И лучше, если она не грубая
Разговор зашёл о жизни, в том числе и о поездках в автобусах. И вдруг редактор УЖа, интеллигентный мягкий человек, затронула тему повседневной агрессивности и хамства. Меня поразил контраст: воспитанный сдержанный человек признаётся, что ему в транспортной сутолоке часто приходят в голову раздражённые фразы. Думаю, ситуация привычная, когда человека, наступившего вам на ногу, толкнувшего вас в спину или в бок, задевшего неловко вашу одежду, пихающего свою сумку вам почти в лицо, так и хочется… хорошенько отбрить невзирая на его возраст и пол. Почему? Почему в ответ даже на малейшее причинённое нам неудобство нам в голову приходит резкость? Неужели правы те, кто считает наш язык грубым? А ведь Ломоносов (эрудированный и много повидавший на своём веку) спорил с тем, что испанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелями, итальянским – с женским полом говаривать прилично, и утверждал, что в русском языке есть всё: великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, и даже более того: богатство и сильная в изображении краткость греческого и латинского языков.
Так какой он, наш язык? Не обедняем ли мы его, используя лишь небольшую часть его богатств?
Не устаю повторять, что язык и речь – это разные явления. Человек использует в своей речи накопленные до него и сохранённые в языке слова и обороты: у человека всегда есть выбор языковых средств.
Приведу буквально вчера услышанный на канале «Культура» пример. В советские времена, когда, казалось, не могло быть другого официального обращения к публике, кроме как «товарищи», заседание памяти известного учёного его сын начал словами: «Уважаемые гости, друзья, знатоки, собравшиеся почтить память моего отца!». Как видите, обошёлся без официоза. Был у человека вкус к верному слову. Не захотел пользоваться сухим протокольным языком.
Почему, говоря о речевой грубости, я привела этот пример? Потому что и грубость, и официоз имеют общую причину – леность: говорящему не хочется искать слова и фразы, он пользуется первыми, пришедшими в голову. Слова будто сами выскакивают откуда-то изнутри. В таких случаях принято говорить «из подсознания», однако я не уверена в подсознательности такого поведения. Это в сознательном возрасте усвоенные шаблоны поведения, принятые как образец. Конечно, человек не свободен от общества и на его речь влияет среда. Однако речевое поведение формируется не год и не два, за время взросления можно найти и другие примеры и образцы.
В языке существуют оба эти словаря: «словарь агрессии» и «словарь доброжелательности» (речевого этикета). И активность их формирования в нашем собственном лексиконе зависит от нас.
Что могут в таком случае сделать лингвисты? Во-первых, заметить происходящее, дать ему профессиональную оценку. Как, скажем, в книге В.В. Колесова «Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра».
Во-вторых, создать и предложить к использованию словарь, например: Бакалай А.Г. «Словарь русского речевого этикета». Это самое полное справочное пособие, словник которого включает ок. 6000 слов и устойчивых формул приветствия, обращения, просьбы, благодарности, пожелания, поздравления и др.
И наконец, на часто задаваемый вопрос, почему грубых слов в языке больше, чем доброжелательных, лингвисты могут ответить выражением Д.С. Лихачёва, что это характерная черта низших организмов и плодовитость подобных слов напоминает плодовитость сорной рыбы.
Опубликовано в: Новая университетская жизнь. 23.11.2009.
___________
___________
___________
___________
___________
___________
___________
___________
___________
___________
ЗАДАНИЕ. Рассмотрите таблицу, в которой содержатся термины, относящиеся к языку и речи. Термины содержательно связаны друг с другом. Соотнесите термины сначала по колонкам, затем по строкам.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК | РЕЧЬ |
Кодификация | Реализация |
Норма Норма языковая – исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период. | Узус Узус (от лат. usus – применение, обычай, правило) – общепринятое употребление языковых единиц (слов, устойчивых оборотов, форм, конструкций). Под узусом также понимаются «частные» нормы, отличающиеся от нормы литературного языка. В этом случае говорят об узусах профессиональных, узусах социальных групп, узусе обиходного общения и т.д. Узус может фиксироваться словарями и кодифицироваться в языковую норму. |
ЗАДАНИЕ. Ознакомьтесь с предложенным текстом. Изложите кратко пути решения проблемы, рассмотренной в иллюстративном материале.
ГДЕ ВЗЯТЬ ХОРОШУЮ РЕЧЬ?
Вот пришла электронка, в которой содержится вопрос из разряда детских – внешне такой простой-простой, а ответить на него нелегко:
«У меня такой вопрос к Вам! Я хотела бы научиться правильно говорить, грамотно и чётко. Мне иногда сложно говорить, даже порой стыдно. Небольшой словарный запас и неправильная подача речи ставят меня в тупик, начинается бе-ме, мммм… Я чувствую себя скованно и боюсь лишний раз произнести какую-то фразу. Вопрос мой следующий: как я могу научиться грамотной речи, связной и красивой, чтобы свободно и без затруднений уметь общаться?».
