Социальная защита отдельных категорий граждан в РФ
В настоящее время оказывается социальная защита отдельным категориям граждан в Российской Федерации, однако, виды подобной защиты ограничены. Так, например, нет таких видов оказания социальной помощи как оказание социальных услуг, в том числе на дому, организация бесплатного питания и др., но, тем не менее, такие мероприятия ещё проводятся в рамках благотворительных акций помощи нуждающемуся населению[25]. Однако это не означает, что в настоящее время государственная социальная помощь будет оказываться в значительно меньших размерах, так как Федеральный закон «О государственной социальной помощи» предусматривает наиболее общие виды оказания данной помощи, прежде всего данный закон предусматривает большее количество денежных выплат, которые могут расходоваться её получателями как по своему усмотрению, так и в соответствии с теми целями, на которые она предоставлена[26].
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О государственной социальной помощи» различают следующие виды оказания государственной социальной помощи:
- денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);
- натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи) (Приложение Б).
Денежные выплаты могут оказываться в виде социальных пособий, субсидий, компенсаций и других выплат.
Социальное пособие – это безвозмездное предоставление гражданам некоторой суммы денежных средств за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.
Данным пособиям присущи следующие характерные признаки:
- она безвозмездна;
- выплачивается в фиксированных законом размерах.
Следует отметить, что по поводу выплаты и назначения социальных пособий для граждан зачастую возникают судебные споры. Так, в частности, можно привести следуюещий пример.
К. является матерью пятерых детей. Справкой Казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» от 06 октября 2016 года № подтверждается, что у К. имеется переплата ежемесячного пособия на ребёнка и ежемесячной денежной выплаты на третьего и каждого последующего ребёнка в размере 179 782 рубля, в связи с чем производится удержание излишне полученной суммы в размере 20% ежемесячно из текущих выплат.
Полагая указанные удержания незаконными К. обратилась у суд с иском, с учётом заявления об изменении требований от 05 октября 2016 года, просила обязать Казённое учреждение Вологодской области «Центр социальных выплат» произвести перерасчёт ежемесячной денежной выплаты на третьего и каждого последующего ребёнка, ежемесячного пособия на детей с 21 ноября 2014 года по 26 октября 2015 года.
Меры социальной поддержки истцу должны быть предоставлены по месту её фактического проживания Казенным учреждением Вологодской области «Центр социальных выплат», которое является надлежащим ответчиком по данному делу.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению[27].
В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» не указывается определённый размер выплаты пособий, однако он устанавливает предельный размер данной помощи. Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко; проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, определяется законодательством субъекта в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Следовательно, размер государственной социальной помощи в целом зависит от доходов тех кто ее получает, причем важно заметить, что сумма помощи не должна превышать минимальный прожиточный минимум.
- являются материальной поддержкой граждан;
На данный момент всем известно, что в России значительное количество людей живут очень бедно и многим не хватает денежных средств на элементарные лекарства и необходимые товары для поддержания жзнедеятельности, поэтому для них государство предусмотрело материальную поддержку в виде денежного пособия. Однако, суды зачастую вынуждены отказывать в назначении материальной поддрежки по обстоятельствам, которые не являются подлежащими удовлетворению.
Так, например, Б. обратилась в суд с требованием о взыскании с КУ ВО «Центр социальных выплат» компенсации морального вреда, мотивируя тем, что ей ответчиком не оказывается денежная социальная помощь. В июле 2016 года в связи жаркой погодой вышел из строя холодильник, в связи с чем до покупки нового холодильника ей пришлось испытать нравственные страдания. Указывает на то, что является инвалидом № группы. Справка об инвалидности и справка от терапевта о состоянии ее здоровья в летний период были направлены ею в КУ ВО «Центр социальных выплат». Справку о доходах семьи в центр социальных выплат представить не могла, сын в летний период проходил неоплачиваемую практику, устроиться на работу не мог. Квартира, в которой она проживает, требует ремонта, ранее неоднократно в ней возникали протечки с крыши дома, в связи с чем пришлось менять всю электропроводку. Центр социальных выплат требует предоставить документы по стоимости замены электропроводки, однако никакого договора по ее замене она не оформляла, проводку провели пенсионеры без договора. Представить документы по стоимости ремонта холодильника также не может ввиду того, что без осуществления ремонта, сведений о его стоимости мастерские не дают. Просит возместить понесенный ею моральный ущерб.
Определением суда, внесенным в протокол от 10.10.2016г., в качестве соответчика привлечено БУ СО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Вологды «Доверие».
В судебном заседании Б. заявленные требования уточнила, просила взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб. Указала на плохое состояние здоровья и на желание получить единовременную социальную выплату. Пояснила, что ранее не однократно обращалась к ответчикам за предоставлением материальной помощи. Помощь ей была оказана, но в меньшем размере, чем она рассчитывала. Не согласна с тем, что с нее требуют документы, подтверждающие замену электропроводки.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд не находит оснований для удовлетворения требования Б. о взыскании в ее пользу компенсации морального вреда, поскольку наличие факта причинения ей такого вреда действиями ответчиков не установлено. Более того суд не усматривает в действиях КУ ВО «Центр социальных выплат» и БУ СО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Вологды «Доверие» каких-либо нарушений прав истца.
Таким образом, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд решил в удовлетворении исковых требований Б. к КУ ВО «Центр социальных выплат», БУ СО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Вологды «Доверие» о компенсации морального вреда отказать в полном объеме[28].
