Тема № 3 Политические и правовые учения в феодальном обществе

Занятие 1.

Дайте подробный ответ на следующие вопросы:

1.Каково было отношение христианства к языческому государству?

2.Какие теоретические проблемы вставали перед церковью в связи с христианизацией государства? Проанализируйте потенциально возможные варианты решения этих проблем.

3.Церковь может отождествляться с церковной иерархией и ее авторитетом. А может интерпретироваться как единство всех верующих во главе с самим Христом. Какие идеи Августина могли быть использованы для усиления первого понимания в ущерб второму? Аргументируйте свой ответ.

4.Сравните, как идея богоустановленности власти трактуется в христианской и в исламской традициях. Какие особенности мусульманского подхода вы можете назвать?

5.Каковы основные различия во взглядах на власть и собственность в раннем христианстве и первоначальном исламе? Чем можно объяснить эти различия?

6.В чем заключаются преимущества той формы правления, которую Фома Аквинский называл политической монархией?

7.Как концепция права Фомы Аквинского связана с христианской этикой?

8.Каковы особенности понимания свободы личности и условий ее достижения в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Иллариона?

9Какими причинами можно объяснить слабую расчлененность проблем этики, экономики, политики и права в памятниках древнерусской литературы? Сформулируйте несколько принципиально различных подходов к ответу на последний вопрос.

10.Исламские идеологи утверждают, что «мусульманская демократия основана на суверенитете шариата» - всецелом подчинении халифата мусульманскому праву. Что означает «суверенитет шариата» и каковы политико-правовые последствия реализации этого принципа?

Дайте аргументированный ответ на следующие вопросы:

11.Какими интересами объясняется тесный союз церкви и московской династии в деле формирования и укрепления Русского централизованного государства?

12.Как должны строиться отношения церкви и государства по учению православной церкви?

13.Русский политический идеал носит семейный характер. Царь в нем - «хозяин земли русской», (муж) и «батюшка» для крестьян. Как этот идеал повлиял на формирование политической культуры Московской Руси и ее политической мысли? Используйте при ответе на последний вопрос анализ идей «Сказания о царе Константине» И.С. Пересветова и полемику Ивана Грозного с Андреем Курбским.

Занятие 2

Дайте правильный ответ:

1.Кто в XI веке говорил об историческом значении принятия христианства на Руси, сравнивал иудаизм и христианство:

а) В.Мономах

б) Илларион

в) Пересветов

г) Я. Мудрый

д) Нестор

2.Кто считал, что историческое предназначение Русского государства «быть не Империей, а Святой Русью»:

а) Петр 1

б) Филофей

в) Пересветов

г) Я. Мудрый

д) И. Волоцкий

3.Кто говорил ( в 16 в.) , что право церкви обеспечивается имуществом. «Церковь должна быть богатой»:

а) И. Волоцкий

б) Пересветов

в) Я. Мудрый

г) Петр 1

д) Филофей

4.Кто в своих посланиях (письмах) царю в 16 веке предлагал варианты радикальной судебной и военной реформ:

а) Сперанский

б) Филофей

в) Курбский

г)Пересветов

д) И. Волоцкий

5.Что было ведущим сводом законов на Древней Руси вплоть до конца 16в:

а) «Повесть временных лет»

б) «Задонщина»

в) Москва - третий Рим»

г) «Русская Правда»

д) Судебник 1550

6.По чьей инициативе был принят Судебник 1550 г.:

а) И.Волоцкого

б) Сперанского

в) Курбского

г) Пересветова

д) Филофея

7.Кто говорил, что «Два Рима пали, третий – стоит, а четвертому не бывати»:

а)Пересветов

б) Филофей

в) Сперанский

г) Я. Мудрый

д) Петр 1

8. В каком источнике древнерусской правовой мысли впервые системно изложены нормы обычного права, правовое положение различных слоев общества, ответственность общины за преступления своих членов:

а) «Задонщина

б) «Русская Правда»

в) «О Законе и Благодати»

г) «Повесть временных лет»

д) «Слово о полку Игореве» ж) Поучение В. Мономаха

9.Кто в 13 веке был сторонником выборности народом высшей исполнительной власти? Он же лишал (в своем учении) духовенство религиозной прерогативы - быть посредником между богом и людьми:

а) Падуанский

б) Бердяев

в) Герцен

г) Ф.Аквинский

д) М.Аврелий

10.Какой деятель написал «Комментарий к «Никомаховой Этике Аристотеля»:

