Уполномоченный по правам человека. В соответствии с Конституцией РФ в системе правозащитных органов существует институт Уполномоченного по правам человека
В соответствии с Конституцией РФ в системе правозащитных органов существует институт Уполномоченного по правам человека. К ведению Государственной Думы относится назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.
Деятельность Уполномоченного по правам человека дополняет средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
Уполномоченный по правам человека при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
В субъектах РФ должности уполномоченных по правам человека могут учреждаться в соответствии с конституциями, уставами субъектов РФ.
Уполномоченный по правам человека способствует восстановлению нарушенных прав, выступает с законодательной инициативой по совершенствованию действующего законодательства РФ о правах человека и гражданина, а также приведению норм российского права в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, содействует налаживанию и развитию сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
На должность Уполномоченного по правам человека может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, который обладает познаниями в области прав и свобод человека гражданина и имеет практический опыт их защиты.
Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих. Но жалобы на действия перечисленных органов и должностных лиц могут приняты в том случае, если заявитель предпринимал уже попытки обжаловать эти действия как в судебном, так и административном порядке. Заявителями также могут быть граждане, находящиеся в местах принудительного содержания. Жалобы, адресованные Уполномоченному по правам человека лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному по правам человека.
По закону жалобу следует подавать не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда ему стало известно о их нарушении.
Жалоба на имя Уполномоченного по правам человекадолжна содержать фамилию, имя, отчество заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия) нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы. К жалобе допускается приложение копий принятых по жалобе решений судебными и административными органами.
В процессе рассмотрения жалобы Уполномоченному предоставлено право:
— беспрепятственно посещать все государственные органы, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллективных органов, посещать различного рода учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм собственности, воинские части, общественные объединения;
— запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
— получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
— проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
— поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим исследованию в ходе рассмотрения жалобы;
— знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством по делам и материалам, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.
Направление Уполномоченному по правам человека информации, содержащей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством об охране этой тайны. Закон представляет Уполномоченному по правам человека возможность отказаться от дачи показаний по гражданскому и уголовному делу о ставших известных ему обстоятельствах при выполнении своих обязанностей.
Процедура рассмотрения жалобы обязывает Уполномоченного по правам человека предоставлять органам государственной власти и самоуправления, должностным лицам, в чьих действиях он усматривает нарушение гражданских прав и свобод возможность дать свои объяснения по рассматриваемым вопросам.
До вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении жалобы, разглашению не подлежат. Уполномоченный по правам человека также не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других заинтересованных лиц без их письменного согласия.
О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека обязан уведомить заявителя. Одновременно Уполномоченный по правам человека обязан направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в действиях которых он находит нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, с изложением рекомендации, относительно возможных и необходимых мер, направленных на восстановление нарушенных прав и свобод.
По итогам рассмотрения жалобыУполномоченный по правам человека вправе:
— обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод гражданина, также через своего представителя участвовать в процессе согласно установленным законам формах;
— обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях которого усматриваются нарушения прав и свобод гражданина;
— обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо судьи;
— изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
— обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Заявления и жалобы Уполномоченного по правам человека в суд, прокуратуру государственной пошлиной не облагаются.
По итогам собственной деятельности, анализа практики и информации о нарушении прав и свобод гражданина Уполномоченный по правам человека вправе:
— направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;
— обращаться к субъектам, обладающим правом законодательной инициативы с предложениями об изменении и дополнении действующего законодательства либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Федерации, если, по его мнению, решения и действия государственных органов и должностных лиц нарушают права и свободы граждан свершаются на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, либо в силу существующих пробелов в законодательстве разного уровня, либо случае, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.
Должностные лица бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для выполнения его обязанностей.
По итогам календарного года Уполномоченный по правам человека направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, обеим палатам Федерального Собрания, Правительству Российской Федерации, Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду и Генеральному прокурору Российской Федерации.