Программа Ф. Рузвельта «Новый курс», её реализация в 1930-х гг.

Что же предлагает Рузвельт американцам? В новых условиях появилась теория социально ориентированной рыночной экономики, основы которой были заложены английским экономистом, лордом Джоном Мэйнардом Кейнсом. Его идеи многими воспринимались как социалистические, хотя сам Кейнс считал себя консерватором.

А) Кейнсианская модель экономики – идеология социально ориентированного либерализма.

Презентация №3 Потапова Юля и Шведова Татьяна

· !!!Усиление роли государства в экономике

· Стимулирование потребительского спроса

«Перегрев экономики», «накачка спроса», принцип «Стой! Иди!»

Возникла идеология социально ориентированного либерализма, сочетавшая государственное регулирование экономикой с демократическими ценностями. Согласно ей большая роль государства в экономике не только не угрожает правам и свободам граждан, но, напротив, укрепляет их.

Открываем документ №3

1. в тексте источника подчеркните ценности, которые поддерживает Дж. Кейнс (три и более)

2. в чем, по мнению ученого – экономиста, заключается главное зло «гомогенного, тоталитарного государства»?

3. каков, на основании этого высказывания, политический идеал Дж. Кейнса?

4. Как вы поняли, почему кейнсианская теория оказалась самой популярной в демократических странах Европы и Америки?

5. Как вы считаете, актуальна ли эта теория в современном обществе?

Б) Реформы Ф. Рузвельта

Презентация №4 Мой рассказ

По ходу объяснения учителя учащиеся заполняют таблицу

Финансовые Социальные Экономические Внешняя политика
       

Слайд

ЦЕЛИ:

а) восстановить расстроенную финансово-банковскую систему;

б) поддержать потрясенную кризисом промышленность при помощи крупных займов и субсидий;

в) поднять низкие цены путем поощрения инфляционных тенденций;

г) преодолеть перепроизводство сельскохозяйственных продуктов путем сокращения посевных площадей и уничтожения излишков зерна;

д) ликвидировать безработицу и повысить покупательскую способность населения путем организации общественных работ;

е) обеспечить минимальную помощь голодающим безработным.

Слайд

Финансовые

· Банки

Был принят чрезвычайный банковский закон, в основу которого был положен дифференцированный подход к открытию банков. Меры по "очищению" банков привели к сокращению их числа. Если в 1932 г. в США насчитывалось 6145 национальных банков, то через год — 4890. В целом за 1933—1939 гг. при сокращении числа банков на 15% объем их активов вырос на 37 %. В январе 1934 г. была проведена девальвация доллара. Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его регулирующих функций в этот период США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию (обесценивание) долла­ра. В январе 1934 г. Встать же на путь массового выпуска необеспеченных золотом бумажных денег Рузвельт не счи­тал возможным. Поэтому он нашел оригинальный путь инфляционного развития. США осуществили крупномас­штабные закупки золота по ценам, превышающим курс доллара по отношению к золоту. До конца 1933 г.золота было закуплено на 187,8 млн. долл. Это искусственно сни­зило курс доллара. Одновременно золотой запас был изъят из федеральных резервных банков и передан казначейству. Банкам взамен выдавались золотые сертификаты, прирав­ненные к золоту и обеспечивающие банковский резерв. В начале 1934 г. Был принят закон о золотом резерве, уста­навливающий новую цену на золото — 35 долл. за унцию, действовавшую до 1971 г.золотое содержание доллара снизилось на 41%.Девальвация доллара, изъятие монетного золота из частных рук, облегчение доступа к кредиту способствовали повышению цен и создали механизм инфляционного развития американской экономики, одновременно давая тем самым в руки государства средства для проведения реформ в других отраслях хозяйства.

Первоочередной проблемой, которой вынужден был заняться новый кабинет, был банковский кризис. 5 марта декретом президента было объявлено о четырехдневном принудительном закрытии всех банков. Одновременно правительство наложило запрет на вывоз золота, серебра и бумажных денег из страны. 9 марта, в первый же день работы специальной сессии конгресса, был поставлен проект закона о банках. В тот же день билль был принят и подписан президентом. По условиям этого закона разрешение на открытие и получение правительственных займов давалось только «здоровым», т.е. наиболее крупным банкам. Операции Реконструктивной финансовой корпорации, начатые Гувером, были значительно расширены. За первые два года «нового курса» сумма займов РФК превысила 6 млрд. долл. Результатом этой политики была дальнейшая концентрация банковской системы. К середине 30-х гг. из 25 тыс. банков, функционировавших в США в 1929 г., осталось только 15 тыс.