а) Августин Блаженный

б) Фома Аквинский

в) Иоанн Златоуст

г) Сенека

д) Марк Аврелий

11.Кто автор знаменитых в средние века трудов «Сумма теологии», «О правлении государей»? В них автор выдвигает пять доказательств существования бога и четыре основных, с его точки зрения, закона:

а) Августин Блаженный

б) Фома Аквинский

в) Иоанн Златоуст

г) император Марк Аврелий

д) император Юстиниан

12.Какой деятель написал «Комментарий к «Политике» Аристотеля»:

а) Августин Блаженный

б) Сенека

в) Иоанн Златоуст

г) Фома Аквинский

д) Марк Аврелий

13.Какой деятель ввел в ИППУ понятие «суверенитет»:

а) М. ПадуанскиЙ

б) Фома Аквинский

в) Ш. Монтескье

г) Г. Гроций

д) Ж. Боден

14. Кто в работе «Защитник мира» (14 век) отвергал учение о божественном происхождении государства?:

а) Б. Спиноза

б) М. Падуанский

в) Ф. Аквинский

г) Я. Гус

д) Т.Мюнцер

15. Кто в 14 веке считал, что « Божественный закон указывает пути достижения вечного блаженства, определяет различия между грехами и заслугами перед Богом, а также наказания и награды в потустороннем мире, где судьей является Христос»:

а) М. Лютер

б) Макиавелли

в) Ж.Кальвин

г) Ф.Аквинский

д) М. Падуанский

16. Кто считал, что «государство возникает вследствие необходимости защиты частной собственности»:

а) Сократ

б) Платон

в) Аристотель

г) Ликург

д) Солон

17. Этот выдающийся теолог — мыслитель средневековья обосновал концепции «теодицеи» и «креационизма». Кто он?:

а) Э. Роттердамский

б) Августин Блаженный

в) Ф. Аквинский

г) И. Златоуст

д) Д. Дидро

18. Кто, проповедуя креационизм, говорил: «Все, что создано Богом, является абсолютным благом, поэтому абсолютного зла не может существовать... Оно рождается в деятельности человека»?:

а)А. Августин

б) Марк Аврелий

в) Э. Роттердамский

г) Т. Гоббс

д) Ф. Аквинский

19. Кто из мыслителей 16 века в канун Реформации порицал католическую церковь и духовенство, прозорливо предсказывая, что католическая религия «близка к своей гибели либо к мучительным испытаниям»:

а) Вольтер

б) Ламетри

в) Н.Макиавелли

г) Руссо

д) Гольбах

20. Родоначальники теологической теории происхождения государства:

а) Гоббс и Спиноза

б) Платон, Аристотель

в) Гроций, Руссо

г) Ф.Аквинский

д).Августин (Блаженный)

21. Кому принадлежит высказывание «Наша душа – это бог, нашедший приют в теле человека»; «Человек для человека – святыня»:

а) Платон

б) Сенека

в) Гроций

г) Руссо

д) Ф.Аквинский

22. Кто утверждал: «Все, что создано Богом, является абсолютным благом, поэтому абсолютного зла не может существовать… Оно рождается в деятельности человека»

а) Ф.Аквинский

б) Гоббс

в) Спиноза

г) Платон

д) Аристотель

23. Кто из русских мыслителей писал, что соблюдение законов – не только основа благополучия государства, но и нравственная база общественной жизни, а беззаконие означает падение нравственности?:

а) И. Волоцкий;

б) А. Курбский;

в) А. Филофей;

г) Ф. Карпов

д) И.Пересветов.

24. Кто из русских мыслителей заявлял о тождестве права и справедливости, а закон должен содержать реально выполнимые требования?:

а) А. Карпов

б) А. Курбский

в) И. Пересветов

г) А. Филофей

25. Кто говорил, что «Два Рима пали, третий - стоит, а четвертому не бывати»:

а) Н. Сорский

б) Филофей

в) Пересветов

г) Я. Мудрый

д) И. Волоцкий

26. Кто в своих посланиях (письмах) царю в 16 веке предлагал ограничить верховную власть сословно-представительным органом?:

а) Филофей

б) Сперанский

в)Пересветов

г) Курбский

д) И. Волоцкий

27. Кто в своих посланиях (письмах) царю в 16 веке предлагал варианты радикальной судебной и военной реформ?:

а) Пересветов

б) Сперанский

в) Филофей

г) Курбский

д) И. Волоцкий

28. Сборник постановлений церковного собора, проходившего в 16 веке с участием царя и членов Боярской думы, регулировал церковную жизнь, имущественные правоотношения и вопросы преступлений и наказаний, - это:

