Программа ЕС «Восточное партнерство»: замысел и реализация
"Восточное партнерство" - многосторонняя программа Европейского союза, направленная на развитие регионального сотрудничества с шестью бывшими республиками СССР - Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной, создание условий для политической ассоциации и дальнейшей экономической интеграции как между ЕС и этими государствами, так и между самими государствам-участниками программы.
Программа была инициирована министрами иностранных дел Швеции и Польши весной 2008 г. В отличие от Франции, взявшей скоро председательство в ЕС, Великобритания и Германия отнеслись к проекту достаточно прохладно, однако августовская война существенно изменила обстановку в СНГ и настроения в Европе, поэтому в декабре того же года программу одобрили лидеры стран Евросоюза.
Весной 2009 г. на саммите ЕС был утвержден план, предусматривающий создание структур и базы отношений между ЕС и шестью государствами Восточной Европы и Кавказа. Контроль за реализацией запущенной программы возложили на Европейскую комиссию. ЕС разработал три направления работы с членами "Восточного партнерства" - подготовка к введению безвизового режима, создание зоны свободной торговли с каждой из стран и подключение их к европейской энергетической системе.
Работа проходит по формуле "28 + 6": высшим органом являются встречи глав государств и правительств, которые проводятся раз в два года. За все время программы состоялось 4 саммита (Прага, Варшава, Вильнюс, Рига). Ежегодно весной встречаются министры иностранных дел. Дважды в год проходят встречи старших должностных лиц по 4 тематическим направлениям (платформам) - демократия, управление и стабильность; экономическая интеграция с ЕС; энергетическая безопасность; контакты между людьми. Ежегодно заседает и парламентская ассамблея "Евронест" (60 депутатов Европарламента и 60 депутатов от стран-участниц программы).
Важным шагом на пути дальнейшей интеграции "шестерки" в европейское социально-экономическое и политическое пространство являются соглашения об ассоциации, которые, однако, не предусматривают членства в ЕС. Они призваны заменить действующие с конца 1990-х гг. соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), определяющие отношения ЕС с этими странами (за исключением Белоруссии, т.к. СПС с этой страной не вступило в силу). Составной частью соглашения об ассоциации является соглашение о зоне свободной торговли, оно касается не только устранения таможенных барьеров и торговых квот, но и объединения торгового законодательства стран-партнеров с правовыми нормами ЕС.
Армения отказалась от подписания документа в связи со вступлением в Евразийский экономический союз (ЕАЭС, январь 2015). Белоруссия (также член ЕАЭС с января 2015) и Азербайджан не начинали переговоры по соглашению об ассоциации. Таким образом, ЕС заключила соглашения об ассоциации с тремя из шести участников программы - Грузией, Молдавией и Украиной. Парламенты этих стран уже ратифицировали соглашения. Одобрены они и Европарламентом и теперь, для того чтобы вступить в силу, должны быть ратифицированы парламентами всех 28 стран ЕС. Однако решением Совета ЕС Грузия и Молдавия начали их временное применение уже с осени 2014 г. Украина приступила к применению политической части соглашения в ноябре 2014 г., а к реализации экономической части – в январе 2016 г. С лета 2014 г. граждане Молдавии могут въезжать в страны ЕС в туристических целях без оформления виз, отмена визового режима с Грузией и Украиной обсуждается в Совете ЕС сегодня (11 мая).
Многие эксперты считают, что Брюссель начнет процесс пересмотра "Восточного партнерства". Необходимость в этом продиктована кризисом на Украине, во многом, возникшего из-за неопределенности руководства страны по отношению к заключению соглашения, и необходимостью применения более гибких подходов по отношению к восточным соседям ЕС. Предложения переформатировать эту программу впервые были озвучены после Вильнюсского саммита в 2013 г. министрами иностранных дел стран "Веймарского треугольника" - Германии, Польши и Франции.
Российские дипломаты с самого начала воспринимали «Восточное партнерство», как вызов для России на постсоветском пространстве, которое традиционно считается сферой особых национальных интересов страны. В отличие от НАТО (приближение которого видится, как угроза для безопасности), особые опасения Москвы вызывали не военные намерения Евросоюза, а его стремление создать систему «энергетических альтернатив» России.
«Восточное партнерство» не оправдало тех надежд, которые на него возлагали. Фактически ЕС споткнулся на том же месте, на котором прежде не раз спотыкалась российская дипломатия. Речь, прежде всего, о недооценке процесса фрагментации постсоветского пространства, формировании неоднородности и разнонаправленности национальных интересов бывших союзных республик.
Страны-участницы программы также надеялись на то, что «Восточное партнерство» станет путевкой в ЕС. «Восточное партнерство», скорее всего, так и останется «предбанником» ЕС, идеологическим инструментом, призванным сдерживать «российскую экспансию, а не действительным и эффективным этапом на пути бывших союзных республик к «единой Европе». Однако обольщаться по этому поводу не стоит. Критиковать Европу за идеализм, лицемерие и отсутствие реальных дел недостаточно. Нужны свои альтернативы, которые могли бы сделать привлекательным евразийскую интеграцию. В противном случае скепсис относительно провальных действий Брюсселя не будет иметь никаких практических результатов.