Гражданская война в Сирии: международные и региональные аспекты
С 1963 г. в САР (Сирийская Арабская Республика) у власти находилась партия БААС (Партия арабского социалистического возрождения, также ПАСВ). При этом лидером страны был Хафез Аль-Асад, которого затем сменил его сын Башар Аль-Асад. Сирия представляла собой авторитарный режим с высокой ролью армии и органов безопасности. К 2011 г. экономика страны стагнировала, страна страдала от высокого уровня коррупции.
Важным аспектом сирийского режима является его конфессиональный характер: элита сирийской БААС, самые высокие и политические посты занимают представители шиитской секты алавитов (только 12% населения на 2011 г.), к которым относится и сам президент Аль-Асад. Большая же часть населения страны – сунниты. Также в стране проживают другие религиозные меньшинства: друзы, шииты-исмаилиты, христиане разных толков.
Первые массовые демонстрации на территории Сирии прошли в г. Деръа 18 марта 2011 г. К народным волнениям привёл эпизод с арестом нескольких школьников, написавших на заборе антиправительственные лозунги. На этом фоне в городе развязались беспорядки, участились стычки с полицией. В результате боевых столкновений в Даръа погибло более 350 человек с обеих сторон, более 1000 арестовано.
На этом фоне начались массовые протесты в других крупных сирийских городах с требованиями смены режима и обвинениями власти в коррупции и нарушениях прав человека.
Сирийские силовые ведомства стали практиковать аресты политических активистов и правозащитников, представляющих потенциальную опасность. Практиковались отключения воды и электричества в районах, подконтрольных оппозиции, а задержанные и арестованные подвергались жестокому обращению вплоть до пыток.
В свете стремительно ухудшающейся обстановке в стране и роста протестных настроений, президент Б. Асад пошёл на проведение реформ, которые частично удовлетворяли требованиям оппозиционно настроенных протестных масс. В отставку отправлено правительство страны, уволены со своих должностей высокие чины, инициирована партийная реформа. Последняя провозглашала окончание доминирования партии БААС в стране и ознаменовала формирование подлинной многопартийной системы. Кроме того, было отменено одно из главных требований демонстрантов – отмена режима чрезвычайного положения, действовавшего в Сирии с 1960-х гг.
Тем не менее, его отмена не повлияла на настроения оппозиции, а его лидеры посчитали данный шаг «бесполезным» из-за судейского произвола и отсутствия подотчетности органов государственной безопасности.
Затем ситуация в Сирии продолжила ухудшаться, в стране началась гражданская война, которая длится и по сей день. В борьбу с режимом включились исламисты, боевые действия приняли более ожесточённый характер.
2013 год в сирийском кризисе отмечен применением химического оружия против мирного населения (пригород Дамаска Аль-Гута, 21 августа 2013 г.). В этот момент страны Запада рассматривали вариант полномасштабной воздушной операции против войск сирийского правительства в качестве адекватного ответа на химические атаки, в которых они обвинили режим президента Асада. В сущности, только российская инициатива по выводу и уничтожению сирийского химического оружия предотвратила повторение ливийского сценария в Сирийской Арабской Республике: России и США удалось договориться по этому вопросу, что привело к принятию 27 сентября 2013 г. резолюции 2118, которая санкционировала вывод и уничтожение химоружия.
В 2014 г. на территорию Сирии пришли экстремисты Исламского государства, которые стали отдельной силой в конфликте.
За время конфликта погибло около 500 тысяч сирийцев, около 5 млн. внутренне перемещённых лиц, 5 млн. беженцев (в Ливан, Иорданию, Турцию и страны Европы)
Международные аспекты сирийского кризиса:
С целью мирного урегулирования в Сирии были предприняты значительные усилия международного сообщества.
В 2012 г. спецпосланник ООН по Сирии Кофи Аннан добивается первого соглашения о перемирии, оно проваливается. С целью спасти мирный процесс он организовывает первую мирную конференцию в Женеве (Женева-1). Результат: коммюнике, в котором участники, в том числе Россия и США, подтверждали необходимость создания переходного правительства в Сирии.
Из-за провала усилий Кофи Аннана назначается новый спецпосланник – Лахдар Брахмани. Достигнутое при нём перемирие так же не продержалось. В 2014 г. при его усилиях созывается вторая женевская конференция (Женева-2). Также не дала результатов.
После провала Брахмани назначается Стефан ди Мистура. В 2016 г. созывается Женева-3. Исход ещё не ясен – стороны конфликта спорят о судьбе Аль-Асада в переходном правительстве. Оппозиция и режим всё также взаимно обвиняют друг друга в многочисленных нарушениях режима прекращения огня.
Позиции сторон:
США: настаивали на уходе Аль-Асада от власти, поддержали оппозицию.
ЕС: также.
РФ: поддержали режим Аль-Асада, по его приглашению в 2015 г. начали операцию ВКС РФ против сил террористов в САР.
Региональный аспект:
Ряду региональных держав была выгодна война в Сирии, они поддержали оппозицию и финансировали вооружённые формирования, в т.ч. экстремистского толка. Это в первую очередь Саудовская Аравия, Катар и Турция.
С другой стороны Иран поддержал шиитский режим Аль-Асада, отряды КСИР(Корпус стражей исламской революции) и ливанской Хезболлы (аффилированной с Ираном) сражаются на стороне правительственных войск.