Реорганизация государственного и партийного аппарата
После ХХ съезда КПСС активизировалась работа Советов всех уровней, расширялись права союзных республик. Сессии Советов стали проводиться регулярно, на них обсуждались важные вопросы государственной и хозяйственной жизни. Законопроекты по ряду вопросов предварительно выносились на всенародное обсуждение, которое, однако, практического значения не имело, поскольку носило характер политических кампаний, направленных на безусловное одобрение и поддержку инициатив, исходящих от партийных органов.
В 1957-60 гг. Верховными Советами союзных республик были приняты новые положения о местных (сельских и районных) Советах депутатов трудящихся, расширившие их права в вопросах планирования развития хозяйства территорий, а также производства и распределения продукции местных предприятий, организации жилищного, культурно-бытового и дорожного строительства. Впервые был разработан порядок отзыва депутатов избирателями в случае, если за отзыв проголосовало более 50 % избирателей округа. Распространенной практикой стало привлечение населения к деятельности местных Советов (в их аппарате работало около 262 тыс. внештатных сотрудников).
В конце 1962 г. краевые и областные Советы депутатов трудящихся были разделены на промышленные и сельские; смысл реформы был в том, чтобы приблизить Советы к нуждам конкретной территории. Эксперимент оказался неудачным, поскольку нарушалось единство власти: в одном регионе появилось два хозяина, что вело к дезорганизации управления.
Главное направление изменений в деятельности Советов этого периода можно охарактеризовать как постепенное превращение Советов в реальные органы общественного самоуправления. Как органы власти они по-прежнему оставались несамостоятельными и находились под партийным контролем.
В 1957 г. Верховный Совет СССР принял закон, по которому к компетенции союзных республик было отнесено решение вопросов их внутреннего административно-территориального устройства (определение границ районов, областей). В государственном бюджете СССР было отменено деление бюджета союзных республик на республиканский и местный. Республики сами стали распределять средства, выделенные им федеральным центром.
Реформы затронули и партийный аппарат. Знаковым было изменение наименования высшей партийной должности (вместо «Генеральный секретарь» - «Первый секретарь»). Повысилось значение «партийного парламента» - ЦК КПСС; был расширен состав Президиума ЦК КПСС. Принятый в 1961 г. новый Устав КПСС предусматривал необходимость систематического обновления партийных органов. Низшее звено – до райкома включительно – на каждых выборах должно было обновляться наполовину, на республиканском и областном уровне – на одну треть, состав ЦК КПСС и Президиума ЦК - на одну четверть. Тремя сроками ограничивалось пребывание в составе руководящих партийных органов; исключение делалось для кандидатов, сумевших получить не менее ¾ голосов (при тайном голосовании). Тем самым были поколеблены позиции партийной номенклатуры.
Раздражала партийную элиту и манера Н. С. Хрущева напрямую обращаться к рядовым коммунистам, игнорируя промежуточные инстанции. Неоднозначную реакцию в партийной среде вызвала установка на построение материально-технической базы коммунизма к 1980 г., закрепленная в III Программе КПСС. В 1962 г. было принято решение о разделении партийных комитетов - от областных и ниже - по производственному принципу на промышленные и сельские.
В том же году реорганизации подверглись контрольные органы партии и государства. Министерство госконтроля было упразднено еще в 1957 г. вместе рядом других министерств. Вместо него работала (не слишком эффективно) Комиссия советского контроля Совета министров СССР. По инициативе Н. С. Хрущева был образован объединенный Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета министров СССР, дополненный системой местных КПГК всех уровней. Комитеты партийно-государственного контроля имели право производить свое расследование, налагать на виновных взыскания и штрафы, передавать дело в прокуратуру и суд. В 1963 г. Комитет партийно-государственного контроля СССР получил право контролировать Вооруженные Силы, Комитет государственной безопасности и Министерство охраны общественного порядка. Однако громадная машина крутилась без особых результатов. Ожидаемого хозяйственного эффекта усилия армии контролеров не принесли. Сама по себе система КПГК сыграла роль дополнительного раздражающего фактора против деятельности и личности Н. С. Хрущева.