Рынок европейского союза (ес):принципы функционирования и правовая база
Называемый также внутренним рынком, рынок ЕС предлагает территорию, на которой не существует национальных границ и барьеров, что позволяет людям, товарам и услугам свободно передвигаться на основании Пакта о создании Европейского сообщества. Внутренний рынок имеет принципиальное значение для процветания, роста и занятости рабочей силы в ЕС, содействуя выполнению задач Евросоюза в контексте Лиссабонской стратегии. Представляя собой интегрированное, открытое и конкурентное пространство, рынок поддерживает мобильность, конкурентоспособность и инновацию во взаимодействии, особенно, с отраслевыми направлениями политики сообщества. Чтобы каждый гражданин или предприятие могли в полной мере воспользоваться преимуществами единого рынка, ЕС концентрирует усилия на устранении препятствий, которые все еще мешают его функционированию. ЕС стремиться гармонизировать разные законодательства, чтобы лучше справляться с вызовами глобализации и адаптироваться к прогрессу, связанному с новыми технологиями.
Основные принципы рынка ЕС:
- Свободное движение товаров (каждый имеет право экспортировать туда, куда ему удобно);
- Свободное движение услуг (каждый может предоставлять услуги там, где рынок кажется ему более привлекательным);
- Свободное движение рабочей силы (в рамках ЕС каждый может устроиться на работу там, где пожелает);
- Свободное движение капитала (каждый может хранить деньги там, где считает более рентабельным и надежным).
Термин таможенное правов традиционном понимании (т.е. в смысле национального таможенного права) представляет собой совокупность норм, регулирующих правовые отношения, связанные с:
- Общими таможенными положениями (общая таможенная территория; транспорт на таможне и временное хранение; появление, взыскание и списание таможенного долга; возмещение или возвращение прав и т.д.);
- Основные таможенные инструменты (таможенные тарифы; таможенная стоимость; происхождение товаров);
- Применение общих таможенных тарифов (тарифная классификация, снижение тарифов, освобождение от оплаты);
- Специальные таможенные положения (товарооборот, таможенно-экономические режимы);
- Санкции (разрешение таможенных споров, предупреждение нарушения права ЕС);
- Международное таможенное сотрудничество.
Система таможенного праваЕС включает:
- Первичные законодательные акты (уставные договора европейских сообществ и Евросоюза);
- Вторичные законодательные акты (нормативные акты институтов EC);
- Решения суда европейских сообществ;
- Международные соглашения сообществ и государств-членов.
1. Первичные законодательные акты
К первичным законодательным актам относятся первичные уставные соглашения Европейского экономического сообщества, Европейское сообщество по атомной энергии, Единый европейский акт, Маастрихтский, Амстердамский, Ниццкий договоры и соглашения об интеграции новых членов в Европейское сообщество.
Акты из соответствующей группы обладают наивысшей юридической силой в системе европейского права.
В 1950 г., министр внешних дел Франции Роберт Шуман предложил объединить металлургическую и угледобывающую промышленность Западной Европы. В следующем году его идеи были изложены в Парижском договоре, и появился предшественник ЕС – Европейское сообщество угля и металла. С тех пор, ЕС регулярно вносит поправки и изменения в соглашения в целях повышения эффективности процесса внедрения политики и принятия решений. Парижский договор, на основании которого появилось Европейское сообщество угля и металла, был подписан 18 апреля 1951 г. и вступил в силу в 1952 г. Его срок действия истек в 2002 г.
- Римский договор[2] об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС), который был подписан Францией, Западной Германией, Голландией, Италией, Бельгией и Люксембургом 25 марта 1957 г.
В тот же день был подписан еще один договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (ЕСАЭ, ЕВРАТОМ): эти два договора, вместе с Договором об учреждении Европейского сообщества по углю и металлу, истекшим в 2002 г., стали называться Римским договором. Как Римский договор, так и Договор ЕСАЭ вступили в действие с 1 января 1958 г.
- Маастрихтский договор[3] подписан 7 февраля 1992 г. и вступил в силу в 1993 г. Согласно Маастрихтскому договору, Европейский Союз стоит на трех столпах:
Столп I:Европейские сообщества, объединяющие три существующих сообщества: Европейское сообщество угля и металла (ЕСУМ), Европейское сообщество по атомной энергии (ЕСАЭ или Евратом) и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), название которого изменилось на Европейский Союз;
Столп II:Внешняя политика и общая безопасность;
Столп III:Сотрудничество в области правосудия и внутренних дел.
