Органы и должностные лица местного самоуправления
Местное самоуправление – это, прежде всего, совместная и целенаправленная деятельность людей, поэтому она невозможна без определенных организационных структур и форм. К организационным структурам относятся определенные институциональные образования, в рамках которых возможно местное самоуправление. К ним можно отнести как те, в которых осуществляется непосредственное самоуправление народа (собрания, сходы), так и специальные органы, выражающие интересы и волю граждан (представительные и исполнительные органы местного самоуправления). Организационные формы местного самоуправления – это процессы и процедуры, обеспечивающие согласованность, последовательность, субординацию действий различных субъектов местного самоуправления. Они также весьма многообразны: местные выборы, референдумы, обращения граждан, организация работы органов местного самоуправления.
Изучение и понимание организационных основ местного самоуправления чрезвычайно важно, ибо местное самоуправление как управленческая наука в первую очередь занимается оптимизацией организационных структур и форм, в рамках которых граждане решают вопросы местного значения. ( В то же время правовые основы изучаются главным образом в рамках муниципального права, экономические основы – в рамках экономики местного хозяйства, муниципальных финансов и т.д.) От того, как будут организованы, ранжированы, взаимоувязаны, задействованы все составляющие местного самоуправления (человек, территория, материально-финансовые ресурсы, правовые возможности), в решающей мере зависит качество, эффективность местного самоуправления. Значимость организационных основ обуславливается также их недооценкой, низким уровнем организации местного самоуправления в России в целом.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации является обязательным.
Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Представительные органы местного самоуправления. В системе местного самоуправления образуются представительные и исполнительные органы. Представительные органы местного самоуправления формируются путем выборов избирателями, проживающими в границах муниципального образования.
Наличие выборных (представительных) органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. Обязательность эта вытекает из Конституции Российской Федерации, называющей в числе первого органа не какой-либо другой, а именно выборный орган местного самоуправления. Обязательное наличие выборных (представительных) органов местного самоуправления предусмотрено в Европейской Хартии о местном самоуправлении. Закрепляя права местного самоуправления в решении государственных дел, хартия устанавливает, что права эти осуществляются советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.
Во всех субъектах Российской Федерации в муниципальных образованиях избраны представительные органы. Закон РБ «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» от 18 марта 2005 года устанавливает, что представительный орган муниципального образования в РБ именуется «Совет». В других субъектах РФ это могут быть Земские собрания, Городские или Районные Думы и т.д.
Законодательство субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований предусматривают различный численный состав представительных органов местного самоуправления. Численность представительных органов обусловлена в законах численностью избирателей, проживающих на территории муниципальных образований. Так, согласно закону РБ «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» от 18 марта 2005 года, число депутатов, членов представительных органов колеблется от 7 человек в муниципальных образованиях с численностью населения до 1000 человек до 35 человек в муниципальных образованиях с численностью населения свыше 500000 человек. В муниципальных районах эта численность не может быть ниже 15 депутатов. Представительный орган не формируется, если численность жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. Там функции представительного органа выполняет сход граждан.
Срок полномочий представительных органов местного самоуправления также различен. В большинстве субъектов Российской Федерации он составляет 4 года. В ряде субъектов Российской Федерации срок полномочий представительного органа местного самоуправления составляет от 2 до 4 лет. Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав” устанавливает, что срок полномочий представительного органа не должен превышать пяти лет.
Представительный орган сохраняет свои полномочия до избрания нового представительного органа следующего созыва. Полномочия представительного органа местного самоуправления могут быть прекращены досрочно только законодательным органом субъекта федерации. Основанием для роспуска представительного органа муниципального образования может быть нарушение им законодательства, установленного судом (принятие нормативного правового акта, противоречащего законодательству РФ или РБ, уставу муниципального образования).
В случае если представительный орган принимает решение о самороспуске, оно должно быть одобрено не менее чем двумя третями голосов депутатов. Такую норму устанавливают большинство региональных законов о местном самоуправлении и уставов муниципальных образований. Наряду с этим, в уставах некоторых муниципальных образований предусмотрен досрочный роспуск представительного органа по решению главы.
Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.
Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Представительный орган муниципального района в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального района:
1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства;
2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.
В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления в Республике Башкортостан находятся:
- принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
- принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений
- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
- принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
- установление местных налогов и сборов в соответствии с законодательством;
- установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
- - определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
- определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
- определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
- контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
- принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
Иные полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.
