Смешанная избирательная система

Смешанная избирательная система является комбинацией мажоритарной и пропорциональной систем с законодательно установленным числом депутатских мандатов, распределяемых по каждой из них. Ее применение позволяет соединить достоинства и сгладить недостатки мажоритарной и пропорциональной систем. При этом политические партии получают возможность выдвигать в качестве кандидатов одних и тех же лиц как в составе партийного списка, гак и по одномандатным (многомандатным) избирательным округам. Закон лишь требует, чтобы в случае одновременного выдвижения по одномандатному (многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов информация об этом обязательно указывалась в бюллетене, изготавливаемом для голосования по соответствующему одномандатному (многомандатному) округу

Смешанная система используется в настоящее время на выборах законодательных (представительных) органов государственной власти практически всех субъектов Федерации. Обусловлено это тем, что Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 35) требует, чтобы не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации либо в одной из его палат подлежало распределению между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.

83. Принципы избирательного права: понятие и конституционно-правовое регулирование.

Под принципами российского избирательного права следует понимать общепризнанные, базовые, универсальные начала (стандарты), отражающие демократическую природу выборов как конституционной основы народовластия, определяющие фундамент правового регулирования избирательных прав, согласованную систему гарантий, процедур, обеспечивающих императивное, честное (нефальсифицированное) проведение различных видов выборов в Российской Федерации, реализацию и защиту избирательных прав российских граждан6.

онституционное закрепление принципов избирательного права было минимизировано в ныне действующей Конституции России.

Определяющее значение для избирательного права Российской Федерации приобрел Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 19 сентября 1997 г. (в редакции Федерального закона от 30

1)Обязательность выборов. Этот принцип характеризуется тем, что выборы являются обязательным (императивным) и единственным законным (легитимным) способом формирования избираемых гражданами России представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Любые иные варианты завладения выборными полномочиями противоречат Основному закону и не могут квалифицироваться иначе как нарушение основ конституционного строя Российского государства.. вопроса был определен в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» механизм назначения региональных выборов. Согласно ему выборы в обязательном порядке проводятся в сроки, установленные Конституцией России, федеральными законами, конституциями и законами субъектов Российской Федерации и являющиеся обязательными на всей их территории (ст. 9).

2) принцип подлинности (несфальсифицированности) выборов. В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» официально установленные соответствующими избирательными комиссиями итоги выборов и принятые на основании их решения обязательны для исполнения государственными органами власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

3)Периодичность выборов. Данный принцип непосредственно связан с временными рамками полномочий органов государственной власти и означает, что очередные выборы должны проводиться через определенные интервалы времени. При этом промежутки между выборами напрямую зависят от предусмотренных законодательством сроков полномочий соответствующих органов, которые в оптимальном варианте должны быть такими, чтобы, с одной стороны, обеспечивать стабильность работы выборных органов и должностных лиц, а, с другой, - гарантировать их сменяемость и предотвращать неоправданно длительное обладание выборными полномочиями одних и тех же лиц.

4)Свобода выборов.. Свобода выборов означает, что при их организации и проведении абсолютно исключается какое-либо принуждение относительно как участия в выборах, так и непосредственно голосования. Реализация принципа свободы выборов устанавливает, что при определении их результатов не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал. Если хотя бы один избиратель проголосовал, то выборы состоялись.

5)Альтернативность выборов.. В соответствии с этой статьей в случае, если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата, либо число зарегистрированных кандидатов останется меньше установленного числа мандатов или равным ему, либо будет зарегистрирован только один список кандидатов, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов (списков кандидатов) и осуществления последующих избирательных действий.

6)Всеобщее избирательное право граждан означает, что гражданин России, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Кроме того, реализация избирательных прав не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств21.

7)Тайное голосование исключает возможность какого-либо контроля со стороны любых органов или должностных лиц, а также общественных объединений и граждан за волеизъявлением избирателей. Поэтому законодательство рассматривает соблюдение тайны голосования как одну из первостепенных обязанностей избирательных комиссий, в том числе при досрочном голосовании и при голосовании вне помещений избирательных участков. Этим целям отвечает целый ряд организационных правил и гарантий их обеспечения, содержащихся в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иных федеральных и региональных законах. За нарушение тайны голосования предусматривается административная (ст. 401 КоАП РСФСР) либо уголовная (ст. 141 УК РФ) ответственность. Вместе с тем, следует заметить, что только данными традиционными видами юридической ответственности законодательство не ограничивается. Нельзя забывать и о собственных санкциях избирательного законодательства, которые предусматривают возможность отмены результатов выборов по решению суда в случае нарушений избирательных прав граждан России, в том числе касающихся соблюдения тайны волеизъявления избирателей при всех видах голосования.