- Амстердамский договор[4] подписан 2 октября 1997 г. и вступил в силу 1 мая 1999 г. Данный договор изменил Маастрихтский договор, но не заменил его. Его изначальной целью было обеспечить потенциал действия ЕС и после расширения на восток. Однако глубокая реформа ЕС не удалась, что потребовало новых мер (Ниццкий договор и Европейская конституция). Договором расширены права Европейского парламента в смысле его соучастия в процессе принятия решений.
- Ниццкий договор[3] подписан 26 февраля 2001 г. и вступил в силу в 2003 году. Задачей Ниццкого договора, считающегося неотъемлемым для будущего расширения, являются положения об обеспечении хорошей ведомственной работы на момент, когда в союзе будет около 30 членов, таким образом, вписываясь в спектр институциональной реформы, тремя основными направлениями которой являются: состав и способ функционирования европейских институтов, процедура принятия решений в рамках Совета министров и укрепление сотрудничества между институтами.
- Лиссабонский договор[5] подписан 13 декабря 2007 г. и вступил в силу в 2009 году. Лиссабонский договор изменяет Договор о Европейском Союзе и Договоры Европейских сообществ (без их замены) и предоставляет в распоряжение Евросоюза нормативно-правовую базу и юридические инструменты, необходимые для того, чтобы справиться с будущими вызовами и ответить на ожидания граждан. Более демократичная и прозрачная Европа, где Европейский парламент и национальные парламенты играют консолидированную роль, где у граждан больше шансов быть выслушанными, и где более ясно, что делать на европейском и национальном уровне и кем.
2. Вторичные законодательные акты
Самыми важными актами таможенного законодательства ЕС являются:
-Положения–акты общего характера, напрямую обязывающие государства-члены. Таким образом, самым важным актом Европейского права является Положение (ЕЭС) №2913 Совета от 12 октября 1992 г. о создании Единого таможенного кодекса – базового документа, устанавливающего права и обязанности лиц в отношении таможенного регулирования единого таможенного тарифа Европейских сообществ.
-Решения– акты индивидуального характера, обязательные для получателя. Получателями могут быть государства-члены ЕС, а также юридические (частные) лица или определенные категории людей.
-Директивы– как и положения, носят обязательный характер для государства и для ряда государств, к которым относятся. Одновременно, в компетенцию национальных органов входит установление форм и методов выполнения задач, поставленных соответствующей директивой. В некоторых случаях, более часто в области таможенного права, директивы включают детали, относящиеся к способу их применения, за что впоследствии отвечает Комиссия. Директивы широко используются в качестве инструмента гармонизации национального законодательства европейских стран, особенно в области таможенной политики.
- Международные соглашения –Среди источников европейского таможенного права особое место занимают международные правовые акты. Они делятся на два вида:
a.Международные соглашения,заключающиеся между Сообществами или между Сообществами и государствами-членами;
b.Международные соглашения,заключающиеся государствами-членами с третьими странами или с международными организациями, которые обладают юридической компетенцией Сообществ.
К первому типу относятся, в первую очередь, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)1994 г., подписанное Европейским Сообществом с одной из договорных сторон в 1994 г. в рамках Соглашения о создании Всемирной торговой организации(ВТО).
Также к первому типу международных правовых актов относится и Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаровот 14 июня 1983 г., которая послужила базой для Комбинированной номенклатуры Европейского Союза.
Сообществом и государствами-членами была подписана Таможенная конвенция о международной перевозке грузов по книжке МДП.(Конвенция МДП) от 14 ноября 1975 г.
Из вторичных международных правовых актов, являющихся источником для таможенного права ЕС, можно отметить следующие: Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур,подписанная в Киото в 1973 г. иКонвенция от 6 декабря 1961 г. в отношении книжки АТА для временного принятия груза, составленная в Брюсселе 6 декабря 1961 г. (Конвенция АТА).
Ряд международных соглашений государств-членов регулирует территориальные аспекты функционирования таможенного права ЕС. Основой ЕС является таможенный союз, охватывающий всю торговлю и предполагающий запрет таможенных пошлин на импорт и экспорт, а также любой эквивалентной оплаты в торговых отношениях между государствами-членами и установление единого таможенного тарифа в отношениях с третьими странами.
Таможенный союз ЕС функционирует на основании следующих принципов:
- упразднение таможенных пошлин и эквивалентной оплаты между государствами-членами;
- снятие количественных ограничений и любых эквивалентных мер взаимной торговли между государствами-членами;
- принятие условий косвенного налогоообложения, что влияет на движение товаров в рамках Сообщества;
- принятие единого внешнего тарифа.