Сессия представляет собой одно или несколько заседаний депутатов представительного органа с одной повесткой дня. Заседания бываютпленарные, когда в работе сессии принимают участие все депутаты совместно, ипроводимые по комитетам и комиссиям, когда депутаты обсуждают вопросы в каждом комитете или комиссии. Сочетание этих двух форм проведения сессий имеет широкое распространение в деятельности представительных органов местного самоуправления.
В целях обеспечения деятельности представительного органа депутаты утверждают план проведения сессионных заседаний с указанием вопросов для рассмотрения и ответственных за подготовку этих вопросов. Для подготовки вопросов к заседанию представительного органа образуются рабочие группы из числа депутатов и работников аппарата представительных и исполнительных органов местного самоуправления, а также специалистов в той или иной сфере. Если в составе представительного органа есть комиссии или комитеты, то на них возлагаются обязанности по организации этой работы. По итогам подготовительной работы составляются материалы и проекты решений, которые в установленный регламентом срок направляются депутатам представительного органа.
Обсуждение вопросов на сессии носитколлегиальный характер. Каждый депутат вправе участвовать в обсуждении вопросов, рассматриваемых на сессии, вносить свои предложения и замечания. В соответствии с регламентом представительного органа по основному вопросу, как правило, определяетсядокладчик. Этот вопрос решается предварительно на заседаниях комитета, комиссии или рабочей группы, подготовившей материалы сессии. После доклада начинается обсуждение вопроса, в котором могут принимать участие и депутаты, и приглашенные на сессию граждане, должностные лица, специалисты. Приглашение на заседания представительных органов граждан, должностных лиц, специалистов предусмотрено в большинстве уставов муниципальных образований.
Доработанный с учетом принятых поправок проект решения оглашается и ставится на окончательное голосование. Решения принимаются, как правило, простым большинством голосов. Однако решения по вопросам, входящим в исключительную компетенцию представительного органа, принимаются иногда квалифицированным большинством.
Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений.
Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.
Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.
При необходимости сессия может быть проведена по комитетам и комиссиям. Обычно такая форма используется при обсуждении проекта бюджета на предстоящий год и отчета об исполнении бюджета за истекший год. В данном случае каждый комитет или комиссия обсуждают свои направления и представляют их в комитет по налогам, финансам и бюджету, а также назначают от имени комитета или комиссии своего содокладчика на пленарное заседание, если в этом есть необходимость.
Окончательное решение по итогам рассмотрения вопроса в комитетах, комиссиях после обсуждения на пленарном заседании принимается в коллегиальном порядке всеми депутатами.
Законы отдельных субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, а также уставы муниципальных образований и регламенты представительных органов предусматривают создание различных подразделений в составе представительного органа. В их числе – комитеты и комиссии. Комитеты и комиссии представительного органа местного самоуправления создаются представительным органом местного самоуправления на сессии. Совет избирает из числа депутатов на срок своих полномочий постоянные, а также временные комиссии (комитеты) для предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к компетенции Совета, а также для содействия в реализации его решений, осуществления в пределах компетенции Совета контроля деятельности местной администрации, предприятий, учреждений и организаций.
Постоянные комиссии (комитеты) Совета наделены соответствующими полномочиями. Они участвуют в разработке программ экономического и социального развития, бюджета муниципального образования, решений Совета по другим вопросам; готовят по поручению Совета, его председателя или по собственной инициативе материалы по вопросам, относящимся к сфере деятельности комиссий (комитетов), готовят по ним проекты решений, дают заключения, вносят свои предложения, контролируют в пределах компетенции Совета соблюдение действующего законодательства и выполнение решений Совета администраций муниципального образования, предприятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями на территории муниципального образования независимо от подчиненности и форм собственности, заслушивают по этим вопросам доклады и сообщения соответствующих руководителей, выполняют поручения Совета и его председателя, проводят проверки или депутатские слушания. Этим перечень вопросов не исчерпывается. Уставом муниципального образования на комиссии и комитеты могут быть возложены и иные функции.
Для подготовки вопросов комитет, комиссия образует рабочие группы, в состав которых включаются депутаты, специалисты, представители различных организаций.
