Уполномоченный по правам человека. В соответствии с Конституцией РФ в системе правозащитных органов существует институт Упол­номоченного по правам человека

В соответствии с Конституцией РФ в системе правозащитных органов существует институт Упол­номоченного по правам человека. К ведению Госу­дарственной Думы относится назначение на долж­ность и освобождение от должности Уполномочен­ного по правам человека, действующего в соответ­ствии с федеральным конституционным законом.

Деятельность Уполномоченного по правам чело­века дополняет средства защиты прав и свобод гра­ждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетен­ции государственных органов, обеспечивающих за­щиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Уполномоченный по правам человека при осу­ществлении своих полномочий независим и непод­отчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

В субъектах РФ должности уполномоченных по правам человека могут учреждаться в соответствии с конституциями, уставами субъектов РФ.

Уполномоченный по правам человека способст­вует восстановлению нарушенных прав, выступает с законодательной инициативой по совершенствова­нию действующего законодательства РФ о правах человека и гражданина, а также приведению норм российского права в соответствие с общепризнан­ными принципами и нормами международного пра­ва, содействует налаживанию и развитию сотрудни­чества в области прав человека, правовому просве­щению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

На должность Уполномоченного по правам че­ловека может быть назначен гражданин Россий­ской Федерации не моложе 35 лет, который облада­ет познаниями в области прав и свобод человека гражданина и имеет практический опыт их защиты.

Уполномоченный по правам человека рассмат­ривает жалобы граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, госу­дарственных служащих. Но жалобы на действия пе­речисленных органов и должностных лиц могут приняты в том случае, если заявитель предприни­мал уже попытки обжаловать эти действия как в су­дебном, так и административном порядке. Заявите­лями также могут быть граждане, находящиеся в местах принудительного содержания. Жалобы, ад­ресованные Уполномоченному по правам человека лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест прину­дительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному по правам человека.

По закону жалобу следует подавать не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда ему стало известно о их нарушении.

Жалоба на имя Уполномоченного по правам чело­векадолжна содержать фамилию, имя, отчество заявителя, изложение существа решений или дей­ствий (бездействия) нарушивших или нарушаю­щих, по мнению заявителя, его права и свободы. К жалобе допускается приложение копий приня­тых по жалобе решений судебными и администра­тивными органами.

В процессе рассмотрения жалобы Уполномочен­ному предоставлено право:

— беспрепятственно посещать все государствен­ные органы, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллективных ор­ганов, посещать различного рода учреждения и ор­ганизации независимо от организационно-право­вых форм собственности, воинские части, общест­венные объединения;

— запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

— получать объяснения должностных лиц и го­сударственных служащих, исключая судей, по во­просам, подлежащим выяснению в ходе рассмотре­ния жалобы;

— проводить самостоятельно или совместно с ком­петентными государственными органами, должност­ными лицами и государственными служащими про­верку деятельности государственных органов, орга­нов местного самоуправления и должностных лиц;

— поручать компетентным государственным уч­реждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим исследованию в ходе рассмотрения жалобы;

— знакомиться с уголовными, гражданскими де­лами и делами об административных правонаруше­ниях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными произ­водством по делам и материалам, по которым отка­зано в возбуждении уголовных дел.

Направление Уполномоченному по правам че­ловека информации, содержащей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законода­тельством об охране этой тайны. Закон представля­ет Уполномоченному по правам человека возмож­ность отказаться от дачи показаний по гражданско­му и уголовному делу о ставших известных ему об­стоятельствах при выполнении своих обязанностей.

Процедура рассмотрения жалобы обязывает Уполномоченного по правам человека предостав­лять органам государственной власти и самоуправ­ления, должностным лицам, в чьих действиях он усматривает нарушение гражданских прав и свобод возможность дать свои объяснения по рассматри­ваемым вопросам.

До вынесения окончательного решения мате­риалы, полученные при рассмотрении жалобы, раз­глашению не подлежат. Уполномоченный по пра­вам человека также не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других заин­тересованных лиц без их письменного согласия.

О результатах рассмотрения жалобы Уполномо­ченный по правам человека обязан уведомить зая­вителя. Одновременно Уполномоченный по пра­вам человека обязан направить государственному органу, органу местного самоуправления или долж­ностному лицу, в действиях которых он находит на­рушение прав и свобод граждан, свое заключение, с изложением рекомендации, относительно возмож­ных и необходимых мер, направленных на восста­новление нарушенных прав и свобод.

По итогам рассмотрения жалобыУполномочен­ный по правам человека вправе:

— обратиться в суд с заявлением в защиту нару­шенных прав и свобод гражданина, также через своего представителя участвовать в процессе со­гласно установленным законам формах;

— обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисципли­нарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях которого усматриваются нарушения прав и свобод гражданина;

— обратиться в суд или прокуратуру с ходатайст­вом о проверке вступившего в законную силу реше­ния, приговора суда, определения или постановле­ния суда либо судьи;

— изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присут­ствовать при судебном рассмотрении дела в поряд­ке надзора;

— обращаться в Конституционный Суд РФ с жа­лобой на нарушение конституционных прав и сво­бод граждан законом, примененным или подлежа­щим применению в конкретном деле.

Заявления и жалобы Уполномоченного по пра­вам человека в суд, прокуратуру государственной пошлиной не облагаются.

По итогам собственной деятельности, анализа практики и информации о нарушении прав и сво­бод гражданина Уполномоченный по правам чело­века вправе:

— направлять государственным органам, орга­нам местного самоуправления и должностным ли­цам свои замечания и предложения общего харак­тера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;

— обращаться к субъектам, обладающим правом законодательной инициативы с предложениями об изменении и дополнении действующего законода­тельства либо о восполнении пробелов в федераль­ном законодательстве и законодательстве субъек­тов Федерации, если, по его мнению, решения и действия государственных органов и должностных лиц нарушают права и свободы граждан свершают­ся на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, либо в силу существующих пробелов в законодательстве разного уровня, либо случае, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международ­ного права и международным договорам Российской Федерации.

Должностные лица бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для выполнения его обязанностей.

По итогам календарного года Уполномоченный по правам человека направляет доклад о своей дея­тельности Президенту Российской Федерации, обеим палатам Федерального Собрания, Прави­тельству Российской Федерации, Конституционно­му Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражно­му Суду и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Наши рекомендации