Качество интеграционной группы проверяется прежде всего уровнем свободного (или несвободного) обмена товарами стран, декларирующих свои объединительные устремления. Отметим, что ЕЭС - ЕС не только декларировал, но и созидал. Строительство Европейского таможенного союза заняло более 25 лет. Сегодня система, объединяющая весьма разные по экономическому развитию и политическим традициям государства, работает устойчиво, обеспечивая свободный поток товаров, услуг и капиталов. Секрет успеха прост: либерализация в таможенной сфере была органичной частью евроинтеграции, являясь не столько целью, сколько инструментом в реализации масштабной идеи - создания единой Европы.
Отмена пошлин
Организационное строительство современного Европейского союза началось с образования Европейского объединения угля и стали в 1951 году. Торговля этими видами сырья, а также железным ломом и рудой между Германией, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом была освобождена от имевших равнозначный эффект пошлин, сборов и количественных ограничений. С 1959 г. такой же режим полного благоприятствования был создан в рамках "Договора Евратом" для продукции атомной промышленности. Со временем свободная торговля привела к формату более глубокой интеграции - ЕЭП в рамках ЕЭС. В договоре о ЕЭС была статья, которая гласила: "Сообщество должно основываться на таможенном союзе, который должен охватывать всю товарную торговлю и включать в себя запрещение таможенных пошлин на импорт и экспорт, всех сборов, имеющих равнозначный эффект между государствами-членами, а также предусматривать принятие общего таможенного тарифа для отношений между ними и третьими странами".
Другими статьями предусматривался переходный период, в течение которого страны-участницы должны были отменить равнозначные пошлины, обеспечив свободный переток товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, и сформировать механизмы сотрудничества. Продолжительность переходного этапа была значительной и составила 12 лет: с 1 января 1958 г. по 31 декабря 1969 г. Таможенный союз появился на полтора года раньше этого срока - 1 июля 1968 г., когда Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург ввели единый импортный тариф для товаров из третьих стран. Этот успех объясняется тем, что свободное таможенное пространство стало на завершенном этапе необходимым инструментом усиления дальнейшей интеграции, оно было одной из фаз более глобального процесса, а не организовывалось с некой абстрактной целью (как, к примеру, Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии). При этом устранение пошлин и количественных барьеров, механизм согласования интересов участников, оценка возможных рисков и негативных и положительных последствий были в течение 15 лет опробованы на практике на отдельных группах товаров. И вывод был определенным - Таможенный союз, несомненно, является преимуществом для всех стран в их взаимной международной торговле.
Исключения из правил. Территории, на которые не распространяется действие Европейского таможенного союза: Гренландия (Дания), Антильские острова (Нидерланды), Канарские острова, Сеута и Мелилья (Испания), Ливиньо, Кампания, итальянские воды озера Лугано (Италия), Сен-Пьер, Микелон, Майотта (Франция), остров Гельголанд (Германия), Гибралтар (Великобритания).
Особые территории, на которых действует Европейский таможенный союз: Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон (заморские территории Франции), Азорские острова, остров Мадейра (Португалия), Англо-Нормандские острова и остров Мэн (Великобритания).
Таможенный кодекс "в стиле хай-тек". В следующие 25 лет отшлифовывалось взаимодействие между членами ЕЭС в торговой и, в частности, таможенной сфере. Так, например, единая документация появилась только в 1988 г., заменив собой 150 различных документов, действовавших в различных странах. С 1975 г. все собранные пошлины поступают не в бюджеты отдельных стран, а в общую казну сообщества. В 1987 г. ЕЭС ратифицировало Международную конвенцию о гармонизированной системе описания и кодирования товаров, которая в несколько модифицированном виде с 1988 г. действует и в настоящее время.
Когда со временем в ЕЭС стали входить новые члены, в том числе такой крупный экономический и политический партнер, как Великобритания, а также Испания и Португалия, на повестку дня встали встали вопросы нового формата ЕЭС. Речь шла уже не просто о расширении сообщества, а о формировании Союза с наднациональными структурами власти, переходом к эмитированию единой валюты, делегированием части суверенитета и прочими атрибутами метагосударства.
Так, серьезные изменения произошли в сфере таможенной деятельности. Датой окончательного формирования Союза считается фактически 1 января 1993 г. - с этого дня в торговле между странами-участницами был отменен таможенный контроль.
