Понятие о нотариате, его становление и развитие в Республике Беларусь.
В правоохранительной системе особое место и роль принадлежит нотариату, на который возложено удостоверение бесспорных прав и имеющих юридическое значение фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других предусмотренных законом и связанных с гражданским оборотом действий в целях обеспечения прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных интересов.
В отличие от суда, который рассматривает в гражданском процессе споры о праве (гражданские споры), нотариат выполняет функции, направленные на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их нарушений в будущем. Поэтому его деятельность имеет предупредительный характер. Нотариально заверенный договор облегчает заинтересованной стороне доказывание своего права, поскольку содержание договора, подлинность подписей участников сделки, время и место ее совершения и другие обстоятельства, официально зарегистрированные нотариусом, являются очевидными и достоверными. Предметом нотариальной деятельности являются дела, в которых отсутствует спор о праве гражданском. Если в ходе выполнения нотариальных действий такой спор возникает, то он должен быть рассмотрен в суде, а само нотариальное действие приостанавливается.
Таким образом, нотариальная функция способствует предупреждению правонарушения, укреплению законности, охране гражданских прав. Она является юрисдикционной правоохранительной функцией. Эта функция определяет порядок и структуру нотариата, его компетенцию, методы его деятельности, составляющие основу нотариальной процессуальной формы.
Нотариат имеет свою историю, корни которой берут свое начало с Древнего Рима. Само название этого правового института происходит от латинского слова «nota», что в переводе означает стенографический «знак». В античные времена нотариусами называли писцов, составлявших проекты сделок и употреблявших для ускорения записи стенографические знаки. Отсюда следует образование слов «notarius» – нотариус, «notarialis» – нотариальный.
Дореволюционный нотариат после октябрьских событий 1917 г. прекратил свою деятельность. Нотариальные действия в первые годы советской власти выполняли местные органы государственного управления и созданные при них нотариальные отделы и подотделы, а также народные судьи.
С переходом к новой экономической политике и развитием гражданского оборота роль нотариата значительно возрастает. С целью усиления государственного контроля за законностью сделок, недопущения злоупотребления правом, обхода закона 15 октября 1921 г. Наркомюст БССР предложил организовать при уездных бюро юстиции нотариальные отделы. Нотариальный отдел создавался также при Наркомюсте БССР.
В январе 1922 г. в республике после ликвидации уездных бюро юстиции учреждаются должности уездных народных нотариусов. Общее руководство ими осуществлялось нотариальным подотделом наркомата юстиции БССР. 6 марта 1921 г. постановлением Президиума ЦИК БССР было утверждено первое Положение о государственном нотариате БССР, регламентировавшее организацию нотариата и порядок совершения нотариальных действий.
Основы судоустройства СССР и союзных республик 1924 г. в масштабе Союза ССР устанавливают единообразную структуру нотариальных органов.
Дальнейшее развитие нотариата в союзных республиках получило после принятия Постановления ЦИК и СНК СССР от 14 мая 1926 г. «Об основных принципах организации государственного нотариата».
На основе данного Постановления ЦИК и СНК БССР утвердили новое Положение о государственном нотариате БССР, введенное в действие с января 1927 г. В последние годы законодательство о нотариате неоднократно обновлялось. Совершенствовалась организация и компетенция нотариата, порядок выполнения нотариальных действий, повышались требования к кандидатам на должности нотариусов.
В 1960 г. был ликвидирован Минюст БССР, что привело к передаче руководства нотариата областным судам и Верховному суду БССР. В соответствии со ст.11 Положения о государственном нотариате БССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета БССР от 12 января 1967 г., сеть и штаты государственных нотариальных контор устанавливались Верховным судом БССР. Председатель этого суда назначал и освобождал от должности старших нотариусов. Нотариусы назначались председателями областных судов. Однако осуществление судами не свойственных им функций было временным явлением. В 1970 г в республике были восстановлены органы юстиции и указанные полномочия вновь отнесены к компетенции Минюста БССР и его отделов на местах.
В дальнейшем повышение роли нотариата нашло отражение в общесоюзном Законе о государственном нотариате от 19 июля 1973 г. и принятом на его основе 30 апреля 1974 г. Законе о государственном нотариате БССР.
В связи с переходом к рыночным отношениям роль нотариата значительно возрастает. Увеличивается и объем нотариального обслуживания, особенно в среде предпринимательства. В целях полного и своевременного удовлетворения потребностей физических и юридических лиц в нотариальном обслуживании в порядке эксперимента в городе Минске, а позднее и в других крупных городах республики в 1993г. и в последующих годах была допущена частная нотариальная практика, которая полностью себя оправдала.
