Тема № 3 Политические и правовые учения в феодальном обществе
Занятие 1.
Дайте подробный ответ на следующие вопросы:
1.Каково было отношение христианства к языческому государству?
2.Какие теоретические проблемы вставали перед церковью в связи с христианизацией государства? Проанализируйте потенциально возможные варианты решения этих проблем.
3.Церковь может отождествляться с церковной иерархией и ее авторитетом. А может интерпретироваться как единство всех верующих во главе с самим Христом. Какие идеи Августина могли быть использованы для усиления первого понимания в ущерб второму? Аргументируйте свой ответ.
4.Сравните, как идея богоустановленности власти трактуется в христианской и в исламской традициях. Какие особенности мусульманского подхода вы можете назвать?
5.Каковы основные различия во взглядах на власть и собственность в раннем христианстве и первоначальном исламе? Чем можно объяснить эти различия?
6.В чем заключаются преимущества той формы правления, которую Фома Аквинский называл политической монархией?
7.Как концепция права Фомы Аквинского связана с христианской этикой?
8.Каковы особенности понимания свободы личности и условий ее достижения в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Иллариона?
9Какими причинами можно объяснить слабую расчлененность проблем этики, экономики, политики и права в памятниках древнерусской литературы? Сформулируйте несколько принципиально различных подходов к ответу на последний вопрос.
10.Исламские идеологи утверждают, что «мусульманская демократия основана на суверенитете шариата» - всецелом подчинении халифата мусульманскому праву. Что означает «суверенитет шариата» и каковы политико-правовые последствия реализации этого принципа?
Дайте аргументированный ответ на следующие вопросы:
11.Какими интересами объясняется тесный союз церкви и московской династии в деле формирования и укрепления Русского централизованного государства?
12.Как должны строиться отношения церкви и государства по учению православной церкви?
13.Русский политический идеал носит семейный характер. Царь в нем - «хозяин земли русской», (муж) и «батюшка» для крестьян. Как этот идеал повлиял на формирование политической культуры Московской Руси и ее политической мысли? Используйте при ответе на последний вопрос анализ идей «Сказания о царе Константине» И.С. Пересветова и полемику Ивана Грозного с Андреем Курбским.
Занятие 2
Дайте правильный ответ:
1.Кто в XI веке говорил об историческом значении принятия христианства на Руси, сравнивал иудаизм и христианство:
а) В.Мономах
б) Илларион
в) Пересветов
г) Я. Мудрый
д) Нестор
2.Кто считал, что историческое предназначение Русского государства «быть не Империей, а Святой Русью»:
а) Петр 1
б) Филофей
в) Пересветов
г) Я. Мудрый
д) И. Волоцкий
3.Кто говорил ( в 16 в.) , что право церкви обеспечивается имуществом. «Церковь должна быть богатой»:
а) И. Волоцкий
б) Пересветов
в) Я. Мудрый
г) Петр 1
д) Филофей
4.Кто в своих посланиях (письмах) царю в 16 веке предлагал варианты радикальной судебной и военной реформ:
а) Сперанский
б) Филофей
в) Курбский
г)Пересветов
д) И. Волоцкий
5.Что было ведущим сводом законов на Древней Руси вплоть до конца 16в:
а) «Повесть временных лет»
б) «Задонщина»
в) Москва - третий Рим»
г) «Русская Правда»
д) Судебник 1550
6.По чьей инициативе был принят Судебник 1550 г.:
а) И.Волоцкого
б) Сперанского
в) Курбского
г) Пересветова
д) Филофея
7.Кто говорил, что «Два Рима пали, третий – стоит, а четвертому не бывати»:
а)Пересветов
б) Филофей
в) Сперанский
г) Я. Мудрый
