: «Всегда ли преобладание в характеристике политического режима свободы выбора над методами насилия и принуждения является благом для страны?» Достаточно вспомнить тиранов Древней Греции (VII—VI вв. до н. э.), которые, насильственно захватив власть, проводили глубокие реформы в интересах широких слоев общества. Наиболее яркий пример — афинский тиран Писистрат (VI в. до н. э.), который не только ограничил произвол родовой знати и улучшил материальное положение демоса, но и сохранил конституцию Солона. Есть и более современные примеры: военно-диктаторские оккупационные режимы в Германии и Японии после Второй мировой войны, военные и гражданские диктатуры в Южной Корее, на Тайване, в Сингапуре способствовали формированию рыночной экономики и политической демократии в указанных странах. Это дало немецкому правоведу И. Изензее повод заявить, что, исходя из европейской этики государства, можно было бы выделить воспитательные и развивающие диктатуры, направленные на «общее благо». Конечно, этот вывод далеко не бесспорен, но он заставляет более внимательно отнестись к содержанию понятия «политический режим», к его отличительным характеристикам по сравнению с другими категориями политики.