В условиях перехода к многофункциональной экономики в стране возникла настоятельная необходимость в реформировании института нотариата, введение нотариата латинского типа, наиболее эффективного и экономически выгодного в европейских условиях. Это дало бы нам возможность со временем вступить в Международный Союз Нотариата, основанный в 1948г. и сегодня насчитывающий 86 национальных организаций нотариусов. Тем самым, использовав их опыт, войти в единое правовое пространство, способствующее развитию рыночных отношений и сбалансировано обеспечивающее как государственные, так и частные интересы в гражданско-правовой сфере.
Суть так называемого свободного латинского нотариата в том, что нотариус является лицом свободной профессии, т.е. независимым при исполнении своих функций, и одновременно он представитель официальной власти, действует от имени государства. Составленные нотариусом латинской школы документы обладают полной юридической силой и не нуждаются в дополнительном утверждении. Он консультирует клиентов при заключении контрактов и выполнении иных нотариальных действий, разъясняет права и обязанности, предупреждает о последствиях нотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла причинить вред его интересам. Нотариус же англо-саксонской системы права занимается лишь заверением документов, подтверждающих аутентичности подписи. Нотариус – государственный служащий пользуется меньшим доверием у физических и юридических лиц, менее активен и оперативен, чем частный нотариус латинской школы.
Латинской нотариат – это эффективный правоприменительный и правозащитный институт, который выполняет функцию предупредительного правосудия, т.е. не позволяет доводить дело до суда, путем устранения или снижения вероятности возникновения споров, являясь надежным механизмом защиты прав и законных интересов участников гражданско-правовых отношений.
2 февраля 2000 г. Указом Президента Республики Беларусь № 38 утверждено Положение о нотариате и нотариальной деятельности в Республике Беларусь, усовершенствовавшее правовое регулирование организации и деятельности нотариата.
18 июля. 2004 г.в стране принят Закон о нотариате и нотариальной деятельности, коренным образом изменивший организационную основу нотариата в Республике Беларусь, законодательно закрепив создание института «свободного» нотариата.
По данному Закону нотариат включал в себя государственных и частных нотариусов, уполномоченных должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов, должностных лиц дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь.
По Указу Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2013 .г. №.523 «Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь», которым утверждено Положение об организации деятельности нотариусов в Республике Беларусь, с 1 января 2014 г. нотариальная деятельность в государстве осуществляется нотариусами, действующими на основании свидетельства на осуществление нотариальной деятельности, уполномоченными должностными лицами местных исполнительных и распорядительных органов, дипломатическими агентами дипломатических представительств Республики Беларусь и консульскими должностными лицами консульских учреждений Республики Беларусь.
Таким образом, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами нотариатпредставляет собой совокупность специальных органов и должностных лиц, обеспечивающих защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, а также государственных интересов путем совершения нотариальных действий от имени Республики Беларусь.
Основной задачей нотариата в стране является обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных интересов путем совершения нотариальных действий от имени Республики Беларусь.
Под нотариальной деятельностью понимается совершение от имени Республики Беларусь нотариусами, уполномоченными должностными лицами, должностными лицами дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь нотариальных действий, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами, а также международными договорами Республики Беларусь.
Гражданский кодекс Республики Беларусь дает право удостоверения доверенностей и завещаний, которые приравниваются к нотариально удостоверенным, должностным лицам лечебных, военных, исправительных и других учреждений, а именно: главным врачам, их заместителям по медчасти или дежурным врачам больниц, госпиталей и других лечебных учреждений, начальникам госпиталей, директорам или главным врачам домов для престарелых и инвалидов, начальникам экспедиций, мест лишения свободы и т. д. (ст. 186, 1047).
Эти должностные лица не входят в круг лиц, которым предоставлено право осуществления нотариальной деятельности. Ввиду того, что удостоверенные ими два документа – доверенность и завещание – приравнены к нотариально удостоверенным, для их удостоверения устанавливается особый порядок.
Компетенция нотариата – это круг нотариальных действий, который полномочны совершать органы нотариата. Последние совершают следующие нотариальные действия:
1. удостоверяют сделки (договоры, завещания, доверенности и др.) ;
2. принимают меры по охране наследства и управлению им;
3. выдают свидетельства о праве на наследство;
4. выдают свидетельства о праве собственности на долю имущества, нажитого супругами в период брака;
5. свидетельствуют верность копий документов выписок из них;
6. свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;
7. свидетельствуют подлинность подписи на документах;
8. удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;
9. удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;
10 удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке;
11. удостоверяют время предъявления документов;
12. передают заявления граждан и юридических лиц другим гражданам и юридическим лицам;
13. принимают в депозит деньги и ценные бумаги;
14. совершают исполнительные надписи;
15. совершают протесты векселей;
16. предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков;
17. принимают на хранение документы;
18. совершают морские протесты;
19. обеспечивают доказательства;
20.совершают иные нотариальные действия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
2. Принципы организации деятельности нотариусов и организационные формы деятельности нотариата.