д) Петр 1
8. В каком источнике древнерусской правовой мысли впервые системно изложены нормы обычного права, правовое положение различных слоев общества, ответственность общины за преступления своих членов:
а) «Задонщина
б) «Русская Правда»
в) «О Законе и Благодати»
г) «Повесть временных лет»
д) «Слово о полку Игореве» ж) Поучение В. Мономаха
9.Кто в 13 веке был сторонником выборности народом высшей исполнительной власти? Он же лишал (в своем учении) духовенство религиозной прерогативы - быть посредником между богом и людьми:
а) Падуанский
б) Бердяев
в) Герцен
г) Ф.Аквинский
д) М.Аврелий
10.Какой деятель написал «Комментарий к «Никомаховой Этике Аристотеля»:
а) Августин Блаженный
б) Фома Аквинский
в) Иоанн Златоуст
г) Сенека
д) Марк Аврелий
11.Кто автор знаменитых в средние века трудов «Сумма теологии», «О правлении государей»? В них автор выдвигает пять доказательств существования бога и четыре основных, с его точки зрения, закона:
а) Августин Блаженный
б) Фома Аквинский
в) Иоанн Златоуст
г) император Марк Аврелий
д) император Юстиниан
12.Какой деятель написал «Комментарий к «Политике» Аристотеля»:
а) Августин Блаженный
б) Сенека
в) Иоанн Златоуст
г) Фома Аквинский
д) Марк Аврелий
13.Какой деятель ввел в ИППУ понятие «суверенитет»:
а) М. ПадуанскиЙ
б) Фома Аквинский
в) Ш. Монтескье
г) Г. Гроций
д) Ж. Боден
14. Кто в работе «Защитник мира» (14 век) отвергал учение о божественном происхождении государства?:
а) Б. Спиноза
б) М. Падуанский
в) Ф. Аквинский
г) Я. Гус
д) Т.Мюнцер
15. Кто в 14 веке считал, что « Божественный закон указывает пути достижения вечного блаженства, определяет различия между грехами и заслугами перед Богом, а также наказания и награды в потустороннем мире, где судьей является Христос»:
а) М. Лютер
б) Макиавелли
в) Ж.Кальвин
г) Ф.Аквинский
д) М. Падуанский
16. Кто считал, что «государство возникает вследствие необходимости защиты частной собственности»:
а) Сократ
б) Платон
в) Аристотель
г) Ликург
д) Солон
17. Этот выдающийся теолог — мыслитель средневековья обосновал концепции «теодицеи» и «креационизма». Кто он?:
а) Э. Роттердамский
б) Августин Блаженный
в) Ф. Аквинский
г) И. Златоуст
д) Д. Дидро
18. Кто, проповедуя креационизм, говорил: «Все, что создано Богом, является абсолютным благом, поэтому абсолютного зла не может существовать... Оно рождается в деятельности человека»?:
а)А. Августин
б) Марк Аврелий
в) Э. Роттердамский
г) Т. Гоббс
д) Ф. Аквинский
19. Кто из мыслителей 16 века в канун Реформации порицал католическую церковь и духовенство, прозорливо предсказывая, что католическая религия «близка к своей гибели либо к мучительным испытаниям»:
а) Вольтер
б) Ламетри
в) Н.Макиавелли
г) Руссо
д) Гольбах
20. Родоначальники теологической теории происхождения государства:
а) Гоббс и Спиноза
б) Платон, Аристотель
в) Гроций, Руссо
г) Ф.Аквинский
д).Августин (Блаженный)
21. Кому принадлежит высказывание «Наша душа – это бог, нашедший приют в теле человека»; «Человек для человека – святыня»:
а) Платон
б) Сенека
в) Гроций
г) Руссо
д) Ф.Аквинский
22. Кто утверждал: «Все, что создано Богом, является абсолютным благом, поэтому абсолютного зла не может существовать… Оно рождается в деятельности человека»
а) Ф.Аквинский
б) Гоббс
в) Спиноза
г) Платон
д) Аристотель
23. Кто из русских мыслителей писал, что соблюдение законов – не только основа благополучия государства, но и нравственная база общественной жизни, а беззаконие означает падение нравственности?:
а) И. Волоцкий;
б) А. Курбский;
в) А. Филофей;
г) Ф. Карпов
д) И.Пересветов.
