Наличие публичной политической власти располагающей специальным аппаратом управления

Публично-политическая власть:

- представлена особой системой государственных органов, т.е. аппаратом управления (органы законодательной власти: государственная дума РФ, исполнительной власти: аппарат президента и министерства и судебной власти), с помощью которых осуществляется защита общества от посягательств извне и его управление - обеспечивается принудительной силой (спец.органы: ФСБ, МВД, МЧС, исправительные колонии и т.д.);

- отделена от общества, непосредственно народу не подчиняется (подчиняется через институт представительства);

- внешне и официально представляет все общество;

- ее цель – обеспечить правопорядок и нормальную жизнедеятельность;

- опирается на право и законы;

- подкреплена принудительной силой государства.

Территориальная организация населения (наличие территории)

Территория имеет специальное деление – административно-территориальные единицы (республики, края, области и т.д.).

Под территорией понимают:

- поверхность суши с границами;

- водные объекты в пределах государственной границы;

- территориальные воды (12 морских миль от береговой линии);

- недра земли;

- воздушное пространство;

- территории посольств и консульств;

- морские, воздушные и космические суда под флагом.

Государственный суверенитет

Государственный суверенитет предполагает независимость государственной власти от всякой иной власти внутри страны и вне ее, выраженная в исключительном праве самостоятельно решать вопросы внутренней и внешней политики.

4) Наличие собственной финансовой и налоговой системы (финансы + бюджет + налоги)

Материальная основа государства, это денежные средства, собираемые с физических (граждан) и юридических лиц (организаций), находящихся в государстве. Налоги направленны на:

- поддержку социальной сферы (образование, здравоохранение, социальное обеспечение);

- обеспечение деятельности публичной власти;

- содержание органов государственного управления.

Наличие правовой системы (романо-германской, англо-американской, религиозной) и системы законодательства (совокупность взаимосвязанных законов и правовых актов, они регулируют общ. отн.)

Государство действуют, опираясь на право (совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, которые устанавливаются и охраняются государством).

Этот признак предполагает возможность издавать законы и другие нормативные акты (указы, распоряжения), которые имеют силу на территории всего государства, содержат нормы права (правила поведения) обязательные для исполнения.

Дополнительные признаки:

- наличие государственных символов: флага, гимна, герба;

- единого государственного языка;

- армии;

- системы международной политики.

П.С.:

-Конституция - основной закон государства РФ, принята в 12.12.93 г., она закладывает основные принципы построения государство.

-Аппарат управления:

Законодательная власть Исполнительная власть Судебная власть
2 палаты: Государственная Дума; Совет Федерации. Президент; Премьер министр; Кабинет министров; Министерства; Ведомства; Районные управы; Сельские администрац. Суды: Конституционный; Верховный; Арбитражный; Военный; Гражданский.

ТЕМА 2. ИСТОЧНИКИ ПРАВА

Источники права – это способ закрепления правовой нормы, форма выражения государственной воли. Основными источниками (формами) права считают:

1) Правовой обычай (межд)

Правовой обычай – это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему стала обязательной как устойчивая норма (это может быть в области предпринимательской, инвестиционной, исследовательской деятельности и т.д., а также в национальных традициях).

Это наиболее древний источник права. Не каждый обычай – правовой, а именно те, что санкционированы государством. Государство придает таким обычаям общеобязательное значение и их соблюдение гарантирует своей принудительной силой.

Например, по Гражданскому Кодексу РФ, если правовое отношение не урегулировано законом или договором, применяются обычаи делового оборота. Или же другой пример дающий право на применение обычая:
Семейное право – пункт 2 ст. 58 Семейного Кодекса РФ – присвоение отчества ребенку осуществляется по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.

Наши рекомендации