Кто может признать федеральный закон или иной нормативный акт РФ, по вопросам организации местного самоуправления, не соответствующим Конституции РФ?
1) Президент РФ;
2) Глава местного самоуправления;
3) Прокуратура РФ;
4) Конституционный Суд РФ.
6. Кто может принять устав муниципального образования?
1) представительный орган муниципального образования;
2) население муниципального образования;
3) глава муниципального образования;
4) представительный орган и/или население муниципального образования.
11. Устав муниципального образования. Процедура принятия, структура и основные положения устава
Как уже отмечалось, важнейшим внутренним нормативным документом, определяющим основные аспекты деятельности муниципального образования, является его устав.
Конкретные организационно-правовые формы местного самоуправления население определяет самостоятельно и закрепляет в уставе муниципального образования. Самостоятельный выбор структуры органов местного самоуправления может быть реализован следующим образом:
- разрабатывается проект устава муниципального образования, содержащий подробное описание структуры органов местного самоуправления, и выносится на утверждение местным референдумом;
- устав муниципального образования принимается существующим представительным органом местного самоуправления;
- на местный референдум выносится ряд вопросов, в совокупности определяющих крупными блоками структуру органов местного самоуправления и взаимоотношения между ними; по результатам местного референдума существующим представительным органом местного самоуправления принимается устав муниципального образования, содержащий подробное описание структуры органов местного самоуправления, механизмов из взаимодействия.
Устав местного самоуправления – основной нормативно-правовой акт муниципального образования. Как источник права он имеет достаточно широкое распространение в правотворческой практике нашего государства и рассматривается как разновидность актов кодификационного значения. Устав является своеобразной малой конституцией на территории муниципального образования.
Как и конституция, устав муниципального образования обладает рядом особенностей.
1. Наличие особого субъекта, который устанавливает, или от имени которого принимается устав муниципального образования. Устав муниципального образования может приниматься представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно. Это часто находит свое выражение в преамбуле, которую содержит большинство уставов муниципальных образований.
2. Учредительный характер. Как акт учредительного характера, устав муниципального образования придает юридический, правовой характер фактически сложившимся или складывающимся отношениям по самоуправлению местного сообщества. Учредительная природа устава проявляется и в том, что нет такой нормы, принимаемой органами местного самоуправления или местным сообществом, которая не могла бы быть включенной в устав по признаку несоответствия нормам, принимаемым органами местного самоуправления или местным сообществом.
3. Всеобъемлющий и всеохватывающий характер правового регулирования. Устав регулирует отношения, которые затрагивают все стороны, все сферы жизни местного сообщества, связанные с решением вопросов местного значения. Естественно, устав не может, да и не призван регулировать указанные отношения подробно. Более детальная регламентация осуществляется посредством принятия иных нормативных актов.
4. Устав обладает высшей юридической силой в массиве норм, принимаемых органами местного самоуправления или местным сообществом непосредственно. Это означает, что все акты, принимаемые органами местного самоуправления или местным сообществом непосредственно должны соответствовать уставу, заложенной в нем концепции, принципам и нормам. Высшая юридическая сила или верховенство устава муниципального образования означает также и необходимость следования всеми субъектами права, расположенными на территории муниципального образования тем правилам, которые заложены в уставе муниципального образования.
5. Устав – основа для дальнейшего нормотворчества. Эта особенность устава муниципального образования вытекает из предыдущих особенностей. Устав, даже будучи по своей природе кодифицированным актом, естественно не может урегулировать все отношения, возникающие на уровне местного самоуправления. Поэтому для реализации устава необходимо принятие иных местных нормативно-правовых актов.
6. Как и конституция, устав муниципального образования характеризуется особым порядком принятия, а также внесения изменений или дополнений. Конкретный механизм определяется непосредственно в уставе муниципального образования и может предполагать квалифицированное большинство депутатов представительного органа местного самоуправления (большее, чем количество депутатов, необходимое для принятия обычного решения); голосование на конференции, собрании или сходе граждан, что является нехарактерным для принятия обычных нормативно-правовых актов либо голосование непосредственно населением, например, в форме референдума.
Принятие муниципальным образованием устава является одним из правовых средств, обеспечивающих реализацию самостоятельности местного самоуправления.
Право внесения проекта устава имеют:
- члены местного сообщества, обладающие избирательным правом, или их группы;
- депутаты представительного органа местного самоуправления;
- органы местного самоуправления.
Уставом муниципального образования должны определяться:
1) наименование муниципального образования;
2) перечень вопросов местного значения;
3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;
4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;
6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;
8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;
10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан.
Проект устава муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом порядка учета предложений по проекту указанного устава, а также порядка участия граждан в его обсуждении.
Устав муниципального образования принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в органах юстиции. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования могут быть:
1) противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;
2) нарушение установленного законом порядка принятия устава.
Устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию) после его государственной регистрации и вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
Таким образом, правовое значение устава муниципального образования заключается в том, что он является правовым актом, которым городское, сельское, а также иное поселение фиксирует свой статус муниципального образования, то есть предметы ведения, права и обязанности муниципального образования и компетенцию органов местного самоуправления, обеспечивающих осуществление местного самоуправления населением данного муниципального образования.
Вопросы и задания для проверки знаний:
1. Что такое устав муниципального образования?
2. Что включает в себя устав муниципального образования?
3. Какие основные задачи решает устав муниципального образования?
4. Каковы особенности устава муниципального образования?
Тесты для самопроверки
1. Право внесения проекта устава имеют:
1) члены местного сообщества, обладающие избирательным правом, или их группы;
2) депутаты представительного органа местного самоуправления;
3) органы местного самоуправления;
4) все ответы верны.
2. В чем проявляется учредительный характер устава муниципального образования?
1) Устав муниципального образования придает юридический, правовой характер фактически сложившимся или складывающимся отношениям по самоуправлению местного сообщества.
2) Наличие особого субъекта, который устанавливает, или от имени которого принимается устав муниципального образования.
3) Устав регулирует отношения, которые затрагивают все стороны, все сферы жизни местного сообщества, связанные с решением вопросов местного значения
4) Нет правильного ответа.
3. Устав муниципального образования может приниматься
1) представительным органом местного самоуправления.
2) в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан.
3) оба варианта верны.
4) нет правильного ответа.
4. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования могут быть
1) противоречие устава Конституции Российской Федерации.
2) противоречие федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;
3) нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава;
4) все ответы верны.
5. Устав муниципального образования вступает в силу после
1) его официального опубликования (обнародования).
2) его государственной регистрации.
3) его государственной регистрации и официального опубликования.
4) принятия представительным органом муниципального образования или населением на сходе граждан.