Анализ эффективности использования гостиничных площадей
Наибольший удельный вес в структуре основного капитала в гостинично-туристической индустрии занимают здания — более 70%.
Международный и отечественный опыт свидетельствует о том, что туристические компании чаще всего не являются собственниками помещений и офисов, в которых работают. Как правило, часть основного капитала, относимого к зданиям, арендуется, поэтому в оценке эффективности использования основных средств особое внимание следует уделить эффективности использования площадей гостинично-туристического хозяйства и анализу влияния факторов на ее изменение.
Для более полного и точного анализа эффекта от использования площадей их следует разделить на:
· предоставляемые клиенту (гостиничные номера, другие площади, используемые для питания, отдыха и развлечений туристами)
· занимаемые персоналом турфирмы и используемые для управления гостинично-туристической деятельностью.
Исходя из этого, можно выделить три категории площадей гостинично-туристической индустрии:
1) производственная площадь (Ппр ) — площадь, на которой осуществляется обслуживание контингента (площади гостиниц, подразделений общественного питания и развлечений в санаториях, пансионатах);
2) площадь, занятая контингентом (Пэк ) — часть производственной площади, предназначенной непосредственно для отдыхающих и занятой оборудованием, предназначенным для непосредственного использования контингентом (гостиничные номера, залы предприятий общепита, концертные залы и др.);
3) располагаемая площадь (Пр ) — площадь, которую имеет фирма.
На основе этой классификации определяют структурные показатели использования площадей:
1) коэффициент занятости производственной площади:
;
2) коэффициент занятости располагаемой площади производственной площадью:
;
3) коэффициент занятости располагаемой площади контингентом:
.
Рассчитанные коэффициенты сравнивают в динамике. Увеличение их значений при прочих равных условиях свидетельствует об улучшении состава площадей.
О степени рациональности использования площадей гостиничного хозяйства и туризма можно судить по показателю объема реализации и выпуска турпродукта, приходящегося на единицу площади. Величину реализации (выпуска) туристского продукта на 1 м2 площади рассчитывают в динамике по каждой из категорий классификации площадей организации.
Можно также определить объем продаж на одно рабочее место (объем продаж / количество рабочих мест работающего персонала).
Показатели отдачи площадей связаны с показателями их занятости следующим образом:
.
Это позволяет методами факторного анализа определить влияние на отдачу располагаемой площади следующих факторов:
· отдача площади, непосредственно занятой контингентом;
· соотношение площади, занятой контингентом, и производственной площади (занятость производственной площади);
· соотношение производственной площади и располагаемой площади (занятости располагаемой площади производственной площадью).
На основе проведения факторного анализа могут быть выявлены недостатки использования гостиничных площадей и обобщены резервы повышения их отдачи.