Конституция РФ 1993 года о государственном строе
Конституция 1993 года установила систему органов государственной власти, основанную на принципах демократизма, законности, республиканизма, федерализма и разделения властей. Принцип демократизма означает, что источником власти в РФ является ее народ, который путем выборов формирует государственные органы и органы местного самоуправления.
Согласно принципу законности все государственные органы действуют в строгом соответствии с Конституцией и законами РФ. В соответствии с принципом республиканизма в России вводится республиканская форма правления; высшая власть в стране принадлежит выборным органам – Президенту и парламенту (Федеральному Собранию). Формально РФ относится к смешанным республикам, но фактически является президентской.
В соответствии с принципом федерализма государственную власть в России осуществляют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, которые являются звеньями единой системы органов государственной власти, действующей на основе разграничения предметов ведения. Государственная власть в РФ осуществляется также на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Президент РФ занимает ведущее положение в системе государственных органов. Согласно Конституции РФ он является главой государства; гарантом Конституции, прав и свобод граждан и человека; определяет основные направления внутренней и внешней политики; представляет РФ внутри страны и на международном уровне; является верховным главнокомандующим военными силами государства.
Рис. 27. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации
Президент назначает с согласия Государственной Думы главу Правительства; по предложению последнего назначает и смещает федеральных министров; принимает решение об отставке Правительства; представляет Государственной Думе кандидатуру председателя Центробанка, а Совету Федерации – кандидатуры Генерального прокурора и судей высших судов; назначает судей других федеральных судов; формирует свою администрацию, Совет безопасности РФ; утверждает военную доктрину; назначает и освобождает своих представителей в государственных органах и регионах, высшее командование ВС, дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях; распускает Государственную Думу; назначает выборы и референдумы; подписывает и обнародует федеральные законы, вводит военное и чрезвычайное положение; решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища; осуществляет награждение и помилование. Во исполнение своих полномочий Президент издает указы и распоряжения.
В Конституции РФ заложена система гарантий против узурпации власти Президентом. Важнейшие из них – избрание Президента народом, ограничение Федеральное Собрание РФсостоит из двух палат – Совет Федерации и Государственной Думы.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов власти.
К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории; назначение на должность судей высших судов РФ, Генерального прокурора, заместителя председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов. В сфере законодательства Совет Федерации одобряет или отклоняет федеральные законы, принятые Государственной Думой.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. На выборах 1993, 1995 и 1999 гг. использовалась смешанная мажоритарно-пропорциональная система. Депутаты Думы работают на профессиональной основе и не могут заниматься другой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой. Депутаты могут образовывать депутатские объединения – фракции и депутатские группы.
К ведению Государственной Думы относятся: рассмотрение и принятие федеральных законов; дача согласия на назначение Президентом главы Правительства, решение вопроса о доверии Правительству, назначение на должность председателя Центробанка РФ, Уполномоченного по правам человека, председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов; объявление амнистии и выдвижение обвинения против Президента.
Государственная Дума может быть досрочно распущена Президентом с назначением даты новых выборов в трех случаях:
1) после трехкратного отклонения Думой представленных Президентом кандидатур на пост Председателя Правительства;
2) при повторном в течение трех месяцев выражении Государственной Думой недоверия Правительству;
3) при постановке Председателем правительства вопроса о доверии перед Думой и отказе с ее стороны в таком доверии.
Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство России. Оно состоит из председателя, его заместителей и федеральных министров. Глава Правительства в недельный срок после своего назначения предоставляет Президенту предложения о структуре и персональному составу Правительства. Назначение на должность и отставка заместителей Председателя и федеральных министров производится Президентом. Он вправе также принять решение об отставке Правительства, причем без публичной мотивации своих решений. В результате таких возможностей вторая половина 1990-х гг. в России стала временем «правительственной чехарды»: 1992-1998 гг. – премьер В. С. Черномырдин; апрель-август 1998 года – С. В. Кириенко; сентябрь 1998 г. – май 1999 г. – Е. М. Примаков; май – август 1999 г. – С. В. Степашин; август 1999 г. – май 2000 г. – В. В. Путин.
В соответствии с Конституцией Правительство РФ разрабатывает и предоставляет Государственной Думе бюджет; обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; принимает меры по обеспечению обороны, государственной безопасности, реализации внешней политики; меры по обеспечению законности, охраны общественного порядка, борьбы с преступностью.
Судебную власть РФ составляют Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ и система федеральных судов общей юрисдикции, Высший арбитражный суд и система федеральных арбитражных судов
Рис. 28. Федеральные суды Российской Федерации