Слайд

Экономические

· Создание национальной администрации восстановления промышленности

Председате­лем Администрации национального восстановления был назначен генерал Хью Джонсон. Эмблемой этого органа стал синий орел. Если такой эмблемы на продукции той или иной компании не было, то общество ее товары бой­котировало. Админис­трация национального восстановления, в состав которой вошли представители финансовой олигархии (от торговой палаты, от фирмы «Дженерал моторс», «Стандарт ойл», от группы Моргана и других концернов), а также экономис­ты, деятели Американской федерации труда. созда­валась современная инфраструктура — строились автострады, аэродромы, мосты, гавани и так далее. Закон о восстановлении национальной промышленнос­ти вводился на два года. Он предусматривал либеральные реформы в области трудовых отношений.\

Слайд

· Закон НИРА

Важнейшей частью «нового курса» стал закон о восстановлении промышленности, или NIRA, вступивший в силу 16 июня 1933 г. В июне 1933 г. был принят один из двух наиболее важных законов — закон о восстановлении национальной промышлен­ности (НИРА). Закон о восстановлении промышленности вводил систе­му государственного регулирования этого подразделения эконо­мики. Он включал три раздела. Первый раздел предусматри­вал меры, способствующие оживлению экономики и выводу ее из бедственной ситуации. Основной упор делался на «кодексы честной конкуренции», в которых устанавливались правила конкуренции, занятости и найма. Ассоциация предпринимателей всю промышленность разделила на 17 групп, каждая из которых обязывалась разработать такой кодекс. Он вводил систему государственного регулирования промышленности. Ассоциациям предпринимателей было предписано выработать так называемые «кодексы честной конкуренции». После утверждения их президентом они приобретали силу закона. В кодексах определялись условия и объем производства, а также минимальный уровень цен. На основании НИРА администрация Рузвельта санкционировала 750 кодексов во всех отраслях промышленности. Кодексами для каждого пред­приятия устанавливались объемы производства, уровень заработной платы, продолжительность рабочей недели, рынки сбыта продукции, единая политика цен. В каждом кодексе обязательно оговаривались условия занятости и найма. При найме на работу не допускалась дискриминация чле­нов профсоюза, рабочим предоставлялось право на их организацию, определялись низший предел зарплаты (ми­нимум) и максимально допустимая продолжительность рабочей недели. В случае утверждения кодекса президентом, он становился законом, а действие антитрестовского законо­дательства приостанавливалось. В целом во всех отраслях промышленности администрация Рузвельта санкциониро­вала 746 кодексов, охвативших 99% американской индус­трии и торговли. Во втором и третьем разделах закона определялись формы налогообложения и фонд. Несмотря на то, что сначала НИРА был воспринят американскими деловыми кругами с энтузиазмом, к осени 1934 г. они, недовольные излишней регламентацией и цен­трализацией, стали поднимать вопрос о пересмотре этого закона, тем более, что с марта по июль 1933 г. производ­ство промышленной продукции резко пошло вверх. В це­лях предотвращения радикального развития «Нового кур­са» они создали специальную организацию «Лигу американской свободы». Поэтому в 1935г., когда президент Руз­вельт поставил вопрос о продлении срока действия этого закона, он натолкнулся на сильное сопротивление разных сил. Представители крупного бизнеса критиковали НИРА с позиций идеалов свободы частной предпринимательской деятельности и видели в нем почти

«государственный социализм». 27 мая 1935 г. Верховный суд США признал его неконституционным, хотя регулирующая роль государства во многом сохранилась. Это укрепило положение монополий. Результатом этого было вытеснение более слабых компаний и принудительное картелирование промышленности. Закон предусматривал также либеральные реформы в области трудовых отношений. В разделе 7а НИРА провозглашалось право рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов.

Слайд

· Закон о регулировании с/х

Конгресс США принял в начале 1933 г. в канун объявленной фермерами всеобщей забастовки. Для его проведения была создана Администрация регулирова­ния сельского хозяйства, так называемая ААА. Для преодо­ления аграрного кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909 - 1914 гг. В их числе:1. Сокращение посевных площадей и поголовья скота. За каждый незасеянный гектар фермеры получали компен­сации и премию, средства, которые мобилизовались за счет налога на компании, налога на муку и налога на хлопчатобумажную пряжу. К моменту введения такой меры существовавшие цены на зерно делали более выгодным его использование в качестве топлива, и в некоторых штатах зерно и кукурузу сжигали вместо дров и угля.2. Чрезвычайные меры по финансированию государст­вом фермерской задолженности,которая к началу 1933 г. достигла 12 млрд. долл. фермеры за 1933-1935 гг. получили кредиты на сумму более 2 млрд. долл., и продажа разорившихся ферм с аукционов прекратилась. Проведение этого закона в жизнь привело к тому, что запахали 10 млн. акров засеянных хлопком площадей, уничтожили 1/4всех посевов. За один год действия ААА было забито 23 млн. голов рогатого скота и 6,4 млн. голов свиней. Мясо убитых животных превращали в удобрения. Если наблюдались неурожаи, то это считалось удачей. Так, в 1934 г. США поразили жесточайшая засуха и песчаные бури, что существенно сократило урожай. Таким образом удалось поддержать цены и улучшить положение в аграрном секторе – доходы фермеров к 1936 г. выросли на 50%. Благодаря займам многие фермерские хозяйства справились с кризисом. Однако около 10% всех ферм (600тыс.) разорились и были проданы с молотка.