Названный Указ №523 и Положение устанавливают основные принципы организации деятельности нотариусов: самоуправление, самофинансирование, единый статус нотариуса, регулирование нотариальной деятельности и контроль за ее осуществлением со стороны государства. В целом все эти принципы реализуются в структуре нотариального самоуправления.
Местом осуществления нотариальной деятельности являются нотариальные конторы, нотариальные бюро, местные исполнительные и распорядительные органы. Место осуществления нотариальной деятельности должностными лицами дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь устанавливается законодательством страны, регулирующим деятельность этих учреждений.
Нотариальные конторы (их сегодня 203)) и нотариальные бюро (их 40) являются организационной формой осуществления нотариусами нотариальной деятельности. Однако они не являются юридическими лицами.
Органом нотариального самоуправления в стране является Белорусская нотариальная палата (далее БНП), которая является некоммерческой организацией и действует на основа Устава. Все нотариусы обязаны быть членами БНП. Этим положением реализован принцип самоуправления нотариусов. БНП в целях нотариального обслуживания граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц создает в областях и г. Минске организационные структуры (территориальные нотариальные палаты) с правами юридического лица, которые действуют на основании Устава БНП.
Высшим органом БНП является общее собрание (собрание уполномоченных). К его компетенции отнесены вопросы утверждения Устава палаты, избрания членов правления, ревизионного, дисциплинарного и иных органов БНП и утверждения положений об этих органах, определение по согласованию с Минюстом дифференцированных размеров взносов нотариусов, определение порядка и размера выплат вознаграждения нотариусам за дни участия в работе органов БНП и территориальных нотариальных палат, избрание представителей БНП в состав Квалификационной комиссии и другие.
Коллегиальным исполнительным органом БНП является правление, которое из своего состава избирает председателя БНП (по предложению Минюста) и его заместителя, принимает решение о приеме в члены и прекращения членства в БНП, определяет порядок распределения и расходования денежных средств, а также порядок оказания финансовой помощи нотариусам, осуществляющим нотариальную деятельность в районах, в которых доходы от ее осуществления не позволяют обеспечить самофинансирование, занимается вопросами повышения квалификации, созывает очередное или внеочередные общие собрания и решает другие вопросы.
Принцип самофинансирования реализован нормами о взыскании нотариального тарифа за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, который поступает на счета соответствующей территориальной нотариальной палаты либо нотариуса, осуществляющего нотариальную деятельность в нотариальном бюро. За счет отчислений от поступившего нотариального тарифа осуществляется содержание нотариата (содержание нотариальных контор, нотариальных архивов, их кадровое обеспечение, содержание аппаратов нотариальных палат).
Ставки нотариального тарифа, а также случаи, когда нотариальный тариф не взимается установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2013 г. №1145 «Об утверждении нотариальных тарифов за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера нотариусами и тарифов на услуги технического характера, оказываемые работниками нотариальных архивов».
Нотариальная контора образуется (прекращает свою деятельность) по решению соответствующей территориальной нотариальной палаты по согласованию с главным управлением юстиции облисполкома, Минского горисполкома. В нотариальной конторе могут осуществлять нотариальную деятельность один и более нотариусов. Если в нотариальной конторе осуществляют нотариальную деятельность два и более нотариусов, то руководство нотариальной конторой осуществляется заведующим, назначаемым из числа нотариусов нотариальной конторы территориальной нотариальной палатой по согласованию с главным управлением юстиции.
В нотариальном бюро осуществляет нотариальную деятельность один нотариус. Нотариусы, осуществляющие в нотариальную деятельность более двух лет в нотариальных конторах, по решению правления Белорусской нотариальной палаты, согласованному с главным управлением юстиции, вправе образовывать нотариальные бюро в соответствующем нотариальном округе в пределах численности нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальном бюро, определенной Советом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Единый статус нотариуса означает, что этим принципом вводится единый документ, подтверждающий полномочия нотариуса на право осуществления нотариальной деятельности,- свидетельства на осуществление нотариальной деятельности, которое выдается на неопределенный срок и действует в пределах установленного в нем нотариального округа. Осуществление нотариальной деятельности в ином нотариальном округе запрещено.
Нотариальный округ представляет часть территории Республики Беларусь, в которой нотариус наделяется полномочиями по осуществлению нотариальной деятельности. В стране образовано семь нотариальных округов (по областям и городу Минску).