24. Кто из русских мыслителей заявлял о тождестве права и справедливости, а закон должен содержать реально выполнимые требования?:
а) А. Карпов
б) А. Курбский
в) И. Пересветов
г) А. Филофей
25. Кто говорил, что «Два Рима пали, третий - стоит, а четвертому не бывати»:
а) Н. Сорский
б) Филофей
в) Пересветов
г) Я. Мудрый
д) И. Волоцкий
26. Кто в своих посланиях (письмах) царю в 16 веке предлагал ограничить верховную власть сословно-представительным органом?:
а) Филофей
б) Сперанский
в)Пересветов
г) Курбский
д) И. Волоцкий
27. Кто в своих посланиях (письмах) царю в 16 веке предлагал варианты радикальной судебной и военной реформ?:
а) Пересветов
б) Сперанский
в) Филофей
г) Курбский
д) И. Волоцкий
28. Сборник постановлений церковного собора, проходившего в 16 веке с участием царя и членов Боярской думы, регулировал церковную жизнь, имущественные правоотношения и вопросы преступлений и наказаний, - это:
а) Четьи-Минеи
б) Стоглав
в) Судебник
г) Пятиглавие
д) Библия
29.Кто требовал отторжения всех богатств церкви и лишения ее права владения населенными землями:
а) Н. Сорский
б) Филофей
в) А. Блаженный
г) М. Падуанский
д) И. Волоцкий
30. Кто писал, что цель человеческого закона – «хорошая жизнь на земле». Цель божественного закона – вечное спасение?:
а)М. Падуанский
б) Сперанский
в) Филофей
г) Курбский
д) И. Волоцкий
Занятие 3
Выполнить контрольную работу
Общие методические указания
Ниже приводятся три варианта контрольных работ по истории политических и правовых учений. Студент в течении практического занятия должен подготовить контрольную работу по одному из вариантов, предложенному преподавателем.. Каждый вариант контрольной работы состоит из двух вопросов, относящихся к изученным разделам курса. Студент должен изучить рекомендованную литературу и источники, отобрать наиболее существенный фактический материал, продумать выводы и обобщения и глубоко раскрыть вопросы. Рекомендованный список литературы может быть дополнен по усмотрению студента.
Необходимо соблюдать общие требования к оформлению письменной работы: объем не должен превышать 15 страниц, работа должна быть написана от руки, чисто, аккуратно, в удобной для прочтения форме, страницы необходимо пронумеровать, оставив поля для замечаний рецензента. Каждая цитата (или иное обращение к литературному источнику) должна иметь соответствующую ссылку, оформленную соответствующим образом (автор, название, место и год издания, страница). Писать надо только о том, что непосредственно относится к вопросу, логично, аргументировано и в полном объёме.
Вариант 1
1. Идеальный политический и правовой строй в произведениях Платона "О государстве" и "Законы".
2. Политические и правовые учения Древней Руси (IX – XII века).
Методические указания
Для ответа на первый вопрос необходимо заранее ознакомиться с трудами Платона "Государство" и "Законы". Важно уяснить конструкцию идеального государства. Платон делил общество на три сословия, используя принцип разделения труда. Основой государства, по его мнению, являются четкие и суровые законы, которые регламентируют все вопросы жизни людей, а также принцип справедливости (только для свободных).
Ответ на второй вопрос должен строиться на основании изучения памятника русской политической литературы «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, а также русской летописи «Повесть временных лет» монаха Нестора по следующему плану: истоки политико-правовых учений и взглядов, их содержание, сущность и оценка.
Вариант 2
1. Проект идеального правового государства Аристотеля.
2. Русская политико-правовая мысль в XIV - XVI веках
Методические указания
Отвечая на первый вопрос, надо изучить политические тексты Аристотеля, знать его общую концепцию развития общества, государства и права. Следует обратить внимание на характеристику, данную Аристотелем, "правильной" формы государства (объединение двух неправильных форм: олигархии и демократии), которое он называет "полития". Особо следует отметить взгляды Аристотеля на роль права в идеальном государстве.
При освещении второго вопроса следует показать особенности социально-политической жизни Руси указанного периода, раскрыть сущность теории «Москва – Третий Рим», представления монаха Филофея об историческом процессе, легитимности царской власти, а также соотношении духовной и светской властей. Необходимо раскрыть содержание идейной борьбы «стяжателей» и «нестяжателей», проекты государственно-правового развития И.Грозного, А. Курбского, И. Пересветова.
Вариант 3
1. Особенности политико-правовой идеологии основных направлений ислама в странах Арабского Востока.
2. Учение Ф. Аквинского о законе и праве.
Методические указания
При подготовке к первому вопросу следует показать причины возникновения ислама, дать характеристику его основных источников, философских и мировоззренческих основ, главных отличий от христианства, взглядам на государство, право и власть.
Ответ на второй вопрос следует начать с характеристики Ф. Аквинского, как представителя учения называемого схоластикой. Затем необходимо показать теоретические основы учения Ф.Аквинского, дать классификацию системы права с подробным обоснованием каждой её части. Требуется осветить взгляды Ф. Аквинского на общество, государство, а также на то, как он решал вопрос соотношения церковной и государственной власти.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
История политических и правовых учений: учебник для вузов / под ред. О.В. Мартышина. - М. : Норма, 2008. - 899 с.
История политических и правовых учений : учебник для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - М. : Норма, 2009. - 704 с.
Дополнительная:
История политических и правовых учений : хрестоматия / под ред. О.Э. Лейста. - М. : Городец, 2007.
Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: конспект лекций. - М. : Юрайт-Издат, 2007.