8)Добровольность участия в выборах предполагает право избирателя самому решить вопрос о целесообразности и необходимости голосования, исключает какую-либо обязательность избирательных действий. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Значение этого принципа для организации и проведения различных избирательных кампаний имеет существенное значение. Не случайно Конституция Российской Федерации (ст. 3) в настоящее время закрепляет в качестве основополагающего универсального принципа реализации избирательных прав граждан исключительно свободу выборов.

84. Всеобщее избирательное право: понятие, гарантии.

Всеобщее избирательное право. Избирательное право не всегда являлось всеобщим, то есть принадлежало каждому совершеннолетнему гражданину. Как правило, право избирать и быть избранным обусловливалось значительным количеством различных цензов. Наибольшее распространение имели имущественные цензы, цензы оседлости. До середины ХХ века от участия в выборах в большинстве стран мира были полностью отстранены женщины4.

В Российской Федерации активное избирательное право возникает у граждан по достижении ими 18-летнего возраста. Избирательное право не принадлежит проживающим на территории России иностранцам и лицам без гражданства.

Единственным исключением является предусмотренная Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав...» возможность для иностранных граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, принимать участие в выборах в органы местного самоуправления. Однако такое право возникает только в случае, если это оговорено в международном договоре Российской Федерации и соответствующего государства.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав...» устанавливает недопустимость ограничений избирательных прав граждан в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Этот запрет вытекает из статьи 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от вышеназванных обстоятельств.

Как уже отмечалось, не имеют пассивного и активного избирательного права граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Данные ограничения для гражданина носят временный характер: избирательные права гражданина восстанавливаются в полном объеме после его освобождения из мест лишения свободы, где он отбывал наказание по приговору суда, либо после признания гражданина дееспособным по решению суда.

Согласно статье 29 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом. Граждане, страдающие психическими заболеваниями, но не признанные судом недееспособными, участвуют в выборах на равных основаниях. Какие-либо ограничения их избирательных прав противоречат Конституции Российской Федерации и Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав...».

Не участвуют в выборах лица, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Лица, находящиеся под стражей до вступления в законную силу приговора суда, имеют право избирать и быть избранными.

Независимо от места проживания граждан Российской Федерации их избирательные права обеспечиваются в равной мере. Этот принцип полностью распространяется и на граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами. Основные обязанности по созданию условий для участия в выборах граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, лежат на дипломатических и консульских учреждениях Российской Федерации. Эти учреждения ведут регистрацию (учет) избирателей на подведомственной им территории, оказывают образованным за границей участковым избирательным комиссиям необходимое организационное содействие и выполняют другие важные функции, позволяющие гражданам Российской Федерации, проживающим за ее пределами, реализовать свои конституционные избирательные права.

Гарантии принципа всеобщего избирательного права.
1. Включение избирателей в списки избирателей по избирательным участкам и возможность избирателей обжаловать неправильности в них или невключение их в список в административном и судебном порядке. В списки должны включаться все лица, постоянно или преимущественно проживающие на территории своих избирательных участков. Включение избирателей в список производится независимо от их волеизъявления, поэтому нельзя, к примеру, имея место жительства на территории конкретного участка, отказаться от включения своей фамилии в список избирателей или попросить не включать ее в последний.
Избиратели, поселившиеся на территории участка после уточнения списка и представления его для всеобщего ознакомления (это делает участковая избирательная комиссия), а также избиратели, по какой-либо причине не включенные в список, включаются участковой избирательной комиссией в дополнительный список избирателей на основании документов, подтверждающих их место жительства на территории данного избирательного участка. Студенты и аспиранты дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, включаются в список избирателей по месту нахождения общежитий. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту их жительства на общих основаниях.
2. Организация избирательных участков с максимальным их приближением к избирателям. Это обеспечивается, в частности, правилом, согласно которому численность избирателей на участке не должна превышать 3 тыс.
3. Досрочное голосование избирателей на своих избирательных участках. Законодатель предусмотрел два вида досрочного голосования. Во-первых, в случае и в порядке, предусмотренных законом субъекта Федерации, возможно досрочное голосование на избирательном участке в целом, но не ранее чем за 20 дней до дня голосования. Такое голосование проводится только в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях. Во-вторых, допускается индивидуальное досрочное голосование. Избиратели, которые по тем или иным причинам будут отсутствовать в день основного голосования по месту своего жительства, могут проголосовать досрочно в помещении территориальной (окружной, муниципальной) избирательной комиссии за четыре - 15 дней до дня голосования или в помещении участковой комиссии за один - три дня до дня голосования.
4. Голосование по открепительным удостоверениям. Законом субъекта Федерации в качестве альтернативы досрочного голосования может предусматриваться голосование в день выборов по открепительным удостоверениям. Гражданин, получив открепительное удостоверение в своей избирательной комиссии, может проголосовать по нему вне участка, на территории которого он проживает.