· Организация общественных работ

Для оказания помощи безработным Конгресс создал Администрацию общественных работ,

которую возглавил министр внутренних дел Г.Икес. На организацию общественных работ выделялось 3,3 млрд. долл., сумма невиданная по тем временам. В числе других мер борьбы с безработицей были — создание трудовых лагерей для безра­ботной молодежи в возрасте 18—25 лет. Они обеспечива­лись бесплатным питанием, жильем, форменной одеждой, им платили 1 долл. в день. Численность молодежи в лагерях достигала 250 тыс. человек. Работами руководили офицеры резерва ВС. Учитывая популярность такой меры, к 1935 г. лагеря были расширены вдвое и в них до второй мировой войны побывало 3 млн. человек. Молодежь очи­щала леса, проводила мелиорацию, занималась лесонасаж­дением, ремонтировала дороги. В 1933 г. было создано Управление долины реки Теннеси, на которое было возложено освоение этого наиболее отсталого района. Здесь осуществлялось строительство ГЭС, производились лесонасаждения и борьба с эрозией почв, контролировалась промышленность, снабжаемая электростан­цией Теннеси. Работы были предоставлены 40 тыс. чело­век.

Слайд

Социальные

· Закон Вагнера о трудовых отношениях

Признавались необходимость коллективной защиты рабочими своих интересов через профессиональные союзы и путем заключения с предпринимателями коллективных договоров. За рабочими признавалось право на стачки. Администрация не могла применять репрессии за принадлежность к профсоюзу и вмешиваться во внутренние дела рабочих организаций. Судам вменялось в обязанность рассматривать жалобы профсоюзов за нарушение закона.

Слайд

· Закон о справедливом найме рабочей силы

Первоначально закон исходил из компромисса между капиталом и рабо­чими. Для предпринимателей имела значение отмена ан­титрестовского законодательства. В то же время профсо­юзы получали право на коллективную защиту. С целью добиться «классового мира», положить конец конкуренции за счет рабочих в пункте 7а «Кодекса честной конкурен­ции» за рабочими признавалось не только право объеди­нения в профессиональные союзы, но и заключения кол­лективных договоров с предпринимателями. Тем самым рабочие удерживались от революционной борьбы. В 1938 г. был принят закон о справедливых условиях труда, которымзапрещалось использование детского тру­да, на предприятиях федерального значения устанавлива­лись единые нормы заработной платы, ее минимальный и максимальный уровень, максимальные пределы продолжи­тельности рабочей недели — 44 часа.

Слайд

· Закон о социальном страховании

Не менее важное значение имел закон о социальном обеспечении, принятыйнесколько недель спустя после закона Вагнера. Им вводилась система пособий по безработице. Круг получателей пособий, размеры и сроки выплат определялись законодательством штатов. Однако закон распространялся на рабочих и служащих торговли, сферы обслуживания. Администрация чрезвы­чайной помощи во главе с советником президента Г. Гопкинсом (1890—1946) выдавала штатам дотации для помощи безработным. Масштабы общественных работ, организо­ванных американским правительством, следует признать значительными — на них к январю 1934 г. было занято 5 млн. человек. Пособия получали 20 млн. американцев.

Слайд

· Закон о пенсиях

Пенсии устанавливались с 65 лет;оказывалась помощь больным и инвалидам. Пенсионные фонды формировались извзносов трудящихся и предприятий. Нормы пенсионного обеспеченияустанавливались едиными для всей страны.

Слайд

Внешнеполитические

· Закон о нейтралитете

СлайД

· Политика «большой дубинки» сменяется политикой «доброго соседа»

- Что принципиально нового провозгласил Ф. Рузвельт по сравнению со своими предшественниками? Почему «новый курс» воспринимался как революционный и подрывающий основы американского общества? Почему Рузвельт был вынужден пойти на этот шаг и не воспользовался «обычными методами», использовавшимися в ХIХ веке?

«Обычные» методы выхода из кризиса Причины их неэффективности в 1920 – 1930 – е гг.
1. Закрытие предприятий, сокращение объема производства, массовые увольнения рабочих  
2. Политика поддержания цен на прежнем уровне  
3. Протекционизм  
4. Милитаризация экономики и внешняя экспансия  
5. Внешние займы  
6. Завоевание новых рынков сбыта  

Наши рекомендации