Иные формы непосредственной демократии
Сход
Сход граждан - форма непосредственного участия жителей муниципального образования в обсуждении и решении вопросов местного значения. Этот институт дает возможность гражданам непосредственно высказывать свои мнения и выражать волю по вопросам местного значения. Принимая решения на сходах, граждане вырабатывают чувства ответственности за последствия, которые несут в себе эти решения. Помимо этого, каждый гражданин ощущает воочию результаты своего участия в управлении делами местного значения. Процедура их созыва и проведения регламентируются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Законы, другие нормативные акты закрепляют принципы организации и деятельности сходов. К ним можно отнести следующие принципы:
а) всеобщего участия граждан, проживающих в границах муниципального образования, в собраниях и сходах;
б) равного права граждан на участие в сходах;
в) добровольного и свободного участия граждан;
г) гласность в работе сходов;
д) законность.
Инициатива созыва схода граждан принадлежит главе муниципального образования либо группе жителей поселения численностью не менее 10 человек.
Подготовка и проведение сходов граждан обеспечивается соответствующим представительным органом местного самоуправления, главой муниципального образования или органом территориального общественного самоуправления. О времени и месте проведения схода граждан, вопросах, выносимых на его рассмотрение, население оповещается через средства массовой информации. Исходя из полномочий схода граждан и его роли в решении вопросов местного значения, законодатель предусматривает обязательность участия в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления.
На сходе граждан избирается выборное должностное лицо - глава данного муниципального образования (или иное выборное лицо), которое считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан, принимающих участие в сходе граждан и обладающих избирательным правом.
Избранный сходом граждан глава муниципального образования подотчетен ему и может быть отозван сходом граждан в порядке, определенном уставом муниципального образования. По смыслу статьи глава муниципального образования (или иное выборное лицо, избираемое сходом граждан) должен председательствовать на сходе граждан. При осуществлении сходом полномочий представительного органа местного самоуправления выборный глава муниципального образования обязан принимать необходимые меры для эффективного осуществления населением права непосредственного участия в решении вопросов местного значения через формы прямого волеизъявления, обеспечивать предварительное обсуждение населением проектов: программ развития территории; местного бюджета; положений о внебюджетных фондах, их целевом назначении; программ и условий приватизации объектов муниципальной собственности; порядка предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжения "ими на территории муниципального образования; правил пользования природными ресурсами; планов и правил застройки муниципального образования; других положений и правил, непосредственно затрагивающих интересы населения муниципального образования.
Решение схода граждан принимается открытым или тайным голосованием. Оно считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, присутствующих на сходе.
Решение, принятое на сходе граждан в пределах его компетенции и соответствующие действующему законодательству, обязательно для исполнения органами и должностными лицами органов местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами на соответствующей территории. Оно не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт.