Идея договорного происхождения государства в учении Эпикура.
Эпикур (341-270 до н.э.) основал в Афинах школу "Сад Эпикура", среди его основных трудов: "Главные мысли", "О природе". Об Эпикуре мы узнаем от его ученика, римского писателя Лукреция Кара. Высшее благо, по Эпикуру, - счастье человека, которого можно достичь, умело выбирая наслаждение. При этом прочное наслаждение предпочтительнее преходящего. Человек не должен принимать активного участия в политической жизни: "Живи незаметно"
Люди всегда стремятся к общей пользе, вступая между собой в договор и устанавливая законы. Т.о. они соглашаются не причинять друг другу вреда, чтобы не испытывать страха, т.е. создают право, которое т.о. является продуктом общественного договора, как, впрочем, и государство. Нарушитель закона утрачивает права. Закон защищает мудрых от толпы.
Для каждого места и времени - своя справедливость, т.о. законы являются лишь формой, их содержание весьма изменчиво. Однако любая справедливость является соглашением об общей пользе. Вместе с тем, законы и любые действия властей должны соответствовать естественной справедливости (естественному праву).
Эпикур отвергает веру в богов. Эпикур выступал против показной роскоши. У Эпикура было много учеников (эпикурейцев), среди них было много женщин и рабов, ведь они были наиболее обделены в древнем рабовладельческом обществе, а Эпикур выступал за равенство (во всяком случае, правовое) всех людей.
Эпикур сильно повлиял на некоторых римских деятелей - упоминавшегося уже Лукреция Кара, Горация и др. Спустя века над идеями Эпикура стал работать философ Гассенди, который в итоге стал его сильно критиковать.
25. Политико-правовое учение стоиков (ранняя стоя). Зенон. Идея "мирового государства" в учении стоиков.
Основателем стоицизма принято считать Зенона Китийского (336-264 до н.э.), он родился в Китионе, жил в Афинах. Сначала Зенон примыкал к киникам (циникам). Киники считали, что высшее благо заключается в полном равнодушии, тотальной апатии к внешним благам. Киники всячески подавляли свои страсти, именно поэтому киник Диоген жил в бочке. Также Зенон Китийский воспринял творческое наследие Сократа, Аристотеля. Около 300 до н.э. Зенон начинает преподавать в Афинах, в школе "Пестрый зал" (по-гречески: "стоя-по-экиле", отсюда сами названия "стоическая школа", "стоя", "стоики"). Сама эта школа просуществовала примерно до 200 н.э. Благодаря ей идеи Зенона Китийского развили его ученики и последователи. В стоицизме выделяют древний этап (IV-IIIвв. до н.э., Панетий, Зенон Китийский, Клеанф, Хрисипп), средний этап (II-Iвв. до н.э., Панетий (тот же, он жил так долго, что сумел застать два этапа), Посидоний), новый (римский) этап (I-IIвв. н.э., Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).
По мнению стоиков, все мироздание управляется судьбой, имеющей божественный смысл, которая является Разумом и Законом всего сущего, естественным законом, общим для всех. Естественный закон обладает божественной силой, предписывающей правильное и запрещающей неправильное. Фатальности, неизбежности, судьбе подчиняются все люди. Идеал мудреца - жить сообразно природе, в соответствии с Разумом, Добродетелью. Все преходящие, чувственные наслаждения не имеют никакой цены. Государство и право существуют по природе, а не по воле людей. Государство возникает из-за природной связи людей, следовательно, общественная жизнь имеет естественные начала (а не договорные, как полагал Эпикур). Позитивный закон всегда должен отражать требования естественного права.
Политический идеал стоиков - мировое государство ("космополис"). Ведь все люди, писали Зенон и Хрисипп, и по своей природе, и по закону мироздания в целом, являются гражданами единого мирового государства, по сути, всей вселенной, единство которой зиждется на универсальности естественного (справедливого, божественного) права.
Рабство не имеет оправдания, т.к. противоречит общему закону. Но стоики все же не выступали за отмену физического рабства, ратуя лишь за всеобщую духовную свободу.
26. Учение о государстве Полибия: происхождение, сущность, круговорот форм государства.
Полибий (около 200-120 до н.э.) родился в Мегалополисе в знатной семье. После римско-македонской войны его в качестве заложника забрали в Рим, где он стал апологетом римского республиканского государственного строя. Там же на Полибия серьезное влияние оказал стоицизм.
Среди трудов Полибия: "(Всемирная) история" (в 40 книгах), до нас дошли лишь 5 книг из "Истории" Полибия. Полибий считал Рим состоявшимся космополисом (мировым государством). Полибий, как и Платон, много писал о круговороте форм государства. Сначала, по мнению Полибия, люди жили в естественном состоянии - без государства и права, по принципу "побеждает сильнейший" Но со временем слабые люди собрались в толпу и, посовещавшись, отдали власть мудрым. Т.о. возникла исторически первая правильная форма правления - монархия.
Монархия (+) а Тирания (-) а Аристократия (+) а Олигархия (-) а Демократия (+) а Охлократия (-) а Монархия (+)
Монархия основана на праве.
Тирания основана на силе.
Аристократия, по Полибию, является лучшей формой правления.
Все вышеуказанное - простые формы правления. Вместе с тем, наилучшей является смешанная форма правления (сочетающая элементы всех справедливых форм правления, т.е. со знаком "+"). Поэтому наилучшим государственным строем Полибий считал тот, который сочетал элементы монархии, аристократии и демократии, т.е. римский республиканский строй, обеспечивающий разделение властей между консулами (олицетворяющими царскую власть, т.е. элемент монархии), сенатом (олицетворяющим аристократическую власть, т.е. элемент аристократии) и народным собранием (олицетворяющим демократическую власть, т.е. элемент демократии). При этом основой государства Полибий полагал прирожденную богобоязнь римлян.