Наряду с постоянными комиссиями представительный орган вправе создаватьвременные комиссии. Временные комиссии действуют по мере необходимости решения тех или иных вопросов временного характера. В большинстве случаев роль временных комиссий выполняют территориальные избирательные комиссии по выборам органов местного самоуправления, которые создаются представительными органами на время подготовки и проведения выборов, а также территориальные комиссии местного референдума. Временными могут быть и отраслевые комиссии. По завершении своих обязанностей комиссии упраздняются решением представительного органа местного самоуправления, создавшего эти комиссии.
Депутаты представительного органа муниципального образования, избранные в составе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), входят в депутатские объединения (во фракции). Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, и депутаты, избранные в составе списка кандидатов политической партии (ее регионального отделения).
Непосредственно гражданами могут быть избраны глава муниципального образования, депутат представительного органа, глава исполнительного органа, староста.
Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Выборные должностные лица имеют различное наименование. В городах - это мэр, глава города, глава городского самоуправления, глава администрации; в районах - глава администрации, председатель районной Думы, глава муниципального района; на других территориях – глава сельсовета, глава муниципального образования, староста и т. д.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования организует работу представительного органа местного самоуправления, осуществляет оперативно-распорядительные функции, подписывает решения представительного органа, представляет интересы муниципального образования. В том случае, если глава муниципального образования является главой администрации, то на него возлагаются обязанности по руководству исполнительными органами местного самоуправления.
Законодательство и уставы муниципальных образований предусматривают, что глава муниципального образованияподотчетен как населению, так и представительному органу. Свою деятельность глава муниципального образования осуществляет на принципах единоначалия, ответственности и законности.
Уставами муниципальных образований в РБ предусматривается должность главы сельской, районной, городской администрации или администрации муниципального образования – выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также могут быть предусмотрены должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.
Глава муниципального образования может быть избран:
- путем всеобщего равного и прямого тайного голосования;
- представительным органом местного самоуправления из своего состава.
Избранный представительным органом местного самоуправления из числа депутатов глава муниципального образования входит в состав представительного органа, организует его работу, председательствует на заседаниях представительного органа местного самоуправления. В случае избрания на муниципальных выборах глава муниципального образования либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию. Глава муниципального образования именуется «председатель Совета», если является председателем представительного органа муниципального образования, «глава Администрации» - если является главой местной администрации. Одновременно возглавлять и совет и местную администрацию глава муниципального района не может, это предусматривается только в поселенческих муниципальных образованиях.
Глава муниципального образования в пределах своих полномочий:
- представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
- подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
- издает в пределах своих полномочий правовые акты;
- вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;
- обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЭ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации.
В уставе муниципального образования помимо представительных органов и главы администрации муниципального образования могут быть предусмотрены и иные органы муниципального образования и должностные лица муниципального образования. Должностные лица местного самоуправления:
- избираются населением на основе прямого равного всеобщего избирательного права;
- избираются или назначаются органом местного самоуправления;
- назначаются главой администрации муниципального образования.
В отдельных поселениях, входящих в состав муниципального образования, могут назначаться либо избираться должностные лица населенных пунктов (например, старосты деревень).
Депутат является выборным лицом органа местного самоуправления. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек - 1 депутат.
Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы.
Работа депутата состоит из трех частей:
а) участие в сессиях представительного органа местного самоуправления;
б) работа в одном или двух комитетах или комиссиях представительного органа местного самоуправления;
в) работа в избирательном округе, от которого он избран.
Исполнительные органы муниципального управления. Исполнительные органы местного самоуправления являются неотъемлемым элементом системы органов местного самоуправления и местного самоуправления вообще. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
На протяжении всей истории функционирования местного самоуправления исполнительные органы занимали в системе местного самоуправления одно из ведущих мест среди других органов. Именно на эти органы возлагаются функции оперативно-распорядительного характера, состоящие в действиях по выполнению законов государства и решений представительных органов местного самоуправления. В системе местного самоуправления, равно как и в государстве, одни органы должны принимать решения, другие организовывать их исполнение. Исполнительные органы как раз и являются тем звеном цепи, на которое возложена задача по обеспечению выполнения принятых решений.
Основы организации и деятельности исполнительных органов местного самоуправления определены Конституцией Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, конституциями, уставами, законами, иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.
Исполнительные органы местного самоуправления в основном называютсяадминистрацией, хотя могут называться иногда мэрией, управой, исполнительным комитетом.Исполнительные органы местного самоуправления состоят из главы муниципального образования или главы администрации и возглавляемой ими администрации, а также контрольного органа муниципального образования, избирательной комиссии муниципального образования и т.д.
