Трансформации в арабском мире в 2011 г.: причины, характерные черты, сценарии развития ситуации

Выражение «арабская весна» (Arab Spring) в начале 2011 г. использовали американские публицисты Марк Линч и Джозеф Массад, назвав так синхронные массовые выступления рубежа 2010-2011 гг., которые повлекли за собой смену режимов в ряде стран Северной Африки и Ближнего Востока.

Причинами антиправительственных манифестаций стали: а) затяжной социально-экономический кризис в странах региона и, как следствие, нараставшее недовольство населения тяжелым социально-экономическим положением (бедность, безработица среди молодежи, рост цен на продовольствие в результате мирового финансового кризиса 2008–2009 гг.) и коррупцией, б) усталость от десятилетий правления одних тех же несменяемых лидеров, авторитаризм, в) накопившиеся внутри арабских обществ противоречия по различным линиям, включая социальные («бедные»–«богатые»), идеологические («светские силы»–«исламисты», «власть»–«оппозиция») и религиозные (сунниты–шииты). Помимо этого, за эти годы выросло новое поколение политиков и активных граждан, недовольных отсутствием возможности легальной ротации элит. Определенную роль сыграло и широкое распространение электронных ресурсов (социальных сетей и блогов), которые позволяли быстро мобилизовать противников политических режимов.

Предпосылкой к волнениям в арабском мире стала дестаби­лизация Западной Африки. Осенью 2010 г. обострилась ситуация в Кот-д'Ивуаре, где впервые после 2000 г. прошли президентские вы­боры. Кризис перерос в гражданскую войну, которая привела к вме­шательству Франции. В апреле 2011 г. миротворческие силы ООН и взаимодействовавший с ними французский корпус начали военную операцию по свержению Л. Гбагбо (отказавшегося признать результаты выборов, которые он проиграл).

Волнения охватили и Западную Сахару, бывшую колонию Испании, в 1979 г. оккупированную Марокко. ООН не согласилась с аннексией Западной Сахары, но и не признала самопровозглашенную в 1976 г. Сахарскую Арабскую Демократическую Республику. В октябре 2010 г. на этой территории начались волнения, в ходе которых возникли ук­репленные лагеря. Протестующие требовали расширить социальный пакет населению, соблюдать права человека и признать независимость Западной Сахары. В ноябре 2010 г. лагеря были ликвидированы марокканской полицией. Король Марокко Мухаммед VI пошел на частичные уступки и сменил в Западной Сахаре ряд гражданских губернаторов – вали.

Волнения в Кот-д’Ивуаре и Западной Сахаре дестабилизировали район Сахары (зону Сахеля), где уже имела сильные позиции «Аль-Ка­ида» и откуда радикальные исламисты проникали в страны Северной Африки. Дестабилизация в североафриканских странах вызывала «эф­фект домино», когда падение политического режима в одной стране провоцировало волнения в другой. В дальнейшем ситуация в арабском мире развивалась по четырем сценариям.

1. Относительно мирная смена власти в результате массовых демонс­траций.

Началом такого сценария стали события в Тунисе. Поводом к волнениям послужило публичное самосожжение 17 декабря 2010 г. Мохаммеда Буазизи – уличного торговца фруктами в городе Саид-Бузиде. В ответ тунисские профсоюзы начали акцию протеста. 13 января 2011 г. из-за волнений ушел в отставку президент-диктатор Зин аль-Абидин Бен Али (1987-2011). Временным главой государства был про­возглашен председатель тунисского парламента Фуад Мебаза; реальная власть на время перешла к военным. На президентских выборах, про­веденных Национальным собранием Туниса 12 декабря 2011 г., побе­дил бывший правозащитник Монсеф Марзуки.

В 2011 году на выборах в парламент Туниса победу одержали умеренные исламисты из партии «Ан-Нахда» («Возрождение»). Из-за конфликта со светской оппозицией «Нахда» долго не могла принять новую Конституцию. По всей стране снова шли протесты, теперь уже против исламистов, и Тунис оказался на грани гражданской войны. Ситуацию неожиданно спас Квартет национального диалога (объединение представителей профсоюзов, бизнеса, правозащитников и юристов). В 2014 году Квартету удалось согласовать устроивший всех текст Конституции и уговорить правительство «нахдистов» уйти в отставку.

Тунисские события спровоцировали политический кризис в Егип­те. С 1981 г. в этой стране находился у власти военный режим Хосни Мубарака, а в роли «системной оппозиции» выступали «Братья-мусульмане». Ситуация в Египте стала меняться после провозглашения администрацией Дж. Буша-мл. концепции демократизации «Большого Ближнего Востока». Под воздействием Вашингтона в 2005 г. были при­няты поправки к конституции Египта, благодаря которым партии полу­чили право выдвигать своих кандидатов на пост президента. 7 сентября 2005 г. прошли первые выборы по новой системе, победу на которых одержал X. Мубарак. Однако в стране возникла новая – либеральная оп­позиция во главе с бывшим председателем МАГАТЭ Мохаммедом Эль-Барадеи, которую поддерживали Соединенные Штаты.