85. Равное избирательное право: понятие, гарантии.

Принцип равного избирательного права- обеспечивается тем, что ни один избиартель не имеет каких- либо преимуществ перед другими избирателями , а избирательные права всех граждан в равной мере охраняеются законом.

Принцип равного избирательного права в равной мере относится к реализации как пассивного, так и активного избирательного права. Применительно к пассивному избирательному праву он проявляется в установлении законами равных правовых условий для всех граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и в создании государственных гарантий реализации этих возможностей. Этот принцип также проявляется в законодательной норме о равенстве статуса всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.

Равенство активного избирательного права граждан заключается в обеспечении равного веса голоса каждого избирателя при выборах органа государственной власти или органа местного самоуправления. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав...» устанавливает, что избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. В этих целях законами о выборах обеспечивается, чтобы все избиратели обладали равным числом голосов при голосовании по одному и тому же избирательному округу, а при проведении выборов в представительные органы производится образование избирательных округов с примерно равным числом избирателей. Закон устанавливает предельное отклонение (в процентах) от средней нормы представительства избирателей по отдельному избирательному округу.

В качестве гарантий равного избирательного права выступают следующие институты.
1. Личное голосование избирателей - голосование за других лиц не допускается. Можно в некоторых случаях оказывать избирателям помощь в заполнении избирательных документов, но нельзя вместо них осуществлять их право избирать. Сам избиратель также не вправе отказываться от своего права голоса в пользу других лиц или просить других лиц проголосовать за него.
Кандидаты в депутаты и на выборные должности лично участвуют в избирательной кампании.


2. Получение избирательных бюллетеней избирателем только при предъявлении им удостоверения личности.. В качестве таковых рассматриваются паспорт, удостоверение офицера, военный билет военнослужащего срочной службы, временное удостоверение личности гражданина РФ, При допуске к выборам иностранных граждан они получают бюллетени при предъявлении вида на жительство. Любые иные документы (пенсионное удостоверение, водительские права, студенческий билет и т.п.) к рассмотрению не принимаются, чтобы исключить голосование за других лиц или неоднократное голосование.
3. Отметка в списке избирателей о выдаче избирательных бюллетеней. При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его удостоверения личности и расписывается. Если избиратель не имеет возможности сделать необходимые записи и расписаться, то он вправе воспользоваться помощью другого лица, в том числе и входящего в состав избирательной комиссии.


4. Голосование на дому осуществляется только по письменным заявлениям избирателей, оформляемым заранее. Голосование на дому осуществляется с помощью переносных избирательных ящиков, надлежащим образом оформленных и опечатанных. Ни в коем случае нельзя использовать для этих целей сумки, портфели, дипломаты и другие вещи.


6. Право получения нового избирательного бюллетеня. Если избиратель ошибается при заполнении бюллетеня, то он вправе получить новый бюллетень по возвращении старого - об этом делается отметка в списке избирателей, а испорченный бюллетень погашается, о чем составляется специальный акт. Данная мера может рассматриваться и как гарантия равного избирательного права, и как гарантия принципа всеобщего избирательного права.
7. Признание недействительными бюллетеней, в которых выделено большее число кандидатов, чем распределяется мандатов или более чем один список кандидатов от избирательных объединений, блоков.
8. Проставление печати и подписей двух членов комиссии, организующей голосование, на каждый избирательный бюллетень во избежание подбросов бюллетеней.
9. Погашение неиспользованных бюллетеней после окончания голосования до вскрытия избирательных ящиков.

Наши рекомендации