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является либо сам глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности. Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе, городском округе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. В поселении половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, а другая половина - главой местной администрации соответствующего муниципального района.
Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования. Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.
Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта:
- подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования;
- представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации;
- обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Местная администрация обладает правами юридического лица.
Исполнительные органы осуществляют свою деятельность на принципах или коллегиальности, или единоначалия. Для организационного, правового и материально-технического обеспечения деятельности местной администрации образуетсяаппарат местной администрации. Аппарат включает ряд структурных подразделений. Ими могут быть комитеты, департаменты, управления, отделы, другие структурные подразделения. Деятельность создаваемых органов в системе исполнительной власти осуществляется в соответствии с положениями об этих органах.
Финансирование органов администрации осуществляется за счет средств местного бюджета в соответствии со сметой расходов на управленческий аппарат.
Структурные подразделения аппарата местной администрации (исполнительного органа) в ряде муниципальных образований обеспечивают деятельность представительного органа местного самоуправления. В большей части это происходит там, где глава муниципального образования одновременно является главой администрации и председателем представительного органа. Это обусловлено, прежде всего, экономией расходов на содержание аппарата. Хотя многие представительные органы, особенно это касается городов, образуют свой аппарат.
Таким образом, исполнительный орган местного самоуправления состоит из главы администрации, его заместителей, аппарата, отраслевых и других структурных подразделений, осуществляющих управление в пределах компетенции, которой наделен исполнительный орган.
Исполнительный орган (местная администрация) осуществляет свои функциидвумя способами: правовым и организационным.
Правовой способ предполагает принятие нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию исполнительного органа местного самоуправления.
Организационный способ предполагает организацию работы по выполнению решений представительного органа местного самоуправления, собственных решений, а также законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Вся деятельность исполнительного органа строится на основе принципов законности и гласности, а также на уже названных принципах коллегиальности или единоначалия.
Принцип законности в деятельности исполнительного органа (администрации) означает, что все принимаемые решения и осуществляемые действия должны соответствовать Конституции Российской Федерации, законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, уставу муниципального образования, решениям представительного органа местного самоуправления.
Срок полномочий исполнительного органа повсеместно совпадает со сроком полномочий представительного органа. Однако это не означает, что исполнительный орган прекращает свою деятельность после избрания нового представительного органа. Даже если представительный орган досрочно прекращает свои полномочия в силу каких-либо причин, исполнительный орган продолжает деятельность. Продолжает он свою деятельность и в случае прекращения полномочий главы администрации.
Исполнительный орган являетсяпостоянно действующим органом местного самоуправления. В законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований не предусмотрены нормы о возможности и порядке прекращения полномочий исполнительного органа местного самоуправления. Институт прекращения полномочий предусмотрен для должностных лиц местного самоуправления, в том числе и глав администраций, возглавляющих исполнительные органы.
Для организации работы исполнительного органа утверждается план его работы на определенный период. Обычно планы составляются на один год. Они увязываются с планом работы представительного органа, с работой по обеспечению исполнения местного бюджета и другими важнейшими мероприятиями, проведение которых предполагается. Это могут быть выборы, местный референдум и т.д. Наряду с годовыми планами в ряде исполнительных органов практикуется составление планов мероприятий на неделю. Такие планы включают все мероприятия, проводимые структурными подразделениями исполнительного органа, и позволяют руководству быть в курсе всех событий, происходящих на территории муниципального образования, а также отслеживать процесс организации управления.
Если закон или устав закрепляютпринцип коллегиальности в деятельности исполнительного органа или главы администрации, основной формой его работы являютсязаседания исполнительного органа. Коллегиальная форма означает, что все вопросы рассматриваются на заседаниях исполнительного органа, в котором должны принимать участие все члены или большинство членов исполнительного органа, обладающих правом решающего голоса. На заседания приглашаются, при необходимости, депутаты, руководители предприятий, учреждений, организаций, представители средств массовой информации и т.д.
Заседания могут быть открытыми и закрытыми. Каждый член исполнительного органа имеет право участвовать в обсуждении того или иного вопроса. Решения исполнительного органа принимаются путем голосования членами исполнительного органа. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов исполнительного органа, обладающих правом решающего голоса. Решения принимаются открытым голосованием и подписываются главой админист