Проблема автора письма понятна: он хотел бы, чтобы его речь была хорошей. Причём хорошей сразу по нескольким критериям: правильной, грамотной, чёткой, с большим словарным запасом (без бе-ме), с правильной подачей (без ммм). И вопрос: как этому научиться?
Начнём по порядку. Сначала уточним, что правильная речь и грамотная – синонимичные понятия. Правильно говорить – это значит знать нормативное словоупотребление («правила», как вас учили в школе) родного языка: произношение, правописание, точное знание значения слов. Всё это составляет первичный уровень владения языком. Без него вас не сочтут грамотным человеком. Хотя и не везде.
И вот здесь я хотела бы сказать главное: хороша речь не та, которая всегда правильна, а та, которая уместна. Это один из главных постулатов речевой культуры – коммуникативная целесообразность: «Для каждой цели свои средства», – так сказал известный лингвист Г.О. Винокур. И вот в чём состоит коварство современной языковой практики: в любом обществе ситуаций, где востребована правильная (грамотная) речь, хотя и не так много, но они есть и должны быть; эти ситуации – неприкосновенный запас нации. Однако в нашей современной практике и это небольшое количество сокращается. Даже там, где можно и нужно говорить литературным языком (в учебной аудитории, на конференции, заседаниях и проч.), современный человек стремится обойтись суррогатом из профессионального жаргона, официально-делового стиля и бытового диалога. А этого нельзя допустить, так же как и сокращения любого другого стратегического запаса страны. Чем грозит потеря запасов, я думаю, каждый понимает.
Вернёмся к письму. Речь чёткая. Автор, скорее всего, имеет в виду не столько чёткость дикции, сколько чёткость изложения мысли. Здесь совет один: чтобы чётко говорить, надо чётко мыслить. Это достигается путём тренировок – проговаривайте мысли про себя, ведите внутренние диалоги. Мне кажется, что торчащие из ушей наушники красноречиво свидетельствуют об отсутствии у человека какого бы то ни было желания думать вообще. Недаром это действие часто называют «отключиться». А от чего? От продумывания каких-либо идей, прежде всего. Хотя если под музыку ваши мысли не лениво текут в голове, а выстраиваются в стройные шеренги логических умозаключений…
Далее в письме поставлен вопрос о словарном запасе. Как его пополнить? Это очень просто: больше общаться с теми, у кого богатый словарный запас. Если в вашем окружении обнаруживается дефицит таких людей, его можно восполнить телевидением. Только проявите осторожность и избирательность в выборе каналов и передач. Нужны такие, где показывают людей, умеющих хорошо говорить. Очень для этого подходят «Линия жизни» и «Академия» (канал «Культура»), «Встречи на Моховой» и «В гостях у Бориса Ноткина» (5-ый канал СПб). Как правило, это передачи, в которых участвуют известные лица русской культуры. Их умение говорить оттачивалось годами, и вы сможете научиться у них многим коммуникативным навыкам.
Для расширения словарного запаса можно также применить старый испытанный метод, который ещё ни разу не подводил и верой и правдой служит человечеству на протяжении сотен лет, – больше читать хороших книг. Ни в коем случае не сочтите это дидактизмом, просто дружеский совет, причём не только мой – Вольтер писал: Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить.
Наконец, последний запрос автора письма – правильная подача речи. Думаю, автор хотел научиться учитывать аудиторию и применять адекватные слушателям речевые средства. Данное умение состоит из двух уже названных ранее – коммуникативной целесообразности и богатого словарного запаса. Они помогут вам ориентироваться на того или тех, с кем вы говорите. А наличие мыслей (содержания) не будет сковывать язык. Можно сказать, что правильная подача речи заключается в том, чтобы знать, что сказать и ориентироваться на того, кому ты это говоришь. Ведь цель любой речи – быть понятым.
Если следовать предложенным советам, как скоро можно достичь результата? Не смогу дать точный ответ. Знаю, что свою речь человек совершенствует на протяжении всей своей жизни. Но одну тайну выдам: секрет хорошей речи в её подготовке. Как серьёзно шутил Марк Твен: Мне обычно требуется больше трех недель, чтобы подготовить блестящую импровизированную речь.
Опубликовано в: Новая университетская жизнь. 27.05. 2010.
___________
___________
___________
___________
___________
___________
___________
___________
___________
___________
ЗАДАНИЕ. Рассмотрите графическое изображение существования речевых сфер. Назовите проблемы, связанные с нарушением сферных границ.
___________
___________
___________
___________
___________
___________
___________
___________
___________
___________
ЗАДАНИЕ. Прочтите статью, запишите основной тезис материала. Выполните задание, сформулированное в предпоследнем абзаце.
ЧУВСТВО СФЕРЫ,