- выплачиваются за счёт средств соответствующего бюджета;
Федеральный закон «О государственной социальной помощи» точно указывает, из каких бюджетов выделяются средства на выплату пособий. В соответствии со ст. 5 вышеназванного закона источниками оказания помощи являются средства бюджетов всех уровней. В случае недостаточности средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов на оказание данного вида помощи, такие средства выделяются за счет бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы нашей страны или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством РФ[29].
Субсидия – это оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг.Главный отличительный признак субсидий – это целевое назначение.Так как они предоставляются гражданам с определенной целью и лица получившие субсидию обязаны расходовать ее только по назначению.
Компенсация – возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.И выплачивается лицам, которые уже произвели соответствующие расходы, устанавливается законодательством.
Кроме денежных выплат государственная социальная помощь может оказываться и в натуральном виде. При этом органам исполнительной власти на местах Закон дает самые широкие полномочия: они вправе оказывать помощь как в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации), так и в натуральной форме. Очень часто получается так, что денег в бюджете не хватает, но местные власти, как правило, всегда имеют возможность помочь топливом, продуктами питания, одеждой, обувью, медикаментами и т.п[30].
Конечно, для малоимущих одиноко проживающих граждан и малоимущих семей предпочтительнее получать данную помощь в виде денежных средств и самостоятельно распоряжаться ими. Однако, как показывает жизнь для данной категории населения очень важна не только денежная, но и натуральная помощь.
Данный факт имеет важное значение, так как в настоящее время с каждым годом дефицит бюджета увеличивается, и как следствие этого малоимущие граждане даже при наличии Закона о государственной помощи могут остаться без неё в результате того, что государственные органы будут ссылаться на нехватку денежных средств в бюджете.
Следует отметить, что зачастую споры по поводу жилищных субсидий и льгот судами отклоняются. Так, например, можно привести следующее решение суда.
К. обратилась в суд с иском, указав, что ей 65 лет, является инвалидом 2 группы по зрению. Ей присвоен статус гражданина, находящегося в особой жизненной ситуации. В 1992 году в связи с закрытием учреждения в котором осуществляла трудовую деятельность, она выехала из адреса. С 02.06.2008 состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории граждан «пенсионеры», выехавших из районов Крайнего Севера. Очередь в областном сводном списке на 2016 год №. Проживает в адресе. 10.06.2016 межведомственной комиссией по оценке жилых помещений дом признан непригодным для проживания. В настоящее время находится в трудной жизненной ситуации: в доме нет воды, холодно, нет связи, нет подъезда к дому. 09.06.2016 на ее обращения получен ответ Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области, согласно которому, ускорить движение очереди на предоставление жилья невозможно.
Просила суд признать незаконными действия Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области; обязать Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области предоставить вне очереди жилое помещение.
К. было предоставлено по договору социального найма жилое помещение. Вместе с тем от предоставленной квартиры К. отказалась, изъявила желание состоять на учете на получение субсидии как гражданин, выехавший из районов Крайнего Севера. Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).
Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, которая является мерой социальной поддержки в жилищной сфере, непосредственно из Конституции РФ не вытекает. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе, как это следует из статей 40 и 71 (пункты «в», «е», «з») Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан. Соответственно, положения Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», предусматривающие определенные категории получателей жилищной субсидии, а также очередность ее предоставления исходя из особенностей этих категорий, сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права граждан.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ[31], суд решил исковые требования К. к Департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области о предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения[32].
Видят политические деятели и решение вопроса улучшения положения малообеспеченных групп населения, в привлечении дополнительных средств. Одним из таких путей, может смело считаться предоставляемая нашей стране гуманитарная помощь.
Гуманитарная помощь, как известно, оказывается тогда, когда необходимо поддерживать (по разным причинам) социально незащищённые слои населения. Как правило, это бывает во время стихийных бедствий, войн, катастроф, а также на сложных этапах социального и экономического развития. Сейчас такой период наступил и для России (повторно).
Получением и распределением гуманитарной помощи занимается созданная в соответствии с постановлением Правительства РФ, принятым 29 сентября 1997 года. Комиссия по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве России. Она же имеет право относить к гуманитарной помощи грузы, поступающие из-за рубежа на безвозмездной основе. Это, как правило, продовольствие, товары народного потребления первой необходимости (одежда, обувь, медикаменты, медицинское оборудование).
Что касается гуманитарной помощи в форме лекарств, то часть их будет отпускаться бесплатно, часть – продаваться. Проблема в том, что иностранцы хотят лечить по своим стандартам, но это может привести к нежелательным последствиям – привыканию к данному лекарству[33].
Существуют разработанные стандарты потребностей в продуктах различных слоев населения. Приоритет при оказании помощи должен отдаваться нуждающимся многодетным семьям, инвалидам, одиноким пенсионерам. Органы соцзащиты на местах располагают сведениями о среднедушевых доходах, поэтому могут сами решать, кому помощь нужна в первую очередь. Но может быть принята и заявительная форма. Однако ясно: нельзя просто механически раздавать продукты, одежду. Нужно знать и каков конечный результат гуманитарной акции. Прежде всего, необходимо руководствоваться прожиточным минимумом, помогать тем, кто имеет доход ниже этого минимума. Следует иметь в виду и то, что в списках нуждающихся могут не значиться те, кто только сейчас, стали таковыми.