Волнения в Египте начались 17 января 2011 г. из-за самосожжения студента Халида Саида перед зданием египетского парламента. 25 ян­варя 2011 г. в центре Каира на площади Тахрир началась бессрочная акция протеста. Постепенно демонстрации охватили также города Суэц, Луксор, Мине, Шакрию, Эль-Мансур. Президент X. Мубарак попытался найти компромисс: восстановил отмененный в 1981 г. пост вице-президента, на который был назначен бывший руководитель раз­ведки Омар Сулейман, отказался от участия в президентских выборах, намеченных на сентябрь 2011 г. Однако 11 февраля 2011 г. президент X. Мубарак вынужден был уйти в отставку. Власть в стране перешла к Высшему совету вооруженных сил Египта.

Новое руководство Египта не смогло обеспечить внутриполити­ческую стабильность. В октябре 2011 г. в стране произошли столкно­вения военных с коптами-христианами. В ноябре – декабре 2011 г. в Каире и Александрии состоялись демонстрации за отстранение от власти военных, в ходе которых был разгромлен Научный центр – ис­торический памятник времен Наполеоновских войн. На президент­ских выборах 25 июня 2012 г. победил представитель умеренного крыла организации «Братья-мусульмане» Мохаммед Мурси. Однако его по­пытки внести изменения в конституцию закончились неудачно. 3 июля 2013 г. М. Мурси был свергнут военными во главе с министром обо­роны Абд аль-Фаттахом ас-Сиси, который на президентских выборах 26 мая 2014 г. был избран президентом Египта.

В более затяжном варианте подобный сценарий был реализован в Йемене. С 1994 г. у власти в стране находился режим президента Али Абдаллы Салеха. 8 января 2011 г. в Йемене начались антиправительс­твенные демонстрации, что привело к введению режима чрезвычайного положения. Ситуацию изменило посредничество Саудовской Аравии. 23 ноября 2011 г. А. А. Салех подписал указ о передаче полномочий ви­це-президенту Абд-Раббо в обмен на предоставление ему гарантий бе­зопасности. 9 января 2012 г. временное правительство Йемена предо­ставило иммунитет А.А. Салеху. На президентских выборах 21 февраля 2011 г. победил вице-президент Абд-Раббо.

2. Достижение компромисса правящих режимов с оппозицией.

По та­кой схеме развивались события в Марокко. 20 февраля 2011 г. в клю­чевых городах страны – Рабате и Касабланке прошли демонстрации с призывом к ограничению власти короля Мохаммеда VI. Королевс­кий двор вступил в диалог с оппозицией. 9 марта 2011 г. Мохаммед VI объявил о начале конституционной реформы. Согласно новой версии конституции победившая на парламентских выборах партия получала право формировать правительство, расширилась независимость судеб­ной власти. В ряде регионов Марокко берберскому языку придавался статус официального. Предложения короля были одобрены на рефе­рендуме 1 июля 2011 г. Эти уступки позволили королевскому двору маргинализировать протестное движение.

Похожий вариант был реализован в Омане. С января 2011 г. в стра­не проходили волнения под лозунгом перемен во всех областях жиз­ни. Султан Кабус бен Саид пошел на компромисс. 13 марта 2011 г. Законодательный совет получил право законодательной инициативы и регулирующие полномочия.

Сложнее развивалась ситуация в Кувейте. В феврале 2011 г. в стра­не происходили регулярные демонстрации движения за права бидунов (в переводе с арабского «без», т.е. лиц без гражданства, родившихся в Кувейте, но не получивших официальные документы). Постепенно стали выдвигаться политические требования – отставки премьер-ми­нистра шейха Насера аль-Мухаммеда ас-Сабаха, а также расширения прав парламента. 28 ноября 2011 г. эмир Кувейта принял отставку пра­вительства и согласился на роспуск парламента. Одновременно был реализован пакет социальных мер для бидунов.

3. Силовое подавление протестных выступлений.

Такой вариант был реализован в Саудовской Аравии, где волнения начались из-за попыт­ки самосожжения 21 января 2011 г. в городе Самте (провинция Джизан). 23 февраля 2011 г. король Абдалла объявил о реализации пакета социальных мер, а полиция применила силу для разгона протестных демонстраций. Самые крупные ее силовые акции проводились против шиитов в Эль-Катифе и Восточной провинции (март и ок­тябрь 2011 г.).

В Иордании под влиянием волнений король Абдалла II 1 февраля 2011 г. назначил новым премьер-министром Маруф аль-Бахита. Эти перемены не удовлетворили оппозицию: студенты и интеллигенция со­здали палаточный лагерь в центре Аммана, но 24 марта 2011 г. неправи­тельственные отряды сторонников короля разогнали собравшихся там.

4. Подавление протестных выступлений с помощью иностранного вмешательства.

В Бахрейне в феврале 2011 г. прошли демонстрации шиитов. Протестующие требовали расширения политических прав, отставки премьер-министра Халифа ибн Салман аль-Халифа и ликви­дации монархии. Демонстрации вызвали опасения в Эр-Рияде, где за выступлениями шиитов традиционно видели влияние Ирана. 14 марта 2011 г. Саудовская Аравия отправила в Бахрейн 1000 военнослужащих. Примеру Эр-Рияда последовали Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), направив 500 полицейских. 15 марта 2011 г. в Бахрейне на три месяца было введено чрезвычайное положение.

К началу 2012 г. протестная волна «арабской весны» пошла на спад. Послереволюционные режимы в странах Арабского Востока оказались ближе к дореволюционным светским диктатурам, чем американской модели либеральной демократии. Но одновременно произошло уси­ление позиций исламских движений (как радикальных, так и умерен­ных), что привело к серии вооруженных конфликтов.


Наши рекомендации