Подготовка к этому шла долгие годы. В 1990 г. Евро-комиссия представила Таможенный кодекс ЕЭС (ТК ЕС), который, как предполагалось, должен был вступить в действие с 1993 г., но в реальности начал применяться только с 1994 г. На протяжении почти 15 лет в основной документ (ТК ЕС) вносилось пять блоков поправок, а в 2005 г. было принято решение о его кардинальном изменении. Новый вариант, принятый в 2008 г., отражает ту реальность, которая складывается в мировой торговле, а именно: тенденции глобализации, внедрения современных цифровых технологий, упрощение процедур в торговой практике. Вступление в силу отдельных положений ТК ЕС, как и в предыдущие времена, растянуто на несколько лет (подобный подход, характерный для неспешной, осмысленной европейской бюрократии, представляет собой разительный контраст со стремительной разработкой документа для союза России, Казахстана и Белоруссии, который в итоге содержит большое количество отсылочных норм к национальным кодексам).
Главные новации ТК ЕС состоят в том, что основой документооборота становится представление деклараций и прочих документов в электронной форме. Подобным же способом осуществляется передача данных между таможней и другими службами - налоговой, ветеринарной, фитосанитарной и иными, информационные системы которых увязаны друг с другом в единую сеть. Это очень удобно грузовладельцам, перевозчикам, брокерам, всем, кто самостоятельно или от имени клиентов проводит таможенную очистку товаров: все документы, даже для разных ведомств, подаются только в одно из них, поскольку, как уже было сказано выше, между различными структурами налажен обмен информацией.
Конкурентная база
Процесс либерализации торговли в Западной Европе шел не только в рамках ЕЭС, а затем ЕС. В середине XX в. успех Германии и Франции был неочевиден, зато присутствовало противодействие их объединению со стороны Великобритании, которая в 1960 г. сформировала альтернативную интеграционную группу - Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). В нее кроме лидера Великобритании вошли также Португалия, Дания, Австрия, Швейцария, Норвегия и Швеция. Позже к ним присоединились Финляндия, Исландия и Лихтенштейн. Долгое время ЕАСТ была самым крупным торговым альянсом в Западной Европе. Она, в отличие от ЕЭС, не ставила глобальной цели создания единого рынка и свободного перемещения всех субъектов экономической деятельности. ЕАСТ сосредоточилась на ограниченных целях - устранении пошлин в торговле между странами-участницами в области промышленных товаров. При этом ЕАСТ не стала разрабатывать и применять единый внешний тариф для третьих стран, позволяя своим членам проводить в отношениях с ними ту политику, которую они считали нужным.
Отношения между конкурирующими группировками складывались не конфликтно, с переходом от конкуренции к сотрудничеству. В 1973 г. между ЕЭС и ЕАСТ было достигнуто Соглашение о свободной торговле, в рамках которого произошло снижение пошлин на промышленные товары, а в 1977 г. пошлины были отменены полностью. В 1992 г. стороны договорились уже о полном движении не только товаров, но также услуг, капитала и трудовых ресурсов. Это произошло, однако, после того, как проект ЕЭС оказался с очевидностью более конкурентоспособным и в него стали переходить члены ЕАСТ.
То, что ЕАСТ была исключительно зоной свободной торговли, не претендуя на более глубокие формы взаимодействия и тем более интеграции, предопределило ее дальнейшую судьбу: в 1972 г. из нее вышла Англия и присоединилась к ЕЭС, в том же году Ассоциацию покинула Дания; в 1986 г. из ЕАСТ вышла Португалия, в 1995 г. - Австрия, Финляндия и Швеция - все они выбрали ЕЭС - ЕС.
Несмотря на это, ЕАСТ осталась на плаву, объединяя Исландию, Норвегию, Швейцарию и Лихтенштейн, и отпраздновала в 2010 г. свое 50-летие.
СЕФТА. Похожая судьба постигла и другой альянс - Центрально-Европейское соглашение о свободной торговле (CEFTA), учрежденное в 1992 г. Венгрией, Польшей, Чехией и Словакией, к которому в 1996 г. присоединилась Словения. Как и в ЕАСТ, Соглашение касалось отмены пошлин во взаимной торговле промышленными товарами и частичного снятия ограничений на передвижение сельхозпродукции. Среди нынешних членов организации не осталось ни одного из основателей: все они вступили в ЕС. Само CEFTA, впрочем, продолжает существовать, занимаясь либерализацией торговли между Албанией, Боснией и Герцеговиной, Хорватией, Македонией, Черногорией, Сербией и даже Молдовой.