Общая внешняя политика, политика в области безопасности и обороны Европейского союза. Ключевые этапы становления ОВПБ/ОПБО. Участие НС в регулировании кризисов в Европе и за ее пределами
ОВПБ = Общая внешняя политика и политика безопасности – сравнительно новое направление европейской интеграции. Реализация началась в 1993 г. с вступлением в силу Маастрихтского договора.
Главные задачи ОВПБ:
· Координировать действия стран ЕС на международной арене;
· Формулировать единые для ЕС цели и добиваться их осуществления.
ОВПБ и ЕПБО называют «второй опорой ЕС».В отличие от первой опоры они носят в основном межправительственный характер. Решения о них принимают Европейский Совет и Совет ЕС.
Общая внешняя политика и политика безопасности
Цели ОВПБ (по Лиссабонскому договору)
· Защита ценностей, основных интересов, безопасности, независимости и целостности;
· Консолидация и поддержка демократии, верховенства закона и принципов МП;
· Сохранение мира, предотвращение конфликтов и укрепление международной безопасности в соответствии с целями и принципами Устава ООН, Хельсинского заключительного акта и Парижской хартии;
· Содействие интеграции всех стран в мировую экономику;
· Поддержка международной системы, основанной на усиливающемся многостороннем сотрудничестве и успешном глобальном управлении.
Маастрихтский договор: предусмотрены общие позиции и совместные действия
Амстердамский договор: + общие стратегии(относительно важных регионов, крупнейших международных проблем)
Лиссабонский договор: общие позиции и совместные действия, позиции и действия Союза.Заявлено, что реализация ОВПБ исходит из комплекса стратегических интересов, целей и основных ориентиров.
Основные функции ОВПБ поделены:
1) Европейский совет – общие функции (определение принципов и выработка общей стратегии);
2) Совет ЕС – конкретные функции (решения о позициях и действиях).
Процедура принятия решений
Определена Амстердамским договором. Для решений по ОВПБ установлен принцип единогласия (но голоса воздерживающихся в расчет не принимались, т. н. конструктивное воздержание).
Решения о позициях и действиях Союза принимаются квалифицированным большинством. Решения военного или оборонного характера – только по принципу единогласия. Принципы и основные ориентиры и общие стратегии принимаются Европейским советом единогласно.
Амстердамский договор допустил продвинутое сотрудничество той или иной группы членов ЕС в ОВПБ, Ниццкий договор четко ввел его в повседневную практику (кроме военных и оборонных решений). Лиссабонский договор предусматривает постоянное структурированное сотрудничествогрупп членов ЕС и в военной сфере.
Совместные действия. Именно в них осуществляется реализация ОВПБ. Первые два совместных действия ЕС были конвоирование гуманитарной помощи в Боснию и Герцеговину и отправка команды наблюдателей на парламентские выборы в России.
Позиции ЕС вырабатываются Советом ЕС и являются обязательными для всех участников ЕС. Призваны координировать действия государств-членов ЕС на мировой арене.
Другими элементами механизма являются:
· Взаимные консультации по актуальным вопросам международного положения (проводятся в форме совещаний послов);
· Выработка совместных подходов к их решению.
Государства ЕС, являющиеся постоянными членами Совбеза ООН должны обеспечивать защиту позиций и интересов ЕС. Члены ЕС обязаны информировать и консультировать друг друга по любому вопросу ОВПБ.
По Амстердамскому договору, государства должны обеспечивать соответствие своей национальной политики позициям ЕС.
Общий курс ЕС в мире
Кельнский саммит ЕС (3-4 июня 1999 г.) – формирование организационной базы общего курса.
Амстердамский договор учредил пост Высокого представителя по ОВПБ, возложив его полномочия на Генерального секретаря Совета ЕС.
Лиссабонский договор радикально перестроил и усилил высший эшелон руководства по ОВПБ и ОПБО, учредил пост Верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности. Под его руководством формируется внешнеполитическая служба ЕС (4-6 тыс. чиновников).
Сторонники ОВПБ продолжили активную деятельность и приступили ко второму этапу ее развития — формированию элементов общей обороны. На протяжении десятилетий этому препятствовала Великобритания — главный «атлантист» и верный союзник США.
В 1998 г. Великобритания сделала шаг, который в Европе назвали «историческим». Она не только согласилась на создание в ЕС общей обороны, но и стала одним из ее инициаторов.
В ходе саммита в Сен-Мало 4-5 декабря 1998 г. принята совместная декларация с призывом к ЕС начать формирование Общей политики безопасности и обороны. (Франция и Великобритания).
До 2009 года название ЕПБО (первые 1,5-2 года существования – ОЕПБО), после Лиссабонского договора – ОПБО.
Основные этапы становления ЕПБО с конца 1990-х годов:
Ø 4-5 декабря 1998 г. состоялась встреча в Сен-Мало – Жак Ширак и Тони Блэр призвали лидеров ЕС создать собственную военную организацию;
Ø Июнь 1996 г. – соглашения с НАТО, которые потом послужили базой для «Берлин-плюс» (НАТО разрешило европейским членам ЗЕС использовать свои структуры при проведении потенциальных операции этого союза);
Ø Амстердамский договор внес ряд изменений в структуру ОВПБ;
Ø Кёльнский саммит в июне 1999 г. (начало формирования новой институциональной структуры ОВПБ/ЕПБО);
Ø 10-11 дек. 1999 г. Хельсинский саммит ЕС (определены цели, которых планировалось достигнуть к 2003 г. («Головная цель») + учреждены новые органы: Комитет по политике и безопасности (КПБ), Военный комитет ЕС, Военный штаб);
Ø Дек. 2002 г. - подписание декларации ЕС и НАТО о ЕПБО;
Ø 2003 г. – Берлин - плюс (рамочное соглашение ЕС и НАТО) (гарантированный доступ к средствам НАТО) + решение о создании Гражданско-военной ячейки и Оперативного центра ЕС.