а) Четьи-Минеи

б) Стоглав

в) Судебник

г) Пятиглавие

д) Библия

29.Кто требовал отторжения всех богатств церкви и лишения ее права владения населенными землями:

а) Н. Сорский

б) Филофей

в) А. Блаженный

г) М. Падуанский

д) И. Волоцкий

30. Кто писал, что цель человеческого закона – «хорошая жизнь на земле». Цель божественного закона – вечное спасение?:

а)М. Падуанский

б) Сперанский

в) Филофей

г) Курбский

д) И. Волоцкий

Занятие 3

Выполнить контрольную работу

Общие методические указания

Ниже приводятся три варианта контрольных работ по истории политических и правовых учений. Студент в течении практического занятия должен подготовить контрольную работу по одному из вариантов, предложенному преподавателем.. Каждый вариант контрольной работы состоит из двух вопросов, относящихся к изученным разделам курса. Студент должен изучить рекомендованную литературу и источники, отобрать наиболее существенный фактический материал, продумать выводы и обобщения и глубоко раскрыть вопросы. Рекомендованный список литературы может быть дополнен по усмотрению студента.

Необходимо соблюдать общие требования к оформлению письменной работы: объем не должен превышать 15 страниц, работа должна быть написана от руки, чисто, аккуратно, в удобной для прочтения форме, страницы необходимо пронумеровать, оставив поля для замечаний рецензента. Каждая цитата (или иное обращение к литературному источнику) должна иметь соответствующую ссылку, оформленную соответствующим образом (автор, название, место и год издания, страница). Писать надо только о том, что непосредственно относится к вопросу, логично, аргументировано и в полном объёме.

Вариант 1

1. Идеальный политический и правовой строй в произведениях Платона "О государстве" и "Законы".

2. Политические и правовые учения Древней Руси (IX – XII века).

Методические указания

Для ответа на первый вопрос необходимо заранее ознакомиться с трудами Платона "Государство" и "Законы". Важно уяснить конструкцию идеального государства. Платон делил общество на три сословия, используя принцип разделения труда. Основой государства, по его мнению, являются четкие и суровые законы, которые регламентируют все вопросы жизни людей, а также принцип справедливости (только для свободных).

Ответ на второй вопрос должен строиться на основании изучения памятника русской политической литературы «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, а также русской летописи «Повесть временных лет» монаха Нестора по следующему плану: истоки политико-правовых учений и взглядов, их содержание, сущность и оценка.

Вариант 2

1. Проект идеального правового государства Аристотеля.

2. Русская политико-правовая мысль в XIV - XVI веках

Методические указания

Отвечая на первый вопрос, надо изучить политические тексты Аристотеля, знать его общую концепцию развития общества, государства и права. Следует обратить внимание на характеристику, данную Аристотелем, "правильной" формы государства (объединение двух неправильных форм: олигархии и демократии), которое он называет "полития". Особо следует отметить взгляды Аристотеля на роль права в идеальном государстве.

При освещении второго вопроса следует показать особенности социально-политической жизни Руси указанного периода, раскрыть сущность теории «Москва – Третий Рим», представления монаха Филофея об историческом процессе, легитимности царской власти, а также соотношении духовной и светской властей. Необходимо раскрыть содержание идейной борьбы «стяжателей» и «нестяжателей», проекты государственно-правового развития И.Грозного, А. Курбского, И. Пересветова.

Вариант 3

1. Особенности политико-правовой идеологии основных направлений ислама в странах Арабского Востока.

2. Учение Ф. Аквинского о законе и праве.

Методические указания

При подготовке к первому вопросу следует показать причины возникновения ислама, дать характеристику его основных источников, философских и мировоззренческих основ, главных отличий от христианства, взглядам на государство, право и власть.

Ответ на второй вопрос следует начать с характеристики Ф. Аквинского, как представителя учения называемого схоластикой. Затем необходимо показать теоретические основы учения Ф.Аквинского, дать классификацию системы права с подробным обоснованием каждой её части. Требуется осветить взгляды Ф. Аквинского на общество, государство, а также на то, как он решал вопрос соотношения церковной и государственной власти.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

История политических и правовых учений: учебник для вузов / под ред. О.В. Мартышина. - М. : Норма, 2008. - 899 с.

История политических и правовых учений : учебник для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - М. : Нор­ма, 2009. - 704 с.

Дополнительная:

История политических и правовых учений : хресто­матия / под ред. О.Э. Лейста. - М. : Городец, 2007.

Мачин И.Ф. История политических и правовых уче­ний: конспект лекций. - М. : Юрайт-Издат, 